Twitter - это тоже жизнь. Мои друзья-советчики. 5

Игорь Рассказов
Мои друзья-советчики. Часть 5-я.

 Итак, мы приближаемся к финишу. Тут, значит, я весь такой в рассуждениях о книгах и жизни, а Россия сегодня на двадцатом месте в групповом зачёте по медалям на зимней Олимпиаде в Пхёнчхане. Обидно? Мне, нет. Может, я не патриот? Скажете тоже: я вон и на выборы собрался, и свой голос за Путина отдам. Ну, а то, что мы в полной заднице по некоторым видам спорта, так это нормально. Вот-вот, и не надо никого наказывать за низкие результаты. Что имеем, то и показываем. Чиновникам не нравится? Так у них тоже результаты так себе. Ага, вот и народ уже рукава засучил. Осталось теперь только слова песни одной хорошей вспомнить. Какой? А там вот так примерно пелось: «В бой роковой мы вступили с врагами…» Кто враги? Мне пальцем показать или сами догадаетесь?
А вот такая у меня с утра получилась разминка для мозга. До работы есть ещё время, и я на правах хозяина начну последнюю экскурсию по моей библиотеке. Сегодня поведу речь о той части «алтаря знаний», которая располагается в левой части стены от окна.
На верхней полке у меня стоят книги по теме гражданской войны. Ну, это та самая, которая разделила один народ на два лагеря: «белые» и «красные». За кого я? По-разному и это напрямую зависит от обстоятельств. Мне вообще как-то всё подобное не по нутру: русские убивали друг друга из-за идеологии. И вот, где та идеология, за которую проливали кровь «красные»? Сколько людей вогнали в землю и ради чего? Нам что так нужны были разруха и голод? Люди, больше никогда так не делайте и другим странам не надо с нас брать пример. Это не тот случай, не тот…
И на этой верхней полке у меня трилогия А. Черкасова: «Хмель», «Конь рыжий» и «Чёрный тополь». Хорошо написанные романы.
Далее «Дата Туташхия» - автор Чабуа Амирэджиби. Журналист, писатель, сумевший описать приключения национального героя, защитника обездоленных людей. По мотивам этого произведения был снят художественный фильм. Интересное получилось кино. И тут же Константин Седых с двумя романами об установлении советской власти на Амуре: «Даурия» и «Отчий край». По первой книге сняли фильм, и он стал со временем классикой советского кинематографа.
А как не быть в этой компании Анатолию Иванову с его сагой о сибиряках «Вечный зов»? Это же не роман – это история нашего государства, написанная по отдельным человеческим судьбам.
Чуть левее стоит А. Станкевич «Порт-Артур». Кстати, из этой же серии у меня есть книга А. Новикова-Прибоя «Цусима», которой я сделал саморучно переплёт, поскольку роман был издан в 1946 году и растрепался основательно. Ну, пришлось немного поколдовать. Теперь книга выглядит, как надо. 
Рядком с книгой А. Станкевича стоят сразу четыре тома Михаила Шолохова – «Тихий Дон». Люблю этот роман и здесь мне жалко и «красных», и «белых»  казаков. Ох, зря они рубали себя. Сейчас бы их правнуки весь мир на уши поставили бы своей храбростью. Как их нам сегодня не хватает.
Следуем далее. Ещё одна книга о старце Распутине. Чуть левее двигаемся и видим произведение нашего оренбургского писателя Бориса Бурлака, который изучал тему: «Установление советской власти в оренбургских степях». Тут же В. Балабай и его роман «Забайкальцы».
Да, горячее было время: головы летели налево и направо. Как там Максим Горький писал: «Кто не с нами, тот против нас?» Как верно-то подметил… Вот-вот, наглотались кровушки по самые ноздри.
А вот и уникальное издание: трёхтомник А. И. Деникина – «Очерки русской смуты». Путин В. В. изучив этот труд, рекомендовал его для прочтения своим подчинённым, чтобы те помнили уроки истории и не пытались их повторить. Тут я с президентом полностью согласен: смута России без надобности.
Дальше у меня стоит несколько книг написанных участниками «белого движения»: С. Мамонтов и Б. Ильвов. У них свой взгляд на гражданскую войну и здесь надо просто попытаться разобраться в их точке зрения, а не рубить с плеча, как это у нас случается порой.
А по следующей книге снят прекрасный фильм с одноимённым названием: «Рождённая революцией» в главной роли с Евгением Жариковым. И фильм, и книга рассказывают о становлении советской милиции с первых дней после революции.
Ещё несколько книг авторов, писавших о гражданской вой не. В глубине этой полки трёхтомник «Тихий гром», «Всероссийский розыск», А. С. Новиков роман «Прибой», Семён Скляренко «Путь на Киев», Лев Никулин «Мёртвая зыбь. По  последней книге снят фильм – «Операция «Трест» (о буднях ЧК). И опять несколько книг от участников «белого движения». Тут же роман «На Урале на реке» Антонины Коптяевой и повесть Фурманова «Чапаев».
Как-то мне один товарищ указал на то, что книги этой тематики надо бы разделить между собой, мол, «белые» и «красные» в одной связке – это нонсенс. Ничего я ему на это не сказал.
Спускаемся на полку ниже. Знаменитый роман А. Иванова «Тени исчезают в полдень». Ещё одна эпопея, по которой снят удивительный фильм с одноимённым названием. Далее идут книги о Великой Отечественной войне: Григорий Бакланов, В. Гроссман «Жизнь и судьба», В. Ардаматский – роман о немецкой разведшколе «Сатурн», К. Симонов трилогия «Живые и мёртвые».
Далее роман А. Коптеева о становлении советской власти на Алтае. Несколько книг из серии «Военные приключения» и шеститомное издание И. Болгарина о красном разведчике Павле Андреевиче Кольцове.  По первой книге сняли прекрасный многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства». Кстати, последующие романы не менее интересны и в них задаётся извечный вопрос: «А можно ли было изменить жизнь в России без крови?»
Во втором ряду на этой полке стоит книга И. Падерина «Когда цветут камни». Когда-то я прочитал её за один день. До сих пор помню, какой был у меня восторг от этого романа. Рядом с этой книгой, произведение «Морская душа» Л. Соболева и роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Чуть левее роман Г. Коновалова «Истоки». По соседству опять мой земляк Борис Бурлак и его книга «Седая юность». Ещё несколько фолиантов немецких исследователей темы о Великой Отечественной войне. 
А вот дальше у меня идёт подборка книг по истории с древних времён. Тут не только о Руси, но и о других землях и странах. И в первом ряду у меня двухтомник И. Ле «Хмельницкий». Всего-то одно слово, но взрослому читающему человеку не надо рыться в энциклопедии или своей памяти, чтобы поднять события связанные с этим человеком. Понятное дело, что сегодня Богдана Хмельницкого считают, чуть ли не предателем, мол, пошёл на воссоединение с Россией. Это как-то не по хохлятски, а поэтому уже их историки, которые совсем и не историки на самом деле пытаются вбить в головы украинцев, что это не Украина присоединилась к России,  а Россия к Украине. Ну, а почему бы и нет, если их же «умные головы» выдали, что Украинцы пошли от шумеров. Мой коллега-историк в шутку предложил пойти  хохлам дальше и рассмотреть вопрос о том, что не украинцы пошли от шумеров, а шумеры от украинцев. А чего мелочиться-то?
Вернёмся же к книгам. Далее у меня двухтомник В. Костылева «Иван Грозный». Тут без комментариев. Чуть правее стоит роман «Россия молодая» Ю. Германа. По этой книге наши кинематографисты сняли добротный фильм под тем же названием. Рядом с этим произведением у меня находится трёхтомник А. Чапыгина. Здесь два романа: «Степан Разин» и «Гулящие люди». С ними я познакомился в подростковом возрасте и после ещё несколько раз перечитывал. Рекомендую для любителей историчного жанра.
Двигаемся чуть правее и видим трёхтомник М. Езерского «Власть и народ». В этом произведении речь идёт о Римской империи: все правители собраны в одном большом исследовании.
Ещё один фолиант о русском полководце М. И. Кутузове – автор Л. Раковский. На днях по каналу «Культура» показывали фильм «Гусарская баллада». Посмотрел с удовольствием. Кстати, роль Кутузова в этом фильме сыграл артист И. Ильинский. Интересная трактовка, а тем более фильм лёгкий, музыкальный.
Далее у меня стоит роман «Северное сияние» Марии Марич, а год издания 1958-ой. С этой книгой я прошагал по жизни лет сорок. Откуда она у меня появилась, я не знаю. Однажды чуть было у меня её не заиграли. Ага, дал почитать и с концами, мол, потеряли и точка. Пришлось надавить на кое-какие рычаги и вернули. В прошлом году сделал ей небольшой ремонт, и теперь она выглядит, как невеста.
Кстати, этой весной много намечается свадеб. Интересно, а сколько потом последует разводов? На прошлой неделе с одним человеком разговорился, а он мне и говорит, что пришёл к выводу: всё это игра и не более. Пояснил так, что дети сегодня никому не нужны. Ну, нет ответственности у молодых, и рожают по инерции, а потом бабушки и дедушки воспитывают. Собственно, такое и раньше случалось.
Вернёмся же к библиотеке. Далее у меня Е. Фёдоров и его два прекрасных романа «Ермак» и «Каменный пояс». Эпическое произведение о покорении Сибири Россией. Вот бы американцам поучиться у нас тому, как надо ладить с коренным населением. Вот-вот, индейцев же они у себя истребили под корень, балбесы.
Тут же В.Я. Шишков и его роман «Емельян Пугачёв» в четырёх томах. Во втором ряду этой полке стоят: С. Злобин «Степан Разин», С. Бородин «Дмитрий Донской», книга о Радищеве, четырёхтомник «История боевых искусств». Ещё одна книга о Кутузове – автор П.А. Жилин. Несколько исторических романов в одном томе Джека Линдсея.
Спускаемся на полку ниже. В первом ряду семь томов из  серии «Легион». Из них можно узнать о жизни  таких полководцев таких, как А. Македонский, Аттила, о героях Армении, о русских витязях, о воинах Византии, о вождях викингов.
Далее двухтомник «Король Артур», Г. Сенкевич «Крестоносцы». Продолжает этот ряд книги авторов: Язвицкого, Калашникова, Васильева, Жданова, Иванова. Всех этих авторов рекомендует к прочтению Борис Акунин.
Кстати, что-то он не совсем стал попадать в последнее время ногою в такт. Может потому, что живёт вдали от России? Вот и его последний роман об Эрасте Фандорине обманул мои ожидания. Тут он и в подмётки не годится Пастернаку или Булгакову, описывая послереволюционную атмосферу в стране. Вот в своей книге «Счастливая Россия» это ему удалось, а тут что-то бледновато. А может, старость виновата?
Двигаемся чуть правее. Здесь у меня трёхтомник В. Полупуднева. Эти его романы я бы рекомендовал почитать украинским «историкам», чтобы они не путались в географии по поводу полуострова Крым, а заодно сами себе ответили на вопрос: «Чей он на самом деле?»
В глубине этой полки роман «Бабур» П. Кадырова. Рядом с ним «Спартак» Р. Джованьоло, книга Л. Раковского «Адмирал Ушаков», «Багратион» С. Голубева, Морис Симашко и его роман «Маздак». Кстати, эту книгу мне подарили в день моей трудовой деятельности после окончания музыкального училища. Интересный роман и мною перечитан был не одни раз.
Далее у меня: роман «Тезей» Мэри Рено, Шарль де костер «Легенда об Уленшпигеле».
Спускаемся ещё на одну полку ниже. Здесь у меня серия подарочных изданий о полководцах. Думаю, что надо их перечислить: Кутузов, Суворов, Ганнибал, Дельброк, Фридрих, Румянцев, Людендорф, Сунь-цзы, Цунэтэмо, Мусаси, Колчак, Врангель. Серия не вся. Что-то выпуск её приостановлен. Может быть из-за цены? Ну, для меня это приемлемо, а так, наверное, всё же кусается.
Рядом с этой серией книг у меня стоит уникальное собрание энциклопедий  от издательства «Локид – Миф». Отмечу, что эти фолианты вошли в список редкостных книг. У меня всего восемь томов. Тут: и о мистических терминах, о мистике XX века, всё о Булгакове, о тантрах, о суевериях, о предсказаниях, о демонах, о сверхъестественных существах.
В глубине этой полки книги: о Николае II, о Хрущёве, о Сталине, о Распутине, о Горбачёве. Не смог обойти вниманием этих персонажей. Да, противоречивые личности, но вместе с тем даже при желании никому их не удастся вычеркнуть из истории нашей страны. И потом, надо знать своё прошлое, чтобы уметь выживать, а тем более, когда от нас с вами не так много и зависит. Ага, всё решается где-то там, а мы все здесь у своих корыт. Или у кого-то по-другому? Я, кстати, не беру во внимание тех, кто сам себя вписал в список особенных людей. Ну, с этими понятно: деньга прёт и как бы в теме. Смешно.
Взять, к примеру, меня: не бедствую, живу без претензий, свою работу выполняю и знаю цену своему труду. Только вчера мне хотели сделать заказ на песню, мол, стихи есть, а всё остальное я должен сочинить и записать фонограмму. Я сразу же отказался от этой затеи, хотя раньше уже работал с этим человеком и в этом году две наши с ним песни даже ушли в столицу. Да, а я взял и отказался. А как по-другому, если у человека нет представления о том, как пишется песня? Собственно, и стихи этого автора мне приходится постоянно подправлять, да и затратное это дело: придумать мелодию, сделать аранжировку, записать фонограмму, найти исполнительницу и потом всё это кому-то отдать за тысячу рублей? Лучше я погуляю на свежем воздухе…
Вернёмся же к моему «алтарю знаний». Спускаемся ещё на одну полку ниже. Тут у меня мешанина такая, что чёрт голову сломит. Отмечу-ка я книги детективного жанра: Э. Тополь сразу шесть томов, В. Пронин и его знаменитый роман в нескольких томах «Банда», Ю. Семёнов «Кутузовский проспект», Н. Леонов «Наркомафия». Тут же книга о Б. Ельцине. Вот тоже был руководитель. Ага, рулил так страной, что до сих пор аукается.
Далее книги Ю. Дольд-Михайлика и В. Богомолова. Чуть левее книга моего ученика А. Куликова «Проклятый путь», два исторических романа «Гремящий мост» и «Закат Карфагена».
Теперь перемещаемся правее. Роман Стеллы Гемедд «Город». Пока не читал. Серия книг-альбомов по древней истории. Далее огромный талмуд - «Военно-морская стратегия России». Кстати, недавно эта самая стратегия отлично себя показала в Сирии. Американцы, учитесь, пока есть у вас такая возможность, а тем более Крыма вам не видать. Посему? Так не отдадим и точка!
Чуть правее стоят два тома Арсена Мартиросяна о Великой Отечественной войне. Ещё правее Уильям Ширер «Взлёт и падение III рейха». Рядышком с этим фолиантом «Библия» в двух томах (подарочное издание). Тут же Г. Малахов и его «Большая книга здоровья». Рука об руку издание, в котором Валентин Дикуль даёт советы, как жить без боли в спине. Ещё одна книга о том, как исправить себе зрение.
Может сложиться впечатление, что я вожу дружбу с болезнями, раз в моей библиотеке есть такие издания. Не дождётесь. Знать свой организм и грамотно управлять им – это нормально. И потом, я не пью лекарства, и вот уже сорок лет меня даже простуда редко беспокоит.
Двигаемся далее. В глубине этой полки несколько книг большого формата детской тематики. Ждут своего часа: когда мои внучки подрастут.
Опускаемся ещё ниже на полку. Здесь все книги Ю. Семёнова о легендарном разведчике Штирлице. Тут же: Г. Сенкевич и его роман «Потоп», В. Шишов «Угрюм-река» и снова Э. Тополь, пишущий в жанре политического детектива.
В глубине полки братья Вайнеры «Эра милосердия». По этой книге С. Говорухин снял фильм «Место встречи изменить нельзя». До сих пор временами пересматриваю с удовольствием его. Здесь же сборник средневековой поэзии и моя любимая книга в жанре фантастики «Я вернусь через тысячу лет».
Ещё спускаемся на полку вниз. Книга «Жизнь и смерть на Восточном фронте». Серия романов «Военные приключения». Здесь же книги детской тематики: «Старик Хоттабыч», «Чиполлино», « Малыш и Карлсон, «Мэри Поппинс». Несколько детективов, «Солдатские сказки» Саши Чёрного, Мери Мейч Додж «Серебряные коньки», «Детская библия».
Ещё на одну полку вниз и здесь видим Д. Дефо и его книгу «Робинзон Крузо». Рядом В. Катаев «Сын полка», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», энциклопедия для мальчиков и энциклопедия для девочек, несколько книг о К. Марксе.
И последний бросок: поднимаемся вверх и на уровне человеческого роста у меня в крайнем левом углу, где восседают охранники моего «алтаря знаний» гномы, видим томик Жванецкого. Над ним в стопочке Франц Кафка, Ф. Раззаков «Звёздные трагедии», Г. Жуков «воспоминания и размышления», талмуд – «История России» (10-й том), В. Катаев все романы «Волны чёрного моря», З. Успенский «Тайный советник вождя».
Ну, и под занавес: под телевизором расположились у меня семь томов энциклопедии «Жизнь животных».
Неужели всё? На сегодня так оно и есть. Пока занимался описанием своей коллекции, набрал книг для раздачи. Меня недавно спросили, мол, и не жалко расставаться? Нет, у меня насчёт этого своя философия и главный тезис в ней: ничего с собой отсюда я не возьму.