Лес рубят - щепки летят

Романов Владимир Владимирович
18 февраля 2018 г. в МХТ им. Чехова в рамках режиссерской лаборатории был представлен эскиз спектакля "Щепки", поставленный молодым, талантливым, очень самобытным режиссером Данилом Чащиным. Данная театральная работа фактически объединила два моноспектакля, один из которых сделан по повести расстрелянного в 1937 году Владимира Зазубрина  ("Щепка""), а другой - по  пьесе современного драматурга Юлии Поспеловой ("Говорит Москва").

Два различных по тональности сюжета объединяет время действия ( период массовых репрессий ).

Повесть  Зазубрина "Щепка" , рассказывающая о красном терроре после гражданской войны, чрезвычайно интересна тем, что написана не антисоветски настроенным автором, а убежденным коммунистом, который искренне предан делу революции и не "сглаживает" ее "острых углов". Ф.Э. Дзержинский, прочитав данное произведение в 1923 году, отметил несомненный талант автора, но при этом категорично заявил, что опубликовать данный литературный материал можно будет не ранее, чем лет через пятьдесят. Что в конечном итоге и произошло.
 
В основе пьесы Юлии Поспеловой лежат автобиографические воспоминания дочери Сталина Светланы Аллилуевой.
Режиссер попытался сопоставить восприятия окружающей советской действительности двумя совершенно различными людьми, т.е. посмотреть на мир "изнутри" ( из застенков ЧК ) и "извне" ( из-за высокой Кремлевской стены ).

Одним из главных героев спектакля является председатель губернского ЧК   Андрей Срубов - потомственный интеллигент, думающий человек, всем сердцем преданный коммунистическим идеалам и готовый абсолютно на все, если того потребует дело Революции. Чекист твердо убежден, что достижение истинной справедливости,  равенства и всеобщего блага неизбежно связано с насильственным уничтожением тех, кто из идейных убеждений не хочет подчиниться Диктатуре Пролетариата, либо является потенциальным классовым врагом.

Сотрудники ЧК  выполняют грязную, но жизненно необходимую работу по ликвидации врагов советской власти. Срубов свято верит в правоту своего дела, но чувствует, что все идет как-то не так. В жерновах непримиримой революционной классовой борьбы  гибнет масса людей, в том числе, и тысячи невиновных. Лес рубят - щепки летят.
В карающие органы прокралась "революционная плесень", авантюристы, негодяи и душегубы. Бездушный конвейер истребления набирает обороты. "Революция - никакой философии". Срубов оправдывает весь ужас происходящего "революционной целесообразностью". В итоге - им овладевает одержимость, переходящая в маниакальность. Далее - постепенная деградация и полный распад личности. Чекиста не отпускают ночные кошмары, заполненные тысячами мертвых, голых человеческих тел. Перед расстрелом людей раздевали.

После своего мрачного и страшного монолога начальник губернского ЧК исчезает во мраке преисподней, а опустевшее сценическое пространство заполняется теплым, умиротворяющим светом. Появляется несравненная, харизматичная и, в то же  время, такая "домашняя" Наталья Тенякова. Уютно усевшись за письменный стол, она читает и комментирует дневники воспоминаний Светланы Аллилуевой. Читает Наталья Максимовна совершенно потрясающе, магнетически воздействуя на зал, энергетически заряжая его, заставляя зрителей погрузиться в мир беззаботного, счастливого детства. В дневниках Светланы раскрывается образ ее заботливого и любящего отца, которого она тоже очень любила. Повзрослев и узнав о Вожде то, о чем раньше и не догадывалась, она, тем не менее, продолжала любить его. А о своем детстве сохранила светлые, безоблачные воспоминания.

Со сцены нам были озвучены два контрастных, совершенно различных взгляда ( "изнутри" и "извне" ) на  реальность ушедшей эпохи. В финале постановки звучит радиообъявление о смерти Вождя - "Говорит Москва...".  На этом спектакль заканчивается, но концовка, как мне кажется, выглядит не очень убедительно. Остается впечатление недосказанности.
Однако следует отметить, что мы видели пока лишь эскиз спектакля, о чем режиссер напомнил зрителям перед началом просмотра. Представленный им рабочий материал требует обсуждения, доработки и конкретизации.
Так, желательно более четко расставить акценты по ходу действия, а при появлении главных героев - более внятно пояснить, о ком идет речь.
Личности Срубова необходимо уделить больше внимания, это краеугольная фигура спектакля.
Хочется сказать отдельное спасибо художнику и режиссеру за великолепный и очень выразительный сценический видеоряд, на фоне которого развивается действие. Но включать видео до начала спектакля, по-видимому, преждевременно - это несколько искажает восприятие театрального действа. 

Сталин любил не только свою дочь, но и свою страну, для блага которой он сделал немало. Вопрос - какой ценой было достигнуто становление и величие Державы. Об этом спорят и еще будут спорить. Спектакль Данила Чащина весьма актуален. Мы живем в сложное, тревожное время. Это в полной мере относится и к нашему многострадальному Отечеству. Что ждет его впереди - предугадать непросто. Ясно одно - путь к справедливому и процветающему обществу не должен лежать через насилие и кровопролитие. Порою дорога в ад может быть вымощена самыми благими намерениями. Об этом говорит наша историческая память.

Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что режиссерская лаборатория вынесла на суд зрителей очень интересный и необычный по своей форме театральный проект.  При некоторой доработке данный эскиз непременно перерастет в полноценный, мощный спектакль.

20 февраля 2018 года.