Мои реликты

Ганна Зброжек
             ......................
              .....................

    Один день - на природе , один день -в саду , а сколько впечатлений!
    Середина февраля . Остатков снега не видно уже.
       Исправляю осенние недоработки : убираю сухие , выше меня заросли пустырника , вокруг специально с осени не убираемого чеснока , который пучками уже почти выглядывает из земли.
       А ведь хочется и очень -  живой пищи ! Осталось прорыхлить , немного от ненужных побегов почистить разросшуюся мою грядку , и - за зелень к столу всю раннюю весну можно не беспокоиться !

    
    Внимательно оглядываю межу огородную- надо не пропустить поросли спаржи дикой , часто забываю о ней , и потом она в разных участках всё лето украшает двор  ажурными букетами,  соревнуясь с комнатным аспарагусом .
    Замечаю , что и мята лимонная ...почти уже подросла для чая .
    Грядочкой черемши --пока не хвастаюсь , мала очень !Но столько надежд на неё!

    Заодно собираю  переспелые , коричневые бочата -мешочки , готовые просыпаться на землю странной формы семенами  назойливого , стойкого и проклинаемого мной , как игил ,растения кирказон, с осени забравшегося  своими вездесущими побегами в заросли смородины , под яблони и айву.

    Нечаянно срубила дикий щавель  , полезный дикий щавель!
     -Останусь без супчика зелёного ,- подумалось сразу ,  а он ведь так выручает , когда посевного , садового щавеля листочки ещё малы и  невзрачны , а ты  пообещала уже домашним порадовать их   первым весенним зелёным борщом !

    Тилинькают синички , или -это не они ?!Или какой - то новый распев ?!
    И петь хочется самой !
    Земля!
    Только в общении с ней , радостном  и нелёгком , рождаются самые чистые и радостные мысли !
    И-- бередит душу какая - то пророческая рифма .
    И , кажется , любишь весь мир !

    Усталость заставляет выпрямиться , заглядеться в небеса ,а желание закончить именно сегодня всё намеченное  , желание властвовать над этой реликтовой массой под ногами , даёт  странное ощущение  некой потусторонней  помощи.
   
    И в памяти всплывают ,словно наяву  рисуются : бесконечные , напоминающие  этот день давние заботы , когда рядом  были усталые и счастливые от выполненного -мамочка , папочка,бабуленьки ,дедуля ..
   И -кажется, все -они рядом . Или же , наоборот , я -рядом с ними , например во дворике бабушки З*****, который весь в разноцветных маках ..вдоль тропиночек..

   Два деревца кураги ..( так у нас назывался дикий абрикос)  , так быстро выросшие из косточек , мною посаженных , своим видом словно подтверждают...да мы -оттуда..

   Магия -бесконечна ...
   Земля !
   Земля -любит , говорят,  всё реликтовое !
   Реликты -живучи , не потому ли они так лечебны !?

   Промолчу уже о дальнем уголке нашего двора , впрочем ...уже и не дальнем , очень разросся пырей , по-моему он будет виден из космоса , каким  вижу я иногда , ..со спутника  дворик отца ..
   Промолчу и о самых главных , и самых любимых реликтах моих , ещё спящих...ландышах и чёрном  винограде. О них я давно уже здесь , на сайтах, пою...

   Размахи мои широки , я забываюсь ..что надо бы поостеречься , не молода ведь уже , и всё рублю и рублю под корень ценный пустырничек , и всходы других сорняков .
    Вот ведь наверняка , они ,все мои реликты ...меня хотят подлечить ,оздоровить, подсказать ..что-то важное ,но  я ,  пока не научилась их понимать ,и- убираю  их , подчищаю  дворик.
    А,  надо будет -куплю в аптеке , теперь же  -собираю две высоких кучи для костра...


   Ещё укрыты  , спят мои несколько виноградных кустов , смотрю на них ...
   и опять же вспоминаю другую лозу .
   Это ненадолго , но без этого -нельзя .
   ...................
   Как  давняя песня , виноградники в родной станице , виноградник--в родном дворе .
   Ищу взглядом мои , уже здесь,....укрытые  молодые кустики ркацители , представляю   их зелёными и разросшимися с янтарными ...гроздями   по осени .

   Сколько забот , но ...почему - то хочется петь!
   Впереди весна , и...сколько надо будет сделать ...

   И -незабываемая  строчка ,мне ,как завещание , как наказ  понять , помнить , не забывать своих ,землёй и песней живших,   предков , врезавшееся навсегда в меня   повествование мамы :

  --Забирали сады , делали колхозы ...отбирали у всех казаков их личные участки , а  старики ---плакали .
  -- Как же плакали !Как же плакали старики по своим садам !По многолетним своим ухоженным лозам  , деревьям , грушицам ..яблонькам ...

     И я вновь почему -то вспоминаю белобородого  старика в брюках-галифе  ,в сероватой тёплой фуфайке ,... в белых  вязаных тёплых шерстяных носках , теперь знаю..это был один из последних ...гребенцов нашего рода, и  пытаюсь вспомнить о чём было наше общение редкое ?
     Что унёс он с собой , почему не поведал мне многих тайн , ..которые могли бы мне поведать родные прадеды ...
     Их ведь  не было рядом ...

     Теперь же лишь догадываюсь , ..почему он видится мне отсюда , издалека ..
     И что советует....
    
     Старики , старушки ...любили одевать на белые , высоко провязанные шерстяные носочки   калоши .
     И вот так: в чистеньких , носочках , новеньких калошах  , в папахах -старики, в  шалях  -женщины ,после трудового дня ..или же в выходной ...-отправляться в гости ..к родным , к соседям...

     Так вот ... когда ...мы перестаём петь ! Вольно и свободно, перестаём петь..и даже , кажется , перестаём дышать ....

     Когда у нас отнимают сады , право работать на своей земле,  земельке , земелюшке.
                **********
     Насколько же длинной ... была зима , видимо, для меня , она ещё и не закончилась , а мне хочется и хочется что-то ещё сделать в саду ..моём скромном.
    


     И не рифма , не песня рождается во мне , а мысль о том , что   без.. возделывания земли , без стремления украсить её ,без вольной песни после рабочего дня -мы забываем важное и главное в нашей жизни, и ...со временем .. что-то сморщивается в душе у нас  нас , засыхает ....
    Мы ищем чего  -то , строим планы...
    Но всё --не то !
 
    Есть , и -много ,радостей и счастья в нашей жизни, но ничего не радует так по весне  , как почки на дереве ,...тобой посаженном , и цветение сада , посаженного ещё твоими родителями...
     И только тогда рождается самая счастливая рифма , самый весёлый ..мотив!


     Пойду-ка  выброшу  семена кирказона  в мусор, приедет машина за мусором ,и -пусть ,чуть позже ,  сделает доброе дело , посеет  лечебный реликт!

     Далеко ,далеко куда - то всё возят и возят мусор .

     Пусть растёт реликт там  , пусть разрастается !

     Но , что это ,под ногами ?!
     -С осени не замеченный плод ореха грецкого, упавший с ветки ..моего ореха ! Он тяжёлый и влажный  , и - видимо ,готов прорасти !
      -Где же мне посадить его ?!

      -До завтра, сад !Замечаю, что проклёвываются побеги тюльпанов !
      И дикая примула завтра будет уже повыше ростом !
    

Редакция +++
Реликты ещё есть.

Фото : кирказон ломоносовидный .. летом . Коробочки ещё не созрели.
 19.02. 2018.