Старинная история

Сергий Чернец
   Старинная история.
В те дни, когда над людьми стояли цари (при царе Горохе, как говорят) случился голод в одной небольшой стране. Не стало урожая на полях, природа прогневалась, была сильная засуха и запустение, даже животные ушли из этой земли в другие края. И пошел один человек со своею женою и двумя малыми сыновьями жить в другую Южную страну, где поля приносили плоды свои вовремя.
Имя того человека Елим, имя жены его «Приятная», а имена двух сыновей Махаон и Халион; они покинули свои места, оставив дом свой пустым и поля свои пустыми. И пришли в страну Южную и остались там жить и работать наемными рабочими. И умер муж «Приятной», а осталась она с двумя сыновьями своими, которые выросли в чужой стране. Сыновья взяли себе жен из страны Южной, из тех подруг, с которыми в детстве росли. Одну жену звали Арфа, а имя второй было Рита; и жили там около 10-ти лет после женитьбы.
Но потом и оба сына «Приятной», Махаон и Халион, умерли, потому что работали в чужой стране Южной только на тяжелых работах… (в шахтах добывали руду медную и золотую, а в шахтах случался обвал).
И осталась та женщина одна в чужой Южной стране, похоронив и мужа своего и двух сыновей своих. И встала она чтобы идти обратно с полей страны Южной в свою страну на родину, ибо услышала от людей проходящих, что Боги стали добрее к её стране и вырос там урожай на полях и природа ожила после длительной засухи.
Перед дорогой «Приятная» сказала двум снохам своим: «пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей, и сотворит Бог с вами милость, как вы были добры к умершим сыновьям моим и со мною! Да даст вам Бог, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего нового мужа!» - и поцеловала их.
Они же подняли вопль рыдания и плакали, и сказали: «нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему».
«Приятная» же сказала: «возвращайтесь домой, дочери мои, зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями? Возвратитесь домой, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтобы и мне быть замужем. Да если б я и сказала: «есть мне еще надежда», и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, - то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? Можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Бога постигла меня и привела к такой моей беде…».
Они подняли вопль страдания и опять плакали. И Арфа простилась со свекровью своею и возвратилась к народу своему, а Рита осталась с нею.
«Приятная» сказала Рите: «вот, невестка Арфа  возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за нею».
Но Рита сказала: «не принуждай меня оставить тебя и уйти от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и Бог твой – моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; «пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает» (эта присказка была как клятва в древности); смерть одна разлучит меня с тобою».
«Приятная», видя, что она твердо решилась идти с нею, перестала уговаривать её. И пошли обе, доколе не пришли в свой край, к дому своему запустевшему и полям запустелым. Когда пришли они в свой край, весь народ вышел встречать и говорили: это «Приятная» вернулась.
Она сказала людям: «не называйте меня «Приятной», называйте меня «Горькой», потому что Бог Всемогущий послал мне великую горесть: вышла я отсюда с достатком, а возвратил меня Бог с пустыми руками. Зачем называть меня «Приятною», когда Бог заставил меня страдать, и Всемогущий послал мне несчастья».
Так вернулась «Приятная», и с нею сноха её Рита из Южной страны, и пришли они в родной край в начале жатвы ячменя.
У «Приятной» был родственник по мужу её, человек весьма знатный, из знатного племени, имя ему Вод.
___________________________
В те времена бедным людям разрешалось собирать колоски ячменя на полях, вслед, после того, как жнецы, собрав снопы, уносят их с поля, складывают в телегу и увозят по гумнам своим на обмолот.
И сказала Рита, южанка, из чужой страны, своей свекрови Приятной: «пойду и я на поля и буду подбирать колоски ячменя по следам того, у кого найду благоволение». Она одобрительно услышала в ответ от старенькой Приятной: «пойди, дочь моя».
Большие поля, засеянные, разделены были узкими межами. И случилось так, что та часть поля, где Рита стала собирать колоски, упавшие от снопов жнецов-работников, принадлежала Воду, который был из племени мужа «Приятной».
И вот, Вод пришел из городка и приветствовал жнецов своих: «Бог да будет вам в помощь!» - Отвечали ему жнецы-работники: «да благословит и тебя Бог милостью Своею!».
И спросил Вод у слуги своего, приставленного к жнецам: «чья это молодая женщина, что ходит за вами?». Слуга, надзиратель за жнецами, отвечал: «эта молодая женщина - южанка, пришедшая с «Приятной» из Южной страны; она просилась: можно, буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов? Как пришла с утра и находится здесь; домой она совсем не ходила».
И Вод был добрый в этот день, в хорошем расположении духа, и сказал он Рите: «послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где жнут мои работницы, и ходи за ними; вот я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить иди к нашим сосудам и пей откуда черпают и пьют слуги мои».
Рита «пала на лицо своё» (то есть поклонилась до земли) и сказала богатому хозяину: «чем я снискала в глазах твоих милость. Что ты принимаешь меня, хотя я чужестранка?».
Жителей Южной страны легко было отличить от местных жителей: кожа лица и рук у них была смуглая и строение носа с горбинкой и волосы черные как смоль.
Вод отвечал ей и сказал: «весь народ городка нашего знает, что вернулась «Приятная» на родину и ты с нею; и мне сказано всё, что сделала ты для свекрови своей после смерти мужа твоего, что ты оставила своих отца и мать, и свою родину и пришла к народу, которого не знала вчера и третьего дня; да воздаст тебе Бог за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Бога нашего, к Которому ты пришла, чтобы успокоиться под Его крылами!».
Рита благодарила и сказала: «да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил приятное по сердцу «рабы твоей», между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих».
И сказал ей Вод еще больше: «время обеда; приди сюда и ешь хлеб и обмакивай кусок твой в «уксус» наш (соус с приправой, типа нашего майонеза)».
И пришла Рита к «столу» (к расстеленному на земле покрывалу) и села возле жнецов. Сам Вод подал ей хлеба. Она ела, наелась, и ещё осталось. И встала, чтобы идти и подбирать. Вод дал приказ слугам своим, сказав строго настрого: «пусть подбирает она и между снопами, и не обижайте её; да и от снопов откидывайте ей и оставляйте, пусть она подбирает и ест, и не браните её».
Так подбирала она до вечера и вымолотила собранное, и вышло около целой меры веса (большой чаши) ячменя. Взяв это, она пошла в город, и свекровь её увидела, сколько она набрала много. А ещё Рита вынула из-за пазухи своей хлеб, что оставила, наевшись сама.
И спросила свекровь её: «где ты собирала сегодня и где работала? Да будет благословен принявший тебя!».
Рита рассказала свекрови своей, где, в каком месте она работала, и сказала: «человеку тому, у которого я сегодня работала, имя Вод».
И сказала «Приятная» снохе своей: «благословен он от Бога за то, что не лишил милости своей ни живых, ни мертвых! Человек этот близок нам; он из наших родственников».
Рита, южанка, сказала: «он был добр, и даже сказал мне: будь с моими служанками доколе не докончат они жатвы моей».
«Приятная» сказала снохе своей Рите: «хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его, и не будут тебя оскорблять на другом поле, как нищенку».

Так была Рита-южанка со служанками Водовскими и подбирала колосья, доколе не кончилась жатва ячменя и жатва пшеницы, и жили они со свекровью в старом доме у пустых полей своих.
Однажды сказала «Приятная»: «дочь моя, не поискать ли тебе пристанища (она имела ввиду мужа), чтобы тебе хорошо было? Вот, есть Вод, со служанками которого ты была, - он родственник наш. Вот, он в эту ночь веет на гумне зерно. Так ты умойся, помажься маслами приятными, надень на себя нарядные одежды твои и пойди туда, на гумно. Но не показывайся ему, доколе он не кончит есть и пить. Когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет на сеновале; тогда придешь и у ног его и ляжешь; а он скажет, что тебе делать». Так она учила соблазнить Вода.
Рита согласно сказала свекрови: «сделаю всё, что ты сказала мне».
И пошла на гумно и сделала всё так, как учила её свекровь. Вод же наелся и напился, и развеселил сердце своё, и пошел и лег спать подле скирды соломы. И Рита пришла тихонько и легла у ног его. В полночь он содрогнулся, и приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина. Было темно и Вод спросил: «кто ты?».
Она сказала: «я Рита, «раба твоя», простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник мне».
Вод сказал тогда: «благословенна ты от Бога, дочь моя! Это последнее доброе дело сделала ты и оно еще лучше прежнего: что ты не пошла искать молодых юных людей, ни бедных, ни богатых. Итак, дочь моя, не бойся, я сделаю всё, что ты сказала, ибо «у всех ворот народа моего знают», что ты женщина добродетельная.
В те времена у ворот городов сидели глашатаи и говорили новости, не было радио и других средств информации. Но новости передавались от ворот одного города к воротам другого.
И сказал Вод Рите: «хотя и правда, что я родственник, но есть родственник ближе меня, к нему может перейдет наследство мужа твоего. Переночуй эту ночь; завтра же, если он примет тебя, то хорошо – пусть примет; а если он не захочет принять тебя, тогда я приму, во славу Бога! Спи до утра.
И спала она у ног его до утра и встала рано. И сказал Вод: «пусть не знает никто, что женщина приходила на гумно». И спросил у неё Вод верхнюю накидку, и он отмерил в неё шесть мер зерна. Она держала накидку, а он отмерял. Потом положил ей завязанное в накидку зерно и пошел в город.
А Рита пришла к свекрови своей, и та спросила: «что было, дочь моя?». Она пересказала ей всё, что сделал ей человек тот, и сказала: «эти шесть мер зерна он дал мне со словами: «не ходи к свекрови твоей с пустыми руками».
И сказала «Приятная»: «подожди, дочь моя, доколе не узнаешь, чем кончится дело; ибо человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела».
_________________________
У ворот городов всегда была площадь, где сидели глашатаи, и был зал для собраний старейшин, чтобы решать спорные дела горожан. И пришел Вод к воротам и сидел там у зала собраний. Вот, идет мимо родственник, о котором говорил он Рите. И пригласил его Вод: «зайди сюда и сядь здесь, ибо есть дело». Тот зашел и сел. Тогда Вод позвал десять человек из старейшин города и стали решать дело.
Вод сказал родственнику: «Приятная», которая возвратилась из Южной страны, продает часть поля и имущества (дом с хозяйственными постройками и прочее), принадлежащую брату нашему Елиму, её мужу, умершему в чужой стране. Я решил довести до ушей твоих и сказать: купи при старейшинах, сидящих здесь, при старейшинах народа. Если хочешь, можешь всё выкупить, а если не захочешь, скажи мне, потому что по родству твоё первенство в этом деле.
Поначалу тот родственник сказал, что хочет иметь имущество и хочет выкупить.
Тут вод сказал: «когда ты купишь это имущество и поле у «Приятной», то должен купить и у Риты-южанки, жены умершего сына, и должен взять её в замужество, чтобы восстановить имя умершего в уделе его».
И сказал тот родственник: «не могу я взять её себе, чтобы не расстроить своего удела (у него была семья и были свои сыновья); тогда лучше ты прими её, ибо я не могу принять и отказываюсь выкупать поля в твою пользу».
И прежде был такой обычай у народа, что при выкупе и при мене, для подтверждения какого-либо дела: один снимал сапог свой и давал другому, (который принимал права), и это было свидетельством у народа.
И сказал родственник Воду: «купи себе». И снял сапог свой и дал ему.
Сказал Вод старейшинам и всему народу: «вы теперь свидетели тому, что я покупаю у «Приятной» всё Елимово и всё Махаоново и Халионово; также и Риту-южанку, жену Махаонову, беру себе в жены, чтобы оставить имя умершего в уделе его, и чтобы не исчезло имя умершего между братьями его и у ворот местопребывания его: вы сегодня свидетели тому».
И сказал весь народ, который при воротах и в зале собраний, и старейшины: мы свидетели; да соделает Бог жену, входящую в дом твой, как Еву, которая дала роду человеческому процветание, и да славится имя твое в нашем городе».
И взял Вод Риту, и она сделалась его женою. И Бог дал ей беременность, и она родила сына. А люди говорили старушке «Приятной»: благословен Бог, что Он не оставил тебя нынче без наследника! И да будет славно его имя в народе нашем…». И взяла «приятная» дитя на руки и носила его в объятиях своих, и была ему нянькою.
Вот такие нравы были в стародавние времена. Люди заботились об умножении родов своих. А слово «любовь», в нашем понимании чувства, тогда не было известно: стерпится слюбится – есть поговорка в народе.
Конец.

Любовь и дружба.
Вопрос на первый взгляд кажется трудным: что такое дружба, а тем более – что такое любовь. Однако ответ на этот вопрос – прост, как сама наша жизнь, всё живет растет и развивается.
В самой глубокой древности и любви-то не было. А теперь о Любви написаны сотни книг и тысячи стихов.
____________________
Человеческое общение отличается от общения между собой других представителей животного мира Земли тем, что в общении людей присутствуют три важных фактора: содержание, цель и средства.
Содержание общения – это не только сухая информация, которой обмениваются люди. Эмоциональность всегда присутствует в общении людей. Человек может извещать о своих потребностях рассчитывая на участие собеседника в их удовлетворении. Информируя о своем эмоциональном состоянии, собеседник хочет с вами поделиться настроением, настроить и вас на соответствующий лад. Ну и к тому же, люди также обмениваются жизненным опытом, знаниями и умениями….
Цель общения – это то, ради чего люди начинают общаться. К целям общения относится, например, установление взаимоотношений, обучение и воспитание, согласование действий, передача и получение знаний и так далее.
Средства общения очень разнообразны. Это и невербальные средства – мимика, наблюдение за поведением человека взглядом и другие, и способы общения, связанные с речью, - беседа, чтение и другие. Отсюда, есть два вида общения – непосредственное общение, когда люди находятся в непосредственном контакте, опосредованное – через письмо (книги, письма) или через технические средства – через кино, телевидение, радио.
Читая книгу, мы опосредованно общаемся с её автором; рассматривая картину, проникаем во внутренний мир художника; когда пишем письмо, общаемся с адресатом.
________________________
Близкие отношения между людьми возникают по мере узнавания друг друга во время общения и под влиянием симпатий.
Дружбой называют один из видов привязанности одного человека к другому. От простого общения дружба отличается более глубоким взаимопониманием сторон. Для возникновения настоящей дружбы необходима зрелость человека как личности. Ребенок еще не в силах настолько постичь другого человека, чтобы завязать с ним такие близкие отношения. Первые друзья появляются на стадии формирования личности, в возрасте 12 – 15 лет.
У друзей общие интересы, между ними присутствует доверие, преданность и бескорыстие. Однако, дружба всегда преследует определенные цели (и дело не в корысти): цели деловые, основанные на общей работе; цели рациональные, ориентированные на обмен знаниями и информацией; цели эмоциональные, направленные на взаимное совершенствование. В реальности эти цели могут быть переплетены. Но, разбираясь в своих дружеских связях, мы можем сказать, что с этим человеком дружим потому, - что он умный, а с другим нам просто весело.
Вопрос – возможны ли чисто дружеские отношения между лицами противоположного пола, между женщиной и мужчиной, широко обсуждается. И однозначного ответа на этот вопрос нет. Однако известно, что часто «дружба» между мужчиной и женщиной перерастает в более глубокое чувство – в любовь.
Любовь — это чувство, часто инстинктивное. И инстинкт ведет к любви эротической, и это не только психологическое чувство, но и физиологическое, требующее физической близости с любимым человеком.
Важно стало отличать любовь от простого сексуального влечения. Любовь подразумевает наличие духовной близости, уважения, ответственности за любимого человека и желания делить с любимым радость и горе.
Истинная любовь не приемлет безусловного подчинения одного человека другому. Человек, поклоняющийся и обожествляющий своего возлюбленного, готовый к самоуничтожению за право быть рядом с ним, - испытывает фанатичную любовь, и это чувство (фанатичное) разрушает личность.
Сегодня уже выделяют и другие виды любви: материнская любовь, братская любовь, любовь к родителям, любовь к самому себе.
Однако все эти виды грешат одним – духовное переплетается с банальным материальным.
И будут биться копья над чувствами любви,
Покуда нам сияет солнце на жизненном пути.
Конец.