Преграда

Вадим Светашов
                Преграда.

           К моим знакомым приехали друзья из Свердловска, и они попросили меня свозить за клюквой на Бахметское болото к Авраамову острову. Заодним, показать красоты настоящей тайги, в которой они никогда не бывали. Добираться до места надо было километров тридцать с гаком, из них половина по лесным дорожкам. Не каждая машина могла там пройти, а моя восьмиместная ГАЗ – 69 хорошо годилась для этой цели. Я уже дважды  бывал на здешнем болоте в этом году, клюквы было немеряно, и привозил по двухведёрной корзине.
          Выехали в утренние сумерки, до восхода солнца. Вторая половина октября, листва с деревьев уже опала, голые ветви кустов и поникшие травы посеребрил иней. Красотища!! До места стоянки добирались почти час, но без приключений. Дальше до болота надо было спускаться пологим склоном увала по квартальной просеке. Первым шёл мой знакомый, за ним цепочкой жена, затем семейная пара друзей. Я двигался замыкающим. Через сотню метров знакомый остановился.
                -- А мы здесь не одни и не первые! – крикнул он. -- Из посадок выходят свежие следы, и идут вниз по просеке. Весь иней с травы сбит. Пойдёмте быстрее, может, нагоним, всё веселее в большой компании!
          Я особо не придал значения его словам, хотя несколько удивился. Свежих следов машин на дороге не было, ягодники пешком сюда не ходят, потому что далеко. А вот охотники с ночевкой могли здесь вполне быть. Места дичью богатые, а при температуре около нолевой, ночью и у костра не замёрзнешь.
          -- Здесь целая куча мокрой клюквы просыпана, -- знакомый снова остановился и наклонился, разглядывая что-то на земле, -- литра три, не меньше. Похоже, что ягодники-то навстречу шли. Ночью они, что ли клюкву собирали?
                Все столпились около него. Уже подходя, я начал догадываться, в чём дело. Все вопросительно смотрели на меня.
          -- Ну ка, потрогай ягоды, -- попросил я.
          Знакомый наклонился и тут же отдёрнул руку.
          -- Это не вода, а слизь какая-то, да и пахнет неприятно, -- он принялся вытирать пальцы об куртку.
          -- Это и не клюква. Вы что, клюкву от калины отличить не можете? И не ягодники просекой проходили, а медведь. Это он опорожнился. Медведь к спячке готовится. А в берлогу он ложится с совершенно пустым кишечником. Для того, чтобы очистить желудок и кишки, он перед тем как залечь ничего не ест, кроме горьких ягод и калина подходит для этого видимо лучше всего. Почти не перевариваясь, она проходит через весь кишечный тракт. Этот медведь к спячке уже практически готов. Видите, у него кроме ягод и слизи ничего наружу не вышло. Может быть, он и  шёл к своей берлоге.
           -- Давайте возвращаться обратно! – несколько визгливым тоном заявила одна. Остальные молча озирались.
                -- Зачем? – удивился я. – Медведь сейчас даже если увидит или услышит нас, постарается незаметно скрыться. В это время медведи не нападают, тем более на такую толпу. И ружьё я не зря взял с собой. Вот МЦ 21-12. Пятизарядный полуавтомат, сам чёрт с ним не страшен. Сейчас перезаряжу пулями, и пойдём дальше. Скоро болото начнётся, а там медведю делать нечего: зря мочиться он не пойдёт.
                Мужчины успокоились и принялись успокаивать жён. Я перезарядил ружье и пошёл впереди. Остальные плотной вереницей поплелись следом. Начинался заболоченный ельник. И надо же! Около первой толстой ели я увидел такую же ярко-красную кучу. Хотел незаметно обойти, но у горожанки, следующей за мной, уже округлились глаза. Она беззвучно шевелила губами, пытаясь что-то сказать, и протягивала дрожащую руку в сторону ягод. А когда её муж заметил, застрявший в еловой коре клочок жёсткой бурой шерсти, а на самом стволе глубокие царапины на высоте своей головы и выше я, боясь истерики, плюнул под ноги и повернул к машине. Все толпой, запинаясь и оглядываясь, двинулись за мной.
                Всю обратную дорогу ехали молча, и так же молча  расстались.