Об интеллигенции

Александр Шалларь
Об интеллигенции

     «Я не верю в нашу интеллигенцию, - писал Антон Павлович Чехов, - лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят  из её же недр. Я верю в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям – интеллигенты они или мужики, - в них сила, хотя их мало….
      Отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука подвигается всё вперёд и вперёд, общественное самосознание нарастает, нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т.д. и т.д. – и всё это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернёров, помимо интеллигенции еn masse и несмотря ни на что (Письмо – Н.И. Орлову, 1899 г.; Письма в 12т., т.8 – М.Наука,1980 г).

       Двадцать лет спустя Владимир Ильич Ленин в письмах А.М. Горькому писал: «… и занимаетесь Вы не политикой и не наблюдением работы политического строительства, а особой профессией, которая Вас окружает озлобленной буржуазной интеллигенцией, ничего не понявшей, ничего не забывшей, ничему не научившейся, в лучшем – в редкостно наилучшем случае – растерянной, отчаявшейся, стонущей, повторяющей старые предрассудки, запуганной и запугивающей себя. 
       И в следующем письме А.М. Горькому: «…Интеллектуальные силы народа смешивать с «силами» буржуазных интеллигентов  неправильно….Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и её пособников, интеллигентов, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На  деле  это не мозг, а г…». «Интеллектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт. Мы их бережём….» (Письма, т.51, 1919 г.).

      При всём уважении и любви к великому русскому писателю и уважении    к вождю мировой революции следует сказать, что в периоды расцвета и подъёма страны именно интеллигенция способствовала росту нравственности и духовности народа.
      Во времена, предшествующие потрясениям, интеллигенция активно выступала за построение справедливой России, будучи уверенной, что благодаря ей осуществятся чаяния народа  о светлом будущем. Накануне революций и переворотов убеждённые революционеры, честолюбивые реформаторы-демагоги, разного ряда проходимцы привлекали интеллигенцию к борьбе за новую Россию и, достигнув своих целей, чаще всего выбрасывали её, как использованное предохранительное средство, если она не подстраивалась под новый режим, оставаясь верной своим идеалам.

      В наше смутное время денег и потребительства, время либеральных свобод, нравственность и духовность общества отошли на второй план. Отсутствие национальной идеи, объединяющей все слои общества, в том числе интеллигенцию, этому способствует.
      Лозунги либерализма: свобода, равенство всех членов общества, власть народа предусматривают свободу совести, первостепенное право личности в выборе образа жизни своей и своего отношения к обществу, равенство всех перед законом, обязательном для исполнения всеми без исключения, свободу конкуренции и открытость для всего мире рыночной экономики при минимальной зависимости от государства.

     Поистине дорога в ад вымощена благими намерениями. В наш   век либерализма  расцвели махровым цветом наихудшие человеческие качества: гордыня, алчность, эгоизм, лживость,  беспринципность и безнравственность.
      Это относится и к нашей либеральной интеллигенции. Свобода совести означает для неё свободу от ответственности за любые действия, свобода личности – как право поступать по своему усмотрению, игнорируя обязанности перед обществом. Впрочем, какие у неё могут быть обязанности при отсутствии общей национальной идеи? И какой идеал может быть у либерального интеллигента в условиях «свободы совести», кроме себя любимого?
      И всё это отражается в наших СМИ. Достаточно посмотреть пошловатые проекты телевидения,дебильные фильмы в кинотеатрах, сплошь американские, послушать выступления либеральных  деятелей культуры и журналистов.
        Очевидна безнаказанность лжи и цинизма либеральных интеллигентов в интерпретации текущих событий, в  оценке   безусловно выдающихся лидеров, в переписывании на свой лад истории страны, её достижений, подвигов народа в годы испытаний. Это придаёт им уверенность в том, что власти и дальше будут закрывать глаза на их по сути  предательскую деятельность по отношению к своему (да и к своему ли?) народу, который они ненавидят.
      Высшей власти, занятой борьбой  за выживание России в нынешнем жестоком мире, не до оценки их деятельности. Она стремится во что бы то ни стало сохранить «стабильность» общества и «согласие» между чиновничьей либеральной элитой, олигархией и простым народом. Результаты «стабильности» и «согласия» очевидны.
     Простым людям, занятым  выживанием своей семьи, либеральная интеллигенция  как и либеральное правительство, безразличны. В лучшем случае после  очередной мерзкой выходки либерального «интеллектуала» работяга скажет: «Ну и дерьмо этот мужик!» Но повседневная работа этих господ через подчинённые либеральной элите СМИ, конечно же, сказывается разлагающе на нравственности и духовности людей.
       Потрясающее долготерпение и безразличие народа кончатся лишь тогда, когда жить станет ему совсем невмоготу. А пока народ
                Безмолвен как всегда,
                Своей судьбы невежда,
                И как всегда надежда
                На сильного и  мудрого царя.


Санкт-Петербург, 
 февраль  2018 г.