Twitter - это тоже жизнь. Мои друзья-советчики. 3-

Игорь Рассказов
Мои друзья-советчики. Часть III-я.

Сегодня решил пройтись по самым верхним полкам моей библиотеки. Кстати, и повод есть: вчера курьер доставил мне ещё партию книг и их я как раз расположил на самом верху. Теперь у меня есть последняя книга о похождениях сыщика Эраста Фандорина. На этот раз Борис Акунин: взял и погрузил своего героя в состояние комы сроком на целых четыре года. Вот таким образом он вернул его к жизни после смерти. Понятное дело, что это из области фантастики, но это нисколько не мешает чтению.
Ещё курьер доставил четыре довольно объёмных тома. Это: Луи Жаколио, Карл Беккер, Эрст Ренан и А. Дюма с произведением - «Людовик XIV и его век».
Итак, что ещё у меня на верхней полке? А у меня тут: Г. Х. Андерсен, роман М. Линдау «Злой гений коварства», Ю. Бондарев, О. Гончар, И. Чигринов, З. Воскресенская. Не все авторы могут быть вам знакомы и как бы находятся в запасниках и, тем не менее, свидетельствую, что читать их интересно. Ещё по соседству с ними располагаются книги познавательного характера. Ах, чуть не пропустил: «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Это произведение у меня имеется от разных издательств и оба фолианта по-своему хороши.
Вы не поверите, но у меня есть книги из серии авантюрного романа писательницы Жюльетты Бенцони. В своё время ими зачитывалась моя, ныне уже покойная супруга… Царствия ей небесного… Тут же я разместил три книги про Эммануэль. Это литература только для взрослых и поэтому, соблюдая «технику безопасности» убрал их подальше от детских глаз и рук. Я рассуждаю так, что всему своё время. Вот-вот, и не надо торопить события. Вон, две мои знакомые решили раньше времени всё это пропустить через себя в  подростковом возрасте, и теперь одна подалась к Богу, а другая мается, хоть и вышла замуж.
Ну, и завершая экскурсию по верхней полке, мы приблизились к собраниям сочинения В. Яна, А. Грина, К. Федина.
Вы уже обратили внимание, что у меня достаточно книг с романтической начинкой. Кстати, только сегодня вспомнилось мне, как в детстве мне удавалось лихо гарцевать на воображаемом коне. Да, мы тогдашние мальчишки знали в этом толк, и снежные крепости строили такие, что сегодняшнему поколению и в голову не может прийти, чтобы до такого додуматься. Во-первых, сооружения из снега были в два этажа. Во-вторых, для прочности стены крепостей поливали водой. И, в-третьих, имелись даже скрытные ходы, чтобы незаметно по ним покидать укрепления. А что сегодня? Компьютерные игры? Ага, сутулость и усталые задницы, плохое зрение и слабые лёгкие. Срамота…
Так я продолжу. Если двигаться от В. Скотта влево, чуть спустившись на одну полку вниз, можно разглядеть книги Б. Васильева и В. Быкова. Проникновенные у них произведения и написаны без всякого плутовства: правда… суровая правда о людях войны. Низкий поклон им за их уважение к нам… читателям и за сохранение нашей истории.
А далее у меня почти все романы Жюль Верна. Это собрание сочинений я приобрёл уже, будучи взрослым. Поначалу у меня были такие потрёпанные фолианты этого автора, и я их, как и полагается, привёл в божеский вид. Теперь они украшают библиотеки моих учеников.
Тут же все романы о похождениях легендарной Анжелики. Я только сейчас обратил внимание на то, что у меня хорошо представлена французская литература. К примеру, весь А. Дюма. Тут комментарии лишние. Кстати, мушкетёры сыгранные нашими артистами удостоились увековечивания в бронзе на родине Дартаньяна на юге Франции.
В глубине этой полки просматриваются книги о гардемаринах. Сейчас хотят снять продолжение об этих смелых персонажах. Увы, с деньгами пока ничего не решено. Как сказали в министерстве культуры России, мол, фильм не кассовый. Эх, господа чиновники, вы уже определитесь: вам, что важнее воспитывать подрастающее поколение или заколачивать деньгу? Ну, чего-чего, а Россия всегда славилась своими «временщиками». Ничего, скоро выборы и может быть, что-то изменится и не только в экономике, но и в министерстве культуры.
Я тут прихожу на днях на работу и спрашиваю у своих коллег, мол, за кого будем голосовать? Тут же поясняю, что есть три варианта: за женщину-лошадь, за мужчину-барана и за нормального мужика. Почему я выделил только этих троих? Так у всех остальных вид такой, будто их преследует по жизни слабоумие и онкология. Вот зачем этих, если что, хоронить за счёт страны? Мы это уже проходили: заводы гудят, и все граждане торчат у телевизоров.
Так, двигаемся дальше, и здесь имеет смысл рассмотреть книги стоящие по соседству с романами о гардемаринах. Все произведения из серии приключений. Авторов много и все они когда-то украшали собой «литературный олимп».
А если спуститься ещё ниже на одну полку, то мы окажемся в окружении книг по русской истории. Здесь собраны романы о временах правителей династий Рюриковичей и Романовых. Наряду с ними книги о полководцах и государственных деятелях, о священнослужителях.
Тут же у меня стоят все 17-ть томов «Похождения Рокамболя». Опять же, о жизни французского общества. Рядом книга о  Нострадамусе и томик Д. Свифта «Путешествие Лемюэля Гулливера». Ну, эту книгу каждый из нас хотя бы раз да держал в своих руках.
Если двигаться чуть правее, можно наткнуться на четырёхтомник Я. Гашека. Да-да, тот самый, который написал «Похождения бравого солдата Швейка». И это ещё не всё: в глубине этой полки притаился Морис Дрюон. Ага, и опять автор - француз.
Интересно, а о чём думает человек, который не читает? Вот так задумаюсь иногда над этим, и начинает тянуть таким неприятным сквознячком. Ещё я обратил внимание, что лет уже десять не слышу в общественном транспорте, как люди делятся между собой о прочитанной книге или просмотренном фильме. Ну, да, сегодня это не модно и с актуальностью не имеет ничего общего. Что-то с нами происходит не так. Ага, какие-то мы все раненые в голову.
Кстати, когда задумывал рассказать о своей библиотеке, я и не предполагал, что книг так много у меня. Нет, так-то визуально – это впечатляет, но чтобы размахаться на несколько новелл… Предполагаю, что ещё будет как минимум две, поскольку не добрался и до середины моей коллекции книг. И это ещё о многих изданиях я и слова не сказал. Потом-то вернусь и обязательно упомяну и их, и авторов, ибо это же судьбы, а по ним нельзя вот так просто взять и промаршировать с постным лицом.
Спустимся ещё ниже на одну полку. Здесь у меня полное собрание сочинений пролетарского писателя Максима Горького. Раритетное издание с редкими фотографиями. Признаюсь, что ранние произведения писателя так себе. Во-первых, почти всё написано в чёрных тонах: нищета, сломанные жизни людей и беспросветное будущее. Нет, так-то всё верно, но читается тяжело: не всё отточено литературно. Во-вторых, навевает суицидный настрой. Ага, этого нашим реалиям и так хватает по самую крышечку. Шучу. Тем не менее, есть у Горького одно произведение: «Я человек». Вот оно мне нравится больше всего: яркое, свободное… Понятное дело, что писатель творил во времена осознания людьми своей роли в истории конкретно нашего государства. Тут по-другому и нельзя было писать о том, что происходило в России.
Тут же несколько томов М. Бубенцова. В глубине полки стоят книги, написанные во времена социализма. Не знаю, как кому, а мне нравилось жить в той стране. Мне там было хорошо. Сегодня? Скажу так: многое мы растеряли с этой нашей демократией. Что приобрели? Ненависть. Пока она ещё так себе, но временами начинает уже и закипать. Мы никак не можем понять, что это за такая работа у наших правителей, если они перестали интересоваться тем, как живут все остальные в этой стране? Сколько балласта, люди… Ещё мы, привыкшие смотреть себе под ноги. Ага, топаем по жизни, а страну дербанят. Как сказал Медведев, что не всё ещё приватизировали. Тут наоборот надо всё возвращать под контроль государства, а он опять нам про «серого бычка» талдычит. Или он считает себя умнее всех, или мы действительно бараны все поголовно?
Или вот ещё такая тема: в стране, победившей фашизм, можно сегодня по телевизору услышать речи о том, что фашизм – это нормально. Вот-вот, и концентрационные лагеря – это не так страшно. И что детей держать в подобных условиях – норма. И что пора пересмотреть решения Нюрнбергского процесса. И это всё нам сегодня пытается втиснуть Запад. Может, мы зря их освобождали от фашизма? Потеряли более двадцати семи миллионов людей в той войне. С каким цинизмом сегодня нам навязывают своё прочтение истории новоявленные носители демократии. Противно их слушать.
Это я к тому, что книги о Великой Отечественной войне занимают в моей библиотеке достаточно места. К примеру, приобрёл  биографию Адольфа Гитлера немецкого исследователя Иоахима Феста. Сказывается моё историческое образование: интересуюсь разными точками зрения на то или иное историческое событие.
Двигаемся далее от собрания сочинений А. Дюма. Здесь у меня романы о Великой Отечественной войне: И. Стаднюк «Война», «Щит и меч» В. Кожевникова, трилогия П. Проскурина, главного героя этих книг в фильме сыграл Евгений Матвеев. Ещё роман «Буря» В. Лациса. Кстати, в этой подборке книг у меня есть работа К. Радовича «Кавалеры Виртути». По этой книге поляки сняли фильм под названием «Вестерплатте», где речь идёт о единственном гарнизоне, оказавшим сопротивление немецким войскам. Этих солдат и матросов было так мало, а они, не получив даже приказа, стояли насмерть. Собственно, а от кого они должны были получить этот самый приказ? Вот-вот, если польское правительство, как только немецкие войска перешли границу Польши, покинуло страну и до самого конца войны просидело трусливо в Лондоне. Понятное дело, что сегодня польские политики об этом стараются умалчивать. Пусть это будет на их совести.
Сегодня, с утра копаясь в книгах, краем глаза смотрел очередную серию фильма «Тихий Дон» режиссёра Сергея Урсуляка. Так вот там Григорий Мелехов говорит о своей жизни, как о вывернутом наизнанку кармане. И подумал я, что так у каждого второго сегодня, да и раньше, наверное, такое было не редкость. И стало мне как-то неуютно от этих дум. Тут, значит, книги и свет от них такой добрый по всей квартире распространяется, а я как вывернутый карман наизнанку. Почему? Как-то не складывается у меня, не рифмуется последнее время что-то.
Да, мои мысли всегда при мне. Вот и сейчас смотрю на свой «алтарь знаний» и думаю, что, сколько человеческих жизней здесь пересеклось: в этой двухкомнатной квартире на пятом этаже панельного дома. И всему этому виновник я. И ведь, что характерно: все герои этих книг мечтали о счастье, а жизнь вон, как их всех одёрнула. Ну, и мы сегодняшние идём по их же стопам и никак не можем выбраться из наезженной колеи. Вот почему всё у нас через одно интересное место получается? Тут ещё одни погоняют других, да ещё стращают законами, которыми обвесили всех нас. Мы, что ёлки? Однозначно – нет. Так чего они тогда прутиками по своим ногам пощёлкивают? Или давно им никто красную юшку из носа не пускал?
Ладно, этот разговор долгий и об этом потом. Сейчас же вернёмся к моей библиотеке. Чуть левее собрания сочинений М. Горького у меня стоят книги о русских полководцах. Ага, Нахимов, Денис Давыдов, Ермолаев, Лазарев, Багратион. О,  и «Наполеон» автора Е. В. Тарле.
В глубине этой полки вижу роман о средневековых рыцарях А. Коротаева «Золотой шлём». Рядом с ним собрание сочинений Майн Рида. Кстати, «Всадник без головы» не единственная его книга, достойная уважения.
Ну, а в первом ряду на этой полке у меня стоит весь Валентин Пикуль. Отличный писатель. Ещё в 80-е годы мне удалось соприкоснуться с его произведениями, и первой его книгой был роман «Агония». Я тогда служил в армии и не мог взять в толк: почему эту книгу КГБ изъяли из всех библиотек страны? Запретный плод всегда сладок. Так и с этим романом получилось: сослуживец, отец которого был обкомовским работником и один экземпляр припрятал для себя, а сынуля взял и притащил к нам в часть. Читали быстро и скрытно. Уже позже я его приобрёл, но уже под другим названием «Нечистая сила». Постепенно собрал все его книги и пересмотрел все фильмы, снятые по его произведениям.
За В. Пикулем примостился на этой полке четырёхтомник Фенимора Купера. Ещё Ю. Семёнов с его самыми первыми романами о разведчике Исаеве: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен». Тут же несколько книг с детективной начинкой и один фолиант о Великой Отечественной войне: А. Безыменский - «Особая папка «Барбаросса».
Ну, на сегодня достаточно. Надо чуть-чуть отдохнуть, да и почитать на сон грядущий Акунина.