Голосование по интернету для Швейцарии

Аникеев Александр Борисович
       https://www.swissinfo.ch/rus/   

       Перевод с немецкого и адаптация: Игорь Петров., swissinfo.ch

       Правительство Швейцарии планирует запустить систему электронного голосования при помощи сети Интернет. Пока переход к формату «E-Voting» происходит медленно, прежде всего, из-за проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности. Однако эта система очень нужна, прежде всего для так называемой «пятой Швейцарии».

       После десяти лет проб и ошибок федеральные власти больше не сомневаются: будущее швейцарской прямой демократии находится в Интернете, а одним из основных инструментов реализации гражданами их политических прав станет скоро, наряду с избирательным бюллетенем, еще и компьютерная «мышь». Большинство граждан Конфедерации будущее швейцарской демократии представляет себе примерно также.
«Введение системы „Vote ;lectronique“ является естественным и логическим результатом всех происходивших в стране в последние годы общественных и технических процессов в сфере телекоммуникации и внедрения технологий удаленного решения пользовательских задач», — пишет швейцарское правительство (Федеральный совет) в своем третьем Докладе, посвященном проблеме «электронного голосования («E-Voting») и опубликованном в июне 2013 года.

       Собрав и проанализировав опыт таких голосований, накопленный 13-тью кантонами в рамках региональных пилотных проектов, правительство считает, что постепенно наступает время вывести такую систему на глобальный уровень.
 
       Торопиться они, впрочем, не хотят и другим не велят. «Безопасность важнее скорости» — именно под таким девизом идут сейчас работы по созданию глобальной системы электронного голосования в Швейцарии.

       Это означает, что реализация проекта «E-Voting» и дальше будет происходить постепенно, в тесной кооперации с кантонами (субъектами федерации) при полном уважении основ и принципов швейцарского федерализма.


               10 лет E-Voting.

         Первые пробные «электронные голосования» прошли в Швейцарии в 2003 году на уровне коммунальных выборов в кантоне Женева. В 2005 году такие же пилотные проекты были реализованы в кантонах Невшатель и Цюрих.

         Каждый кантон, как это всегда бывает в Швейцарии, имеет свой взгляд на то, как должна функционировать система электронного голосования и какое ПО при этом следует использовать.

         Кантоны Женева и Цюрих готовы к этому при условии заключения договора представлять своё ПО всем желающим кантонам. Количество швейцарских субъектов федерации, заинтересованных в использовании либо женевского, либо цюрихского стандарта, постоянно растет — сейчас таких кантонов насчитывается 13.

         Женевский стандарт используется в кантонах Базель-городской, Берн и Люцерн. Кантоны Фрибур, Граубюнден, Золотурн, Шаффхаузен, Санкт-Галлен, Ааргау и Тургау сделали выбор в пользу цюрихского стандарта.

          На уровне национальных парламентских выборов первые пробные электронные голосования были проведены в 2011 году в кантонах Базель (городской, сельский), Граубюнден, Ааргау и Санкт-Галлен.

          Тогда же кантон Цюрих приостановил свои работы в области «E-Voting», чтобы проанализировать уже достигнутое и понять, в каком направлении двигаться дальше. Продолжили пробные тесты в Цюрихе и в 2014 году.

          В то время, как кантоны Женева и Невшатель хотят предоставить возможность удаленного голосования всем избирателям, остальные участники проекта пока концентрируются на обеспечении новыми возможностями соотечественников за рубежом.
          В 2012 года к участию в электронном голосовании внутри Швейцарии было допущено 90 тыс. граждан, а за ее пределами — 65 тыс.

         Финальная фаза внедрения системы «электронного голосования» должна начаться, прежде всего, в среде жителей «пятой Швейцарии», то есть среди граждан Конфедерации, проживающих на ПМЖ за рубежами своей исторической родины.
         Сверхзадача состоит в том, чтобы уже к очередным парламентским выборам 2015 года дать большинству швейцарских соотечественников за рубежом электронный доступ к своим избирательным участкам вне зависимости от того, в какой части земного шара они проживают.

         Кроме того, правительство Швейцарии приняло недавно решение отказаться от положения, по которому «электронное голосование» может быть доступно только соотечественникам, проживающим в одной из стран, подписавших так называемые Вассенаарские соглашения, регулирующие порядок надежного шифрования информации при передаче ее по каналам электронной связи. Тем самым Федеральный совет пошел навстречу требованиям, изложенным недавно в специальной петиции «Организации швейцарцев, проживающих за рубежом» («Auslandschweizer-Organisation» — «ASO»).

         «Мы рады этому факту, и, конечно, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы проживающие на ПМЖ за рубежом граждане Швейцарии активно использовали новые возможности электронного голосования. В этой связи мы бы приветствовали ускорение процесса запуска этой системы. Кроме того, мы и дальше будем убеждать кантоны, все еще настроенные скептически, изменить свое мнение относительно потенциала «E-Voting», — говорит юридический консультант «ASO» Сара Мастантуони.

         Некоторые кантоны активизировали свои усилия на этом направлении. Так, в следующим году всем зарегистрированным избирателям, в том числе и проживающим на ПМЖ за рубежом, доступ к системе дистанционного голосования намерены предоставить кантоны Ури, Обвальден и Вале (напомним, что в Швейцарии кантоны являются еще и избирательными округами — прим. ред.). Чтобы не изобретать велосипед, эти кантоны возьмут за основу систему, уже опробованную в Женеве.

         «С этими тремя кантонами мы работаем очень активно, планируя уже следующие шаги», — подтверждает Кристоф Гену (Christophe Genoud), вице-канцлер правительства кантона Женева. Интерес к разработанному в Женеве техническому стандарту удаленного голосования проявляют и другие субъекты федерации, ранее остававшиеся «неохваченными». Правда, пока их названия держатся в тайне из-за того, что их сотрудничество с Женевой еще не опирается ни на какие документы или соглашения, — указывает К. Гену.

         Другая группа кантонов ориентируется на стандарт, разработанный и внедренный в кантоне Цюрих. Об этом рассказал, в частности, Штефан Лангенауэр (Stefan Langenauer), глава Цюрихского кантонального ведомства статистики. Впрочем, и он тоже не раскрывает пока названия других заинтересованных кантонов. Сам Цюрих намерен в следующем году, после многомесячной паузы, продолжить интенсивные тесты системы удаленного электронного голосования.

         Кантоны же, которые уже внедрили такую систему и предоставили ее в распоряжение своих зарубежных соотечественников, хотят, также предположительно в следующем году, открыть ее для всех своих граждан.

         По мнению представителей федеральных властей наиболее уязвимым местом всей системы электронного голосования остается домашний компьютер частного пользователя.
         «Частный компьютер является ахиллесовой пятой проекта „Vote ;lectronique“. Он находится вне зоны контроля со стороны государственных служб, и специалисты исходят из того, что, как правило, частные пользователи не располагают достаточными техническими компетенциями, которые позволили бы им обеспечить надлежащие условия защиты информации».
          Недавно Федеральная канцелярия заключила с Цюрихским политехом (ETH Z;rich) договор с целью получить от ученых решение этой проблемы. Результаты ожидаются через несколько месяцев.


        Допустимый риск

        Однако как это всегда бывает в условиях демократии, критика не заставила себя долго ждать. Всплеск ее пришелся как раз на нынешний, критический этап становления системы электронного голосования.
Особенно мощной оказалась критика, что неудивительно, в кантонах Женева и Цюрих. Здесь некоторые партии, например, «Зелёные» и «народники» из «SVP», потребовали даже введения моратория на проведения каких-либо работ в данной сфере. Причиной критики стала непроверенная информация СМИ о том, как одному «айтишнику» в кантоне Женева якобы удалось в конце июня изменить вотум одного из избирателей, причем так, что тот ничего не заметил.

        Представители власти, впрочем, особенного удивления не проявили. «Мы разрабатываем систему „E-Voting“ уже десять лет, осознавая с самого начала, с какими рисками связана эта технология. Практика показала, что речь идет пока об отдельных случаях, которые мы со всей ответственностью относим к категории допустимого риска. На техническом уровне мы добились, например, возможности сделать так, чтобы отдельные злоупотребления не отражались негативным образом на всей процедуре голосования», — заявил Томас Абегглен (Thomas Abegglen), заместитель департамента информации и коммуникации в Федеральной канцелярии (в аппарате федерального правительства Швейцарии).

        Все эти опасности и риски четко обозначены и на страницах уже упоминавшегося третьего Доклада Федерального совета по состоянию процесса реализации проекта электронного голосования. Авторы Доклада так же указывают, что при всех прочих равных условиях риски, с которыми может столкнуться эта система, являются «допустимыми». При этом повсеместное ее введение будет, все-таки, поставлено в зависимость от достижения определенных, весьма жестких, стандартов безопасности.


         Необходимость точной авторизации.

        В настоящее время только 30% зарегистрированных на кантональном уровне избирателей могут участвовать в пробных «электронных голосованиях». Кантоны, которые в будущем ограничатся использованием программного обеспечения нынешнего образца, останутся с этими 30-тью процентами. Там, где кантоны примут решение распространить систему удаленного голосования на всех граждан, властям придется внедрить ПО второго поколения, которое, в частности, позволяет проводить однозначную авторизацию/верификацию избирателя.

       Именно принцип однозначной и точной авторизации и будет находится в центре общего комплекса мер информационной безопасности, на который будет опираться система «E-Voting». Эти меры позволят, в частности, выявлять и устранять возможные манипуляции, причем еще до полной публикации результатов и при сохранении принципа избирательной тайны. Впрочем, на первых порах, с учетом огромной стоимости ПО, кантоны смогут работать и в режиме ограниченной авторизации/верификации участников электронного голосования.

       Это, правда, может привести к тому, что в выборах в удаленном формате по Интернету смогут принимать участие не более 50% общего числа зарегистрированных избирателей. С другой стороны, такой урезанный вариант позволит кантонам без лишней спешки и стресса перейти потом на полноценную систему.


          Партии сказали  - надо.

       Все основные политические партии Швейцарии позитивно откликнулись на правительственный проект введения системы электронного голосования «E-Voting». Почти во всех партийных пресс-релизах на эту тему подчеркивается необходимость обеспечения надлежащего уровня безопасности и защиты информации, а также прозрачности в ходе реализации проекта.

       В деталях же партийные позиции порой расходятся очень заметно. Так, консервативная «SVP» придерживается в целом скептической позиции. Об этом заявил, в частности, генеральный секретаоь партии Мартин Балтиссер (Martin Baltisser). Он уточнил, что «его партия не имеет ничего против электронного голосования как такового, и что она поддерживает этот проект в интересах соотечественников за рубежом. Просто при этом мы указываем на необходимость обеспечения самых высоких стандартов безопасности».

       Партия «Зелёных» сомневается в возможности реализации таких стандартов. Она требует даже опубликовать все исходные коды системы. Партии же центристского и левого толка (либералы из «FDP», демохристиане из «CVP» и социалисты из «SP») склонны, скорее, доверять правительственным экспертам в вопросах информационной безопасности.

       «CVP» хотела бы ускорить введение системы «Vote ;lectronique», тогда как «FDP» призывает усилить пропаганду возможностей прямого демократического участия граждан в управлении страной посредством интернет-технологий. Социалисты со свой стороны требуют принятия федерального закона, на основании которого все швейцарцы, проживающие на ПМЖ за рубежом, получили бы не позднее чем в 2015 году право голосовать по Интернету.


    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь что-то понравилось, и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!