Все, что нужно знать о менталитете

Даная Дан
Менталитет не вытравишь из сознания. Менталитет это не только мышление, но и генетическая память. Можно изменить образ жизни, но образ мышления невозможно изменить. Углубляясь в теорию, исходя из признанного понятия о менталитете, что это совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности, картина предстает иной, но есть и другое значение менталитета - душа, дух. Разве возможна замена души на другую? Нет, в своей сущности, человек от рождения до смерти остается прежним. Меняются привычки, установки, взгляды на ценности, мировоззрение, убеждения, но не то, что заложено генетикой. Это о сущности, о душе. Касаемо генетической памяти, в психологии этот термин трактуется как гипотетическая совокупность наследственных реакций, передаваемых субъекту через поколения посредством генов. Гипотетическая, предполагаемая, так как считается, что нет предрасположенности к одному языку - дети носителей одного языка, выросшие в другой языковой среде, говорят (думают) на языке страны проживания, тем самым опровергается относимость генной памяти к ламаркизму, базис которого выстроен на концепции пяти элементах с важнейшей ролью эфира. Сторонники ламаркизма считают, что психологическая память, в отличии от генетической, не взаимодействует с сознанием. Принцип - что нельзя опровергнуть, нельзя и доказать, - действует во всех сферах науки. Так и в нашем случае, генетическая память остается загадкой. Согласно теории Карла Юнга, генетическая память является коллективным бессознательным - это опыт предков, представленный нервными структурами головного мозга. Но что есть нервные структуры головного мозга, как не центральная нервная система! Почему же ламаркизм разделяет память на два вида - на генетическую и память центральной нервной системы? Копаем глубже. В теории Лерамка, генетическая память является сплавом памяти и наследственности. Вывод базируется на предположении и доказательстве непредрасположенности к одному языку. И, хотя, современная концепция опровергает принадлежность генетической памяти к теории ламаркизма, этот пункт - почему дети носителей одного языка, в другой языковой среде думают не на языке родителей, страны их исхода - остается белым пятном. Может сам подход к генетической памяти неверен? Попробуем разобраться.

Известно, что генетическая память (генная память, расовая память, родовая память, наследственная память, биологическая память) не является долговременной памятью. Долговременная память - это текущий опыт, накопление информации. Но в опыт входит и познание языка. А язык это всего лишь система фонетических, лексических и грамматических средств. Язык является орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений. Следовательно, язык, как средство коммуникации и познания, не может быть генетически закреплен. Во первых. является средством, во вторых. как система мышления, является самоорганизующейся информационной структурой, то есть накоплением самостоятельного опыта и приумножением или ослаблением имеющегося, генетически заложенного.

Тезис, в раскладе текущего, что менталитет не вытравишь из сознания, не претендует на научную истину. Можно не согласиться с моими выводами, но попробуйте вытравить менталитет из собственного сознания - стать человеком другой народности, или изменить в себе самое меньшее - совокупность умственных и эмоциональных особенностей. Для меня же вывод однозначен - генетическая память участвует в определении жизненной позиции. Если менталитет рассматривать с позиции мировоззрения, то концепция ментальности более четче обретает формы. Ментальность предстает в виде мировоззренческой матрицы - это картина мира в сознании человека и его место в этой картине. У каждого человека свой мир и своя вписанность в этот мир, и для каждого это норма - собственное представление о мире и о себе в нем. Вот в чем подводный камень - почему менталитет невозможно вытравить из сознания: на окружающий мир и на самого себя невозможно посмотреть другими глазами. И если нет опыта сравнения, невозможно понять что есть норма, а что отклонение. Впрочем, эволюцией не предусмотрены матрицы человеческого сознания. На вершине разума есть место для одного.



 
Примечание:

Ламаркзизм - эволюционная концепция, основывающаяся на теории, выдвинутой в начале XIX века Жаном Батистом Ламарком в трактате «Философия зоологии». Ламарк - первый биолог, пытавшийся создать целостную теорию эволюции живого мира. Лемарк отрицал существование видов. В настоящее время его теория вызывает много дискуссий. Воз и поныне там: мы все - одно и тоже (вся биосфера), или же созданы из разных клеток? Понятно, что речь идет не самих клетках - клетки человека, животных и растений схожи между собой, они являются эукариотическими клетками и имеют сходные процессы размножения (деления). Вопрос в ДНК - разный ли исходный код?



Использованный материал: Справная литература по психологии