Романтический рационалист

Владимир Руссь
                САРТР ЖАН ПОЛЬ
                (1905-1980)
                Французский писатель, философ, публицист

000
Американский джаз, негритянские «спиричуэлз» – его страсть.
(С. де Бовуар)
000
У него приятный голос и большой репертуар.
(С. де Бовуар)
000
Он был нашим Жаном Жаком Руссо.
(Из некролога)
000
Романтический рационалист.
(А. Мердок)
000
Сартр думает все время, разве что когда спит, перестает!
(Один из современников)
000
000
В нем редкое сочетание рассудочности, острого, даже едкого ума с детской наивностью, доверчивостью и чувствительностью.
(И.Г. Эренбург)
000
Он косил, и поэтому казалось, что он хитрит.
(И.Г. Эренбург)
000
Сартр по любви, да и по таланту – писатель, но его творчество и восприятие жизни зачастую зависят от другой стороны его деятельности – от философии.
(И.Г. Эренбург)
000
Сартр – тень, рожденная послевоенным туманом обнищавшей, растерзанной Франции.
(И.Г. Эренбург)
000
Хлесткий, рассудочный и салонный художник.
(И.Г. Эренбург)
000
В любых обстоятельствах, любой ценой я сохранял веру в целесообразность.
000
В моем безумии есть и хорошая сторона: с первого дня оно хранило меня от искушения причислить себя к «элите», я никогда не считал, что мне выпала удача обладать «талантом»; передо мной была одна цель – спастись трудом и верой, руки и карманы были пусты. Мой ничем не подкрепленный выбор ни над кем меня не возвышал: ничем не снаряженный, ничем не оснащенный, я всего себя отдал творчеству, чтобы всего себя спасти. Но что останется, если я понял неосуществимость вечного блаженства и отправил его на склад бутафории? Ведь человек, вобравший всех людей, он стоит всех, его стоит любой.
000
Комедия культуры приобщила меня к культуре.
000
Меня вызвали к жизни тысячекратные мольбы оскорбленной невинности.
000
Меня породили мои писания.
000
Моя лучшая книга – та, над которой я работаю.
000
Надо верить в прогресс. И это… одна из моих последних наивностей.
000
Склонность к добродетели пробудила во мне нежность к дьяволу.
000
Сомнение – знак моего избранничества.
000
У меня прекрасные данные для самокритики, при одном условии – чтоб мне ее не навязывали.
000
Я верю в нелегальность.
000
Я думал, что отдаюсь литературе, а на самом деле принял постриг.
000
Я не сумел стать верующим, поэтому увидел эрзац христианства в литературе.
000
Я ощущаю скорость моей души.
000
Я подставлял имена на место вещей: это и значит веровать.
000
Я понимаю вопрос класса, социальный вопрос, отправляясь от бытия, которое шире, чем класс, в этом я вижу свое превосходство над марксистами.