Случайная встреча-3

Татьяна Пороскова
Почти каждый вечер Галя рассказывает мне что-нибудь.
А я слушаю её и думаю о том, что никогда бы не познакомилась с этими людьми, если бы судьба не переместила меня из города в деревню.
Но  деревня детства  не похожа на сегодняшнюю деревню, молчаливую и пустынную.
В тех деревеньках было многолюдно, трудно, особенно в военную и послевоенную пору, но и весело. Там по утрам звенели колокольца коров, идущих на поскотину. Там ржали лошади и играли резвые жеребята. Там пахло парным молоком.  По праздникам в каждой деревеньке гуляла молодёжь, и играли тальянки.
  Я прислушиваюсь  к тем звукам из сегодняшнего дня, сидя  в своей молчаливой избе.

-Первое, что связано с воспоминаниями о детстве - толстые серые бревна дома, все в мелких трещинках, теплые на ощупь и ожидание первых весенних проталинок, тающих сосулек и ручьев, бегущих по дороге.

Лет в пять отец взял меня  на охоту. Была весна, снег уже сошел, но на озере еще стоял лед. Мы подошли к высокой горе, там еще была раньше мельница. Гора казалась  просто до неба.
Вот бы сейчас побывать возле нее. Мама говорит, что из нее вытекает родник, и эту воду считают в деревне целебной, что она многим помогла избавиться от хворей.
Тань, ты бывала у родника?
- Да.
- Он из горы вытекает?
- Да, из горы.
Там, внизу котлован, возможно, Ледниковый. Я спускалась за морошкой и черникой. Называется Внутреннее болото. Может, там было маленькое озеро. Еле выбралась, цепляясь за ветки, пред грозой. Тогда мне было лет 50, уже таблетки в кармане. Вера мне не показала ключ. Я потом тебе расскажу или найду. Делали анализ воды, она богата минералами. Но кто будет этим заниматься?

Я видела этот родник, поднималась по этой горе. Она крутая, поросла ельником и брусникой. А там внутри неё  крутые склоны. Внизу маленькое сухое болото, на котором растёт на красном мху крупная  янтарная морошка и ковры черники.
Да,  так и было. Но всего не расскажешь.
Как передать чувство изумления и восхищения, которое накатило волной от таинственности и твоей причастности к этому затерянному маленькому миру?
Как передать его густые лесные запахи?
Как передать живую тишину леса?
И как передать не только радость, но и затаённое чувство страха перед тайнами леса?
У него своя жизнь и свои законы. Надо их знать. Иначе он поглотит тебя.
Однажды пред грозой мы собирали там ягоды. Воздух вдруг наполнился запахами  болота. В нём было замешано вино талья и цветов,  веточек багульника. Голова закружилась. Дышать стало трудно. И я стала выбираться вверх, хватаясь за веточки молодых берёзок.

А к роднику меня водил сосед. Долго мы шли к речке, где стояла когда-то мельница. Обошли бобровую запруду. Родник прятался в  высокой сочной траве, напоенной его целебной силой. Он журчал. Сильная и светлая струя бежала по замшелому длинному жёлобу. В высокой траве не видно было, что место заболочено. Сапоги вязли в этой болотине, но я зачерпнула в пригоршни воды, умыла лицо и сделала несколько глотков холодной хрустально чистой воды с неведомой силой, которую передала ей земля.
Что-то до слёз дрогнуло во мне. Словно я всю жизнь шла к этому месту. Я оглянулась вокруг. Не было того дерева, на которое деревенские вешали платки. Я достала из кармана куртки белый носовой платок  и привязала к тонкой веточке  молодого деревца.
Я знала, что это место люди интуитивно считали сакральным, верили в силу воды и земли. И я сделал то же самое. В это время я думала о своих детях и внуке.

Конечно, я не всё рассказала Гале.
Это были мои воспоминания.
Наверное, у каждого из нас есть свой родник, своё заветное место.
Теперь оно и у меня есть. Родник запечатлелся в моей памяти


Галя проснулось, открыла глаза. Над головой отёсанные брёвна потолка, рядом сколоченный из старых досок стол, железная печурка ещё тёплая. В задымленной кружке кипяток.
 В небольшое оконце пробивается солнышко.
 Гудело комарьё.
Вспомнила, как они с отцом пришли сюда, вспомнила медведя на насыпи.
В потёмках наскоро поужинали холодной жареной рыбой и чёрным хлебом, посыпанным крупной солью. Отец резал хлеб  бережно, прижимая каравай к груди.
А до этого дорога, дорога…

- Шли со стороны Чужги. Это очень далеко. Там  много было заброшенных лагпунктов-поселков: Зимний, Хлестуш, Лейбуш.
Утром на поезде доехали с отцом с Ширбово до Чужги. Время было где-то двенадцать часов дня.

Шли, наверное, километров пятнадцать. Развилка....
Отец засомневался: по какой дороге дальше идти?
Пошли вправо. Прошли километров восемь.
Нет никакого намека на озеро.
Отец просит:
 - Галинка! Залезь- ко на дерево, посмотри: нет ли озера в округе.

Я залезла.  Озера нет.
Пошли обратно до развилки. Теперь уже пошли влево, и вот километров через  семь Синьга! Озеро! Ура!
Но была уже ночь, наверное, часов одиннадцать.

Перекусили и завалились на нары в избушке спать. У меня не было ни рук, ни ног! Так устала! Провалилась сразу в глубочайший сон!
Где то в середине  ночи - стук в избушку. Испугались. Отец взял топор и вышел. Сказал, что какие - то мужики приходили. Видимо, тоже рыбаки.
Мне было пятнадцать  лет. Не было страха! Да еще с отцом. По - моему, они  с Тавеньги. Ведь от Тавеньги Синьга не так далеко. Когда мы с Ширбово уезжали, мама навалила еды. Это была жареная рыба! Как сейчас помню.
Отец:
 - Не надо! Придем на озеро, свежей наловим!
Как же выручила нас эта рыба во время плутаний! За весь маршрут у нас был один привал - обед с жареной рыбой!

Уснула Галя, как в омут провалилась.
Ей снилось, как отец вёл её к какой-то волшебной сказочной горе. Они миновали мелкую речку. Речка, не переставая, говорила о чём-то, прыгая по гладким камешкам. Чтобы не начерпала она в сапожки, отец подхватил её сильными руками, всегда пахнущими трактором, и перенёс на другой бережок. А она была так мала и легка.
- Что это? – спросила она, показывая на большое мельничное колесо.
- Здесь раньше мельница стояла. Рожь мололи, - коротко ответил отец.

 Ощущение – чего- то сказочного, загадочного осталось в ней на всю жизнь.
Речка, Большое колесо, загадочное Озеро с топкими берегами. Почему-то его назвали Коровьим.
 Была  у неё великая радость  в первый раз прокатиться на лошади!
А когда отец прокатил на гусеничном тракторе,  ничего прекрасней на тот момент она еще не испытывала! До слез было жалко, что поездка была такой короткой, всего несколько минут!
 Отец в замасленной телогрейке... Трактор тарахтит, все в нем дребезжит.... Но какое - же это счастье!

фото автора