Семилуки

Нина Измайлова 2
          После окончания первого курса геологического факультета студенты должны были пройти две практики. Первую в районном городке Семилуки, а вторую на Кавказе. Конечно, на Кавказ всем очень хотелось. А вот в Семилуки нет. Городок расположен на правом берегу реки Дон, напротив Воронежа.

          Спустя много лет, вспоминаю эту практику с теплом.

          Когда я собиралась к отъезду, родители дали мне с собой всего 5 рублей денег на всякий случай. Они, вероятно, полагали, что нас в Семилуках будут кормить. Так думала и я.

          И вот на университетской машине мы подъехали к семилукской школе, которая располагалась на высоком берегу реки Дон. Поселились в классах, на полу расстелили собственные спальники или одеяла (у кого что было). Для работы с полевыми материалами и написания отчёта нам предоставили зал, где поставили столы.

          Но вот незадача. Оказалось, что кормить студентов не будут, а у меня только пять рублей. Продолжительность практики всего-то неделя. Ничего, как-нибудь проживу. Напротив школы была столовая. За копейки можно было что-то поесть. Я всё рассчитала. На завтрак чай с хлебом, который можно было брать бесплатно. На обед за тридцать пять копеек можно было купить хлебную котлетку, пахнувшую мясом, с гарниром и подливкой. На ужин какую-нибудь кашу. Конечно, после такой скудной еды хотелось есть. Я покупала в магазинчике пол-литровую банку яблочного пюре, в крышке пробивала дырку и высасывала из неё пюре, утоляя голод.

          Окрестности Семилук примечательны тем, что это единственное место в Центральной России, где обнажаются горные породы, сформированные за последние 370 млн. лет. Здесь, на берегу Дона, проходят учебную практику по геологии студенты всех вузов Воронежа, в которых изучают геологию, в том числе и мы - студенты геологического факультета ВГУ. Наши преподаватели знакомили нас с историей древних морей и рек, ледников.

         Близ реки Дон много растущих оврагов, в бортах которых прослеживаются геологические разрезы палеозоя, мезозоя и кайнозоя, изобилующие останками древних организмов, от девонских брахиопод и кораллов, до меловых ихтиозавров и кайнозойских носорогов. У меня до сих пор дома хранятся палеонтологические находки из семилукских оврагов

          Дни практики проходили в каждодневных маршрутах, где мы учились работать с картой и компасом, документировали обнажения в оврагах.

          По вечерам ходили купаться на Дон. Бегом спускались под гору к реке. Приятно после маршрутов в жаркую погоду окунуться в прохладную воду. В 25-30-ти метрах от берега был небольшой островок. Днём я всегда доплывала до него, отдыхала, и возвращалась назад. Вечером не рисковала. А тут девчонки пристали: «Поплыли Ворушка (моя девичья фамилия Ворошуха), что слабо вечером?». Не слабо, решила плыть. Плавала я по-собачьи, то есть практически никак. И до сих пор никак, не дано. До островка доплыла благополучно. Отдохнула и поплыла назад. Половину пути проплыла нормально, а потом почувствовала, что тону, ноги упрямо тянули вниз. Начала захлёбываться. Стала звать на помощь. Девчонки были далеко, некоторые уже выходили на берег. Я же отчаянно барахталась метрах в десяти от берега. Услышал меня один студент, до сих пор помню, как его зовут, Сашка Кухарских, стал нырять под меня и выталкивать наверх. Таким образом я дотянула до мелкого места, и ноги коснулись дна. На берегу упала лицом вниз и долго приходила в себя. Я как-то тогда и не поблагодарила моего спасителя, мальчишки жили в другом классе в конце коридора рядом с преподавателями.

          Неделя нашего пребывания в Семилуках подходила к концу, в зале школы мы уже написали отчёт по практике. В последний день преподаватели решили познакомить нас с мелкими горными выработками – шурфами. День выдался весьма прохладный. Тёплой одежды я с собой не взяла и для тепла накинула на себя домашний халат. Шли довольно долго и вот, наконец, шурфы, выкопанные для описания рыхлых отложений надпойменной террасы. Глубина шурфов была 1,5-2 метра. Преподаватель что-то рассказывал и показывал на примере одного шурфа, который плотно обступили студенты. Мне же было ничего не видно. Проталкиваясь к шурфу, я не удержалась и сорвалась в него вниз головой. Хорошо, что на дне был песок, и я не поранилась. Но картина была комическая. Из шурфа торчал подол халата и мои ноги. Под хохот студентов меня за ноги вытащили наверх. Вот до чего доводит тяга к знаниям.