Великий Инквизитор Свободы

Владимир Руссь
                СЕН-ЖЮСТ ЛУИ
                (1767-1794)
                Французский революционный деятель


000
Эти люди (второй ; М. Робеспьер. – В.Р.) сами по себе стоили больше, чем все остальные революционеры, вместе взятые, и их диктаторское правление было дьявольски хорошо задумано.
(Г. Бабеф)
000
Надгробный фонарь.
(П. Баррас)
000
Великий Инквизитор Свободы.
(А.В. де Виньи)
000
Жизнь его была без пороков, хотя и не без преступлений.
(А.В. де Виньи)
000
Нет исторической личности, которую я считал бы более отталкивающей, чем Робеспьер, за исключением, пожалуй, Сен-Жюста.
(Р. Кобб)
000
Воплощение республики Дракона.
(А. де Ламартин)
000
Архангел смерти.
(Ж. Мишле)
000
Архангел террора.
(Ж. Мишле)
000
Военная роль Сен-Жюста сильно преувеличена. Французская мания связывать все успехи с центральной властью, инстинкт идолопоклонничества и склонность упрощать историю превзошли здесь все мыслимое.
(Ж. Мишле)
000
Лицо Сен-Жюста  отнюдь не представляло собой того изящного сочетания тонких черт, какое придал ему льстивый карандаш литографа. Тем не менее, он был красив, хотя его широкий подбородок казался несколько непропорциональным из-за наполовину окутывавших его складок легкой ткани. Брови его вместо правильной дуги представляли собой скорее прямую линию и почти сходились к переносице, разлетаясь при менее напряженной работе мысли; глаза были большие и обычно задумчивые; лицо – бледное, даже несколько сероватое, как у большинства активных деятелей революции – очевидно, из-за напряженной работы и постоянных ночных бдений. Однако его мягкие чувственные губы свидетельствовали о почти непреодолимой склонности к лености и сластолюбию. Если он их испробовал – а все, что мы знаем о его ранней юности, равно как и то, что он написал в эти годы, заставляют нас в это поверить, – то к моменту, когда он начал выдвигаться на политической арене, он преодолел их с необычайной силой; и, пожалуй, ничто не может лучше объяснить бессвязность его филантропических теорий и его революционную непримиримость. Человек, почувствовавший себя способным сотворить себе новый характер благодаря чуждым его натуре обстоятельствам, не может избежать впадения в заблуждение; заблуждение же есть порождающая причина всех преступлений, равно как и всех ошибок.
(Ш. Нодье) 
000
Губы толстые и суровые на картине Прюдона, улыбающиеся и чуть насмешливые на портрете Давида, изысканно очерченные на портрете Греза. Взгляд то прямой и твердый, то мечтательный и отрешенный; нос прямой и по-юношески мясистый, или слегка изогнутый, с резко обозначенным остовом.
(А. Оливье)
000
Лицо довольно изменчивое, отчего портреты его не похожи один на другой.
(А. Оливье)
000
Средний рост, здоровое тело, пропорции которого выражают силу, большая голова, густые волосы, желчный цвет лица, глаза живые и маленькие, взгляд пренебрежительный, черты лица правильные и вид суровый, голос сильный, но приглушенный, выражение озабоченности с мрачным оттенком беспокойства и недоверия, крайняя холодность в обращении и манерах, таким нам представляется Сен-Жюст, не достигший еще тридцати лет.
(П. Паганель)
000
Отвратительный и театральный молодой человек.
(Ш.О. де Сент-Бев)
000
Тигр, жаждущий крови.
(Ш.О. де Сент-Бев)
000
Щегольское чудовище.
(Ш.О. де Сент-Бев)
000
Юный герой, очень красивый, богато одаренный, равно неустрашимый в бою и на трибуне.
(Современники)
000
Живой меч.
(И. Тэн)
000
Я не принадлежу ни к одной из фракций, я буду сражаться с ними всеми.
000
Я презираю прах, из которого состою и который беседует сейчас с вами.