Созерцание

Ирина Юлина
 
        Название книги,  после того как я собрала весь материал, возникло  спонтанно, затем появились и другие названия, но каждый раз я возвращалась к первому - "Созерцание".   Так я назвала свою книгу. Однако, мой друг – крупный ученый, сказал, что название не соответствует моему эмоциональному характеру и деятельной натуре. Тогда я решила прояснить для себя  значение этого слова и   посмотрела словари, находящиеся под рукой.
       С.И. Ожегова. Словарь русского языка (М.,1987). Созерцание. В философии: начальная ступень познания, чувственная форма отражения действительности в сознании.
       Советский энциклопедический словарь (М.,1985). Созерцание (филос.) – процесс непосредственного восприятия действительности. Понятие созерцание в идеалистической философии (Платон, Э.Гуссерль) связано с понятием интуиции. В диалектическом материализме С. рассматривается как чувственная ступень познания.

       Философский энциклопедический словарь (М.,1989). Созерцание. В статье рассмотрены точки зрения Платона, Фихте Шеллинга, трактовки Гегеля, Канта, Гуссерля. В диалектическом материализме Созерцание  рассматривается как целостное осознание предмета, предшествующее понятийному логическому мышлению.
      "От живого Созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины" (Ленин В.И. ПСС,т.29).

      В. Даль. Толковый словарь живого русского языка (М., 1991). Созерцать – что, внимательно или продолжительно рассматривать, наблюдать, смотреть со смыслом, вникая, углубляясь в предмет, изучая его, любуясь им...
      Философские мудрствования оказались далеки от меня, если на считать диалектического материализма. А вот Владимир Даль растолковал это слово так, что мне стало понятно, что созерцание – это то, чем я и занималась.

      В интернете есть и диссертации на тему – созерцание как философское понятие. Погуглив, нашла книги и разделы книг с таким названием. Великие не гнушались этим словом.
     У Виктора Гюго в 1856 году вышел сборник лирической и философской поэзии «Созерцания»,  в предисловию к которому читаем: "Книга эта, можно сказать достаточно медленно зрела и росла в сознании автора. Сама  жизнь вложида ее в сердце писателя, куда капля по капле просачивалось все им пережитое и выстраданное. Те, кто склонится над ней, найдут свое собственное отражение в этих глубоких и грустных водах, постепенно скопившихся на дне души.
     Что такое "Созерцания"? Если бы это не звучало несколько претециозно, их можно было бы назвать "Воспоминания души" (В. Гюго. М., 1956, т.12, С.281).
      Воспоминания души – это,  в какой-то мере,   созвучно тому, что я хотела бы  вложить в свою книгу.

      В сборник Кафки «Созерцание», изданный Э.Ровольтом 1912 году, включены рассказы писателя с 1904 года.  Пессимистический настрой этого сборника удручает. Чего тлько стоит рассказ "Деревья": "Ибо мы как срубленные деревья зимой. Кажется, что они просто скатились на снег, слегка толкнуть – и можно сдвинуть их с места. Нет, сдвинуть их нельзя – они крепко примерзли к земле. Но, поди ж ты, и это только кажется".  Темой рассказов Франца Кафки становится неуверенность наблюдающего, потерянность «созерцателя», который находится «снаружи» и пытается проникнуть в сумятицу окружающих его вещей. Воспаленный мозг писателя рисует картинки абсурда.

     Даже это меня не остановило. Книга "Созерцание"– мое видение окружающей  жизни, и, главное, мои интересы оказались созвучными  интересам  редакций изданий, в которых, к моей радости,  работы были опубликованы. Кроме того, в книге отразилось созерцание моего внутреннего мира, мои переживания и волнения за десятилетний период (с семидесятилетия до восьмидесятилетия).
                2018 год