Закон физики

Сергей Александрович Горбунов
Закон физики

Сергей Горбунов

Невезение шло косяком. Мало того, что очередная фирма ответила отказом о приеме на работу, а супруга уже в который раз вроде ненароком напоминала о наступающем Новом годе и отсутствии в доме денег, так еще и пассажирка попалась Андрею бестолковая. Она приехала откуда-то из села в гости и сказала, что ее надо отвезти в Луговой микрорайон, а там она укажет какой ей надо дом. По дороге она, сказав Потапову, что давно не была в областном центре, все изумлялась тому, как много в нем построили за минувшие годы и какой он стал красивый, как те города, что в телевизоре. Когда прибыли на место, то сельчанка растерялась и не смогла сразу указать нужный ей дом. Она беспомощно глядела на взметнувшиеся многоэтажки и лишь повторяла, что возле той, где живет ее сын, был котлован и три этажа соседнего дома.
Выспросив у пассажирки, когда это было и просчитав темпы застройки нового микрорайона, занявшийся извозом безработный инженер, стал «нарезать круги» между высотных корпусов, задавая наводящие вопросы вроде: не было ли поблизости магазина, детского сада, сквера или игровых площадок. Последний «объект» оказался близок к цели. Женщина вспомнила, что на ней стояли горка, двое качелей и красочный теремок. Это ускорило поиск и вскоре
Потапов подвез сельчанку к нужному подъезду. Но и тут вышла заминка. Когда он назвал сумму оплаты, пассажирка взглянула на него с испугом и как-то глухо сказала, что для нее это очень дорого. Раньше она платила гораздо меньше. Поняв, что препираться с пожилой женщиной бесполезно, что она еще живет в ином «измерении», таксующий инженер лишь спросил: сколько она может оплатить? – а, получив деньги, помог сельчанке донести сумки до лифта.
…Но, на этом злоключения не кончились. Когда Андрей Потапов выезжал из микрорайона, его остановил инспектор дорожной полиции. И хотя тот, «тормознув» «жигуленок», извинился за это действие и вежливо попросил срочно доставить его в райотдел полиции, настроение у бывшего инженера не улучшилось. Поэтому, односложно отвечая на слова разговорчивого «гаишника», он крутил баранку и думал о своем.
Товарищество, где работал Потапов, – кризис пережило. А когда на других производствах также все пошло на поправку, их малое предприятие, изготавливающее электротехническое оборудование, – обанкротилось, не выдержав конкуренции с родственными изделиями Китая и крупных российских фирм. В итоге, в начале декабря, инженер оказался без работы. Две недели он, размножив резюме, разносил их по промышленным производствам, а потом, чтобы окончательно не сесть на денежную мель, занялся на своей «семерке» полулегальным частным извозом. Дело это было хотя и не очень трудоемкое, но малоприбыльное, так как в городе действовали несколько частных таксопарков и несчетное число тех, кто взял патент на извоз. Все это таксистское братство бдительно оберегало свои территории и без церемоний, вплоть до насилия, выпроваживало чужаков. Поэтому Андрей, в поисках тех, кто с обочины дороги машет рукой, «ловя» проезжающий транспорт, колесил по городу, сжигая попусту, в большинстве случаев, бензин.
Вот и сегодня, полдня вволю накатавшись, он заработал, как говориться, на «хлеб с молоком» и на то, чтобы запастись бензином на завтра. А тут еще, вдобавок к безденежной сельчанке, навязался инспектор, которого задарма приходится везти по его служебным делам. От этих мыслей настроение испортилось окончательно, отчего Потапов, когда подвез своего пассажира к автостоянке у районного отдела полиции, не совсем вежливо что-то коротко сказал в ответ на очередную благодарность полицейского и его заверения в том, что тот, при случает – в долгу не останется.
…Дождавшись, когда сержант отойдет от машины, инженер взял тряпку, лежавшую в углублении дверцы, вылез из «жигулей» и начал протирать лобовое стекло. Закончив это дело, он, почти машинально, увидел, что на снегу, возле переднего колеса соседней машины, лежит пухлое портмоне необычного для таких изделий бежевого цвета. Оглядевшись по сторонам, Потапов поднял его и раскрыл. Кармашки этого «сейфа» из дорогой кожи были заполнены не только какими-то бумагами и документами, но и купюрами крупного номинала. И, судя по их количеству, составляли большую сумму. Уняв волнение и нахлынувший жар, инженер спрятал находку в карман и стал поджидать владельца соседнего авто. Тот пришел спустя короткое время и спокойно приготовился садиться в машину. На вопрос Андрея: «Не потеряли ли он какие-либо документы?» – смуглолицый   парень молча похлопал по карманам своей куртки и, убедившись, что все в них на месте, – поинтересовался: «А в чем дело?».
Выслушав объяснения Андрея о том, что кто-то обронил портмоне, парень, усмехнувшись, («Повезло тебе, мужик!») – нырнул в «BMW» и дал задний ход.
Лишь после этого Потапов уселся в свою «ласточку» и принялся изучать бумажник. В нем находились удостоверение личности, техпаспорт на «джип» и водительские права, визитные и кредитные карточки, какие-то квитанции, бумажки с записью телефонов и фамилий и – деньги! Столько, определив по их виду, инженер получал, пожалуй, за полгода в своем прежнем товариществе, да и то если был сбыт продукции. А тут они – пятитысячные купюры – соблазнительно лежали в бумажнике на сидении машины и разом решали все накопившиеся финансовые проблемы семьи инженера. Искус был такой, что Андрей чуть не поддался ему, после чего, торопливо засунув портмоне в карман куртки, вновь принявшись высматривать незадачливого владельца пропажи. А то, что тот обязательно здесь появится, Потапов почему-то был уверен.
Поэтому, он сразу же вылез из «жигулей», когда к стоянке подъехала иномарка и из нее вышло трое молодых мужчин. Один из них, в пуховике, с ярким мохнатым шарфом на шее и в модной фуражке, остановился и, как показалось инженеру, внимательно стал оглядываться по сторонам. Что дало повод Андрею обратиться к нему с вопросом: «Вы что-то потеряли?». На что тот, заулыбавшись, ответил:
- Ага, – четыре с половиной года! – и тут же задал встречный вопрос:
- В чем проблема, брат?
…Потапов принялся объяснять, что вот здесь, в снегу, нашел бумажник с деньгами и документами и ждет, когда приедет владелец, который обязательно обнаружит пропажу и вернется сюда на поиски.
- И сколько там «бабок»? – перебил собеседник.
- Сколько – не знаю, но много, – ответил Андрей. Дальше он не успел продолжить рассказ, так как неподалеку резко затормозила машина и из нее выскочил круглолицый, с такой же объемной фигурой мужчина с лихорадочным блеском в глазах. Он безошибочно подбежал к тому месту, где Потапов нашел бумажник и, даже, заглянул под стоящие машины. Когда он выпрямился, то на его лице было такое выражение отчаяния, что казалось – вот, вот заплачет. Поэтому инженер поспешил участливо спросить:
- Вы что-то ищите?
-Портмоне выронил с документами и деньгами, – буркнул «колобок».
- А как ваша фамилия? – вновь спросил Андрей.
- А тебе зачем? – резко ответил круглолицый. Но, видимо что-то сообразив, отчего на лице появилось просветление, торопливо ответил: «Брызгалов».
…Потапов достал из кармана куртки бумажник и протянул его владельцу, который, похоже, был «ошарашен» свалившимся на него счастьем. Но, тем не менее, деловито открыв возвращенный ему кошелек, он цепким взглядом охватил его содержимое, перебирая одновременно пальцам, находящееся в кармашках, а когда убедился в том, что все – на месте, что-то буркнув инженеру – заспешил к поджидавшей его машине. Но тут путь ему перегородил прежний собеседник Андрея, с ярким мохнатым шарфом, который с товарищами наблюдал за происходившим.
- Ты куда это, истощенный, так резво поскакал? – какая-то нехорошая улыбка пробежала по его лицу, что не ускользнуло от осчастливленного обладателя бежевого портмоне.
- Вот в ту машину, а что?
…Словно не слыша его, «потерявший четыре с половиной года», задал новый вопрос:
- Тебя как зовут?
- Коля, Николай, – машинально ответил круглолицый. – Я не понимаю, в чем здесь дело?
- А не улавливаешь ты, Коля, потому, что в школе был двоечник, – назидательно сказал, как уже понял инженер, недавно вышедший на свободу. – А если бы ты хорошо учился, то усвоил, что тем, кто тебе делает добро – надо говорить – спасибо! А не так как ты, что-то пробормотал. Тем более, что этот человек – «задубел» на морозе, поджидая тебя, рассеянного.
…Решив прервать этот «наезд», круглолицый повернулся к Андрею и громко сказал: «Спасибо!». Но, путь ему был снова прегражден.
- Вот, Коля, ты еще раз подтвердил, что был двоечник. И, сразу вижу, что – по арифметике. Представь, что твой кошель нашел не он (кивок головой в сторону Андрея), а – жлоб. Он бы твои «бабки» тут же бы прибрал к рукам, а тебе позвонил через неделю и сообщил, что нашел твой бумажник с документами (заметь, Коля, без – денег) и готов передать тебе его за вознаграждение. Вот ты и вновь в «пролете». А еще хуже – он куда-нибудь зашвырнет твой кошель и ты – «приплыл». А дальше, Коля, начинается – «алгебра», в которой ты тоже не силен. Как я разумею, в твоем портмоне помимо денег лежат водительские права, разные кредитные карточки, удостоверение личности и другое – без чего «тормоз» в твоих делах. И вот ты станешь бегать по различным конторам – восстанавливая их, платя дополнительно, причем – с «откатом» за ускоренную выдачу. А это, Коля, – время и ущерб твоему истощенному бизнесу здоровью.  Так вот, если ты, все это взвесишь и, как сознательный человек, – вознаградишь этого товарища за честность, то в любом случае на основе математики, окажешься в выигрыше – получив документы и деньги. Я правильно, Николай, мыслю? И по твоему лицу вижу, что ты всегда поступаешь справедливо и исправляешь пробелы школьного образования…
… Владелец портмоне промолчал, лишь отвернулся от собеседника и начал рыться в бумажнике.
- Да ты не волнуйся, Коля! – обладатель яркого, мохнатого шарфа, как бы даже участливо подбодрил обладателя пухлого кошелька. – Бери бумажки в количестве соизмеримом с твоей фигурой.
…На это владелец портмоне тоже ничего не ответил, а, сунув в руки опешившему Потапову стопку купюр, резко обогнул того, что читал ему назидание, и юркнул в салон машины.
- Забери их назад! Мы так не договаривались! – инженер подался вперед, чтобы догнать передавшего ему деньги, но машина, на которой того привезли к месту потери бумажника, резко рванула с места и помчалась по улице.
- Прищемись! Ему не надо твоего благородства, – «воспитатель» уехавшего толстяка сказал это уже Андрею и как-то даже жестко. – Он к вечеру все это восполнит с лихвой. Судя по «прикиду» на тебе (одежде – значит) и подержанной «тачке», на которой ты приехал, Рокфеллер – не твой дядя…
…И тут же неожиданно спросил:
- У тебя жена и дети есть? – Получив утвердительный ответ, спрашивающий с какой-то приказной интонацией сказал:
 – Вот и вези им деньги к Новому году. И не бери глупости в голову. Все, брат, сделано по понятиям.
…Сделав паузу, он с какой-то тоской сказал:
- Я на «зоне» слышал и про перестройку, и про рыночную экономику, но, выйдя, увидел лишь бардак и беспредел. И всякое чмо – вроде этого пузатого – себя крутизной возомнило и по-человечески с другими не желает общаться.
Так что ты за него не переживай.
… И тут же последовал очередной неожидаемый вопрос:
- У тебя, что – проблемы с ними? – собеседник, вновь сменив тему, кивнул на здание райотдела полиции.
- Да нет, просто «гаишник» тормознул и попросил подвезти его сюда, – ответил
Потапов.
- Понятно. Ну, тогда – прощай. И учись защищать себя, а то эти  волки барыжные – загрызут,  и он, махнув рукой товарищам, зашагал к парадному входу здания.
…Продолжил работу и Андрей. Домой, в нетерпении, он вечером вернулся раньше, чем в предыдущие дни. Едва захлопнув дверь квартиры, улыбаясь, сказал жене, что приготовил ей и детям новогодний подарок и вручил деньги. Пересчитав их, супруга, испуганно уставилась на мужа:
- Откуда такая сумма?  Это же больше, чем ты раньше зарабатывал за месяц! Ты  у кого-то их занял?
…Пришлось инженеру рассказывать и про пассажирку из села, и про «гаишника», которого подвез бесплатно, и про найденное портмоне с деньгами, и про мужчину, освободившегося из зоны и заставившего толстого бизнесмена поблагодарить его, Андрея, за возврат кошелька, и вручить ему, как подарок за честность, – эти деньги. И что он отказывался, но бывший осужденный настоял, чтобы он отвез ей эти купюры, которые сгодятся семье к Новому году.
Когда улеглись дополнительные вопросы и восторг, по поводу того, что праздник будет – как у людей, жена инженера, так же сияя, сообщила мужу, что ему звонили из отдела кадров фирмы «Энергомаш» и сказали, чтобы он завтра пришел к ним с документами по вопросам устройства на работу.
- Ты помнишь в физике аксиому: угол падения луча света равняется углу его отражения, – неожиданно обратилась супруга к Андрею. И, видя его недоумение – пояснила:
- Ты сегодня помог найти сельчанке нужный ей дом, полицейскому срочно приехать на работу, вернул кошелек с деньгами тому, кто его потерял, вот тебе добро и срикошетило под тем же углом. Мне моя бабушка всегда говорила, что – каков привет – таков и ответ. И я где-то читала кумыкскую пословицу: «Добро без возврата не останется». Вот у тебя так и вышло.
- Ну ты, Лариса, даешь! – Потапов даже засмеялся. – Но я как-то об этом и не думал. У них были проблемы, и я им просто по-людски помог в силу своих возможностей. А ты сразу – закон физики.