О прямой демократии в Швейцарии

Аникеев Александр Борисович
      Прямая демократия, то есть право граждан непосредственно участвовать в законотворчестве для развития своего государства и народа, давно является неотъемлемым элементом швейцарской идентичности, наряду с федерализмом, кантональной автономией и политикой нейтралитета. По каким вопросам, как и когда голосовали швейцарцы в последние 150 лет, какие законодательные инициативы выдвигали, какие законы выносили на референдумы? Обо всем этом теперь можно быстро и легко узнать при помощи Интернета.

      Население Швейцарии нередко весьма справедливо называют «чемпионами мира» по степени вовлеченности в политическую жизнь своей страны. Обеспечивается это при помощи регулярных голосований на общенациональных, кантональных и коммунально-общинных референдумах. Швейцарец ходит голосовать не раз в четыре года, а четыре раза в год, а то и чаще! Другим способом, позволяющим гражданам непосредственно вмешиваться в управление страной и формировать политическую повестку дня государства, является «народная законодательная инициатива».

       Швейцарию иногда называют «страной с 700-летней демократией», что, строго говоря, не совсем так. Современные инструменты демократического участия граждан в управлении обществом и государством начинают развиваться здесь только после 1848 года, то есть после создания современного федеративного устройства швейцарского государства. Уже одна теоретическая возможность проведения референдума по любому закону оказывает серьезное сдерживающее и корректирующее воздействие на работу парламентариев.

      Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучного развития всех её членов, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи  говорил, что уже больше  полутысячелетия  швейцарские общины самоуправления не  меняют  существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни.   Всех  ведет  убеждение, что  такая  жизнь связана с обязательствами  и самоограничением каждого и не может быть никакой  свободы от этого  ни  у  личности,  ни  у  государства  без всеобщей дисциплины и честности,   без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права человека от любого угнетения.  Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и  решающим судьёй во  всех важных вопросах,  а так как он не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы  какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!! 

      Правительство не  должно  спешить за всеми  изменениями потребностей и народных мнений, задача  правительства обеспечивать исполнение законов принятых населением и  действовать  так, как  действовал бы  разумный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения его потребностей при стремлении обеспечить каждого необходимыми базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть  не столько от анархии рынка, сколько от потребностей населения по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере, что при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее  при растущих государственных  нагрузках. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…


       Другое дело, что в Швейцарии никогда за всю её историю не было единого центра политической власти. Кроме того, в стране были развиты традиции и принципы регионального самоуправления, что отнюдь не идентично демократии: данный регион мог быть суверенен, но управляться при этом совсем недемократическими методами. Самый яркий тому пример: абсолютистско-патрицианский режим, на основе которого управлялся Берн до 1798 года.

      Коренные политические преобразования, имевшие место в Швейцарии в 1848 году в результате гражданской войны, превратили межгосударственный союз кантонов в союзное государство, существующее на базе нового основного закона, Федеральной конституции, и федерального парламента, состоящего из двух равноправных палат: Национального совета и Совета кантонов.

      Именно это равноправие и не позволяет, кстати, называть их по привычке «нижней» или «верхней» палатами. Их корректное наименование: соответственно, «большая» и «малая». Как бы там ни было, современные народные демократические права начинают формироваться в стране только в период с 1874 по 1891 гг., то есть после первого всеобщего пересмотра текста конституции и до момента официального запуска такого инструмента прямой демократии, как народная законодательная инициатива.

      Она дает гражданам возможность предлагать изменения текста федеральной конституции, либо же выносить на суд народа новые законопроекты и поправки к уже действующим законодательным актам. Для этого в течение 18-ти месяцев необходимо собрать 100 тыс. подписей, нотариально заверить и передать в Федеральную канцелярию (BundeskanzleiВнешняя ссылка) в Берне.

      Число народных законодательных инициатив начинает резко увеличиваться начиная с 1970-х гг., достигая своего исторического максимума в наши дни. Начиная с 1891-го года, народом были одобрены 22 законодательные инициативы, причем 10 из них были поддержаны избирателями за одно только последнее десятилетие.

      Федеральные законы  в Швейцарии принимаются, как это происходит в любой другой демократической стране, парламентом, и тут же вступают в силу. Обычно к большинству законов ни у кого никаких претензий нет. Однако, и здесь начинаются швейцарские особенности, законодательство позволяет отдельному гражданину, группе граждан, партии, профсоюзу и любой другой организации предложить вынести тот или иной закон на референдум. Правда, это нужно успеть сделать за 100 дней со дня официальной публикации его текста.

       В этом случае речь идет о «факультативном» («необязательном») референдуме, то есть право на его проведение может быть использовано, а может и не использоваться. Затем за три месяца необходимо собрать 50 тыс. подписей граждан и представить Федеральной канцелярии текст либо поправок в закон, либо любой другой официальный текст с предложениями от инициативной группы, с которыми она собирается выходить на референдум. Федеральная канцелярия должна дать свое «добро», и тогда данные поправки встают «в очередь» в ожидании срока проведения голосования.

       Парламент может разработать свои так называемые «контрпредложения» к проекту, выдвигаемому инициативной группой, или же он может, не дожидаясь голосования, соответствующим образом изменить закон. И очень часто случается так, что инициаторы той или иной поправки или законопроекта отказываются от дальнейшей борьбы, удовлетворившись тем, что уже сделал парламент или тем, что он предлагает сделать. Уже одна теоретическая возможность проведения факультативного референдума по любому закону оказывает серьезное сдерживающее и корректирующее воздействие на работу парламентариев.

       На так называемый «обязательный»  референдум всегда выносятся, в частности, любые поправки в федеральную конституцию, а также тексты всех важных международных соглашений и договоров, заключаемых или подписываемых Швейцарией. Если это проанализировать, то мы увидим схожую картину: количество вопросов, выносимых на референдумы (проводятся четыре раза в год), резко растает с конца 1970-х годов.

    По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам здесь что-то понравилось, и у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 
        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую или другую тему, то достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например: - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!