Почему нет девятой планеты?

Сергей Крупин 3
       В самом начале нового 21 века, а заодно и нового второго тысячелетия астрономы обнаружили на задворках нашей Солнечной системы новый класс транснептуновых объектов, даже в афелии удалённых за койперов пояс. Поскольку формирование таких объектов на их современных орбитах по современным представлениям никоим образом невозможно, а затащить их в такую даль известные планеты никак не могли, появилась гипотеза о ещё неоткрытой девятой планете.

      В статье «Девятой планеты нет» автор предложил объяснение формирования таких объектов непосредственно на своих местах, не нуждающееся в существовании подобных массивных объектов. Однако, в указанной статье не объясняется кластеризация новой транснептуновой популяции – выстраивания в одной примерно плоскости, наклонённой к плоскости планет и сравнительно одинаковая ориентация перигелиев.

     Новоявленные Леверье с Адамсом объясняют таковую кластеризацию гравитационным влиянием девятой, неоткрытой планеты. В принципе, такое согласованное движение планеты и популяции транснептунов возможно. Весьма затруднительно, однако, в рамках гипотезы девятой планеты представить каким образом система этих тел эволюционировала к такому упорядоченному состоянию из начального хаоса? Данная статья уточняет авторскую гипотезу, объясняя возникновение кластеризации.

     По установившейся догматике, заданной Кантом и Лапласом, Солнечная система сформировалась из аккуратного газо-пылевого диска, вследствие чего все планеты обращаются в одной плоскости. Однако наблюдательные данные свидетельствуют, что планетные системы формируются не столь уж независимо друг от друга. В громадных скопищах газа и пыли образуются десятки – сотни локальных сгущений, порождающих планетные системы. Существует своего рода конкуренция между этими зародышами систем. Образовавшееся раньше более массивное сгущение может подавить рост мелкого соседа и даже поглотить его.

    Подобная ситуация произошла по мнению автора при формировании нашей планетной системы. Основной протопланетный диск соприкоснулся с мелким сгущением, сделавшимся спутником Солнца, движущимся наклонно к планетной плоскости по очень эллиптичной орбите с перигелиемдалее границы койперова пояса.

    К моменту контакта протопланетного диска с приблудным [шаровым] кластером в диске успели сформироваться планеты и объекты койперова пояса. В кластере же только начали конденсироваться распылённые пылевые сгущения – прообразы астероидов. Из-за взаимодействия с протопланетным диском, кластер всё более «погружался» в пространство Солнечной системы – его перигелий придвигалс к Солнцу. Постепенно он «таял», но пока оставался единым гравитационным ассоциатом. Образующиеся в нём астероиды и распылённые ансамбли пыли и камешков обращались вокруг общего центра тяжести.

    Когда перигелий внешнего кластера опустился ниже границы формирования транснептунов, эти солнечные астероиды начали выбивать пришлых собратьев из кластера. Для этого требовался относительно лёгкий толчок вследствие малой массы и большой протяжённости пришлого кластера. Орбита выбитого обособленца вне кластера стабилизировалась. В зависимости от соотношения масс солнечного ударника и кластерной мишени орбиты при том же перигелии приобретали различные эксцентриситеты, но примерно одинаковые наклонения и ориентации больших осей.

    Столкновения чаще всего происходили при совпадении перигелия кластера с круговыми резонансными орбитами. Это обстоятельство позволяет отличить предсказания авторской гипотезы от гипотезы девятой планеты. По автору аномально далёкие транснептуны должны образовывать семейства с близкими «дискретными» значениями перигелиев, в то время как по гипотезе девятой планеты должен наблюдаться непрерывный спектр перигелиев.