Острою секирой ранена береза

Семенов Сергей Александрович
Как-то летом я путешествовал по реке Усьве (средний Урал). Во время одной из стоянок поднялись мы на высокую скалу. Отдохнув и полюбовавшись на бескрайние лесные просторы, стали спускаться. Уже внизу я обратил внимание на подрубленное дерево. Оно было живо, но рана оказалась довольно серьезной. Складывалось впечатление, что какой-то турист хотел было срубить это дерево, но затем передумал, оставив его залечивать свои раны. Мне припомнилось стихотворение А.К.Толстого "Острою секирой ранена береза":
 
   "Острою секирой ранена береза,
   По коре сребристой покатились слезы;
   Ты не плачь, береза, бедная, не сетуй!
   Рана не смертельна, вылечится к лету,
   Будешь красоваться, листьями убрана...
   Лишь больное сердце не залечит раны!"
 
   Я прочитал его вслух своим попутчикам. Шедший рядом дьякон Константин заметил, что его не мог написать верующий человек. Позже мой сын сказал, что верующий не жил бы со своей будущей женой С.А.Миллер двенадцать лет не обвенчавшись. Я не знал таких подробностей личной жизни А.К.Толстого. Мне было вполне достаточно того, что он написал это и множество других замечательных произведений. Гете в романе "Избирательное сродство" писал: "На примере, как ремесленника, так и художника можно ясно увидеть, что человек менее всего властен присвоить себе собственно ему принадлежащее. Его творения покидают его, как птицы гнездо, в котором они были высижены... Не удаляется ли таким образом от художника и само искусство, если его творение, как сын, получивший собственный надел, теряет связь со своим отцом?" По-видимому, в данном случае связь творения и его автора оказалась слишком прочной. Возможна ли оценка произведения отдельно от личности, от жизни его автора? Или творение обречено на то, что подробности личной жизни автора будут сопровождать его, как шлейф, на протяжении вечности?
 
  * * *
  Об этом писал Ницше в книге "Смешанные мнения и изречения": "Выставлять имя автора на заглавном листе стало теперь обычаем и почти обязанностью, но это служит главною причиной ничтожного влияния книг. Если книга хороша, то она более ценна, нежели личность, квинтэссенцией которой она и является; но раз автор выдает себя на заглавном листе, - читатель распускает квинтэссенцию в личном, даже в интимно-личном, и цель книги не достигается. Гордость разума в том, чтобы - не быть уже индивидуальным". В случае, описанном выше, именно это и произошло: читатель (или слушатель) распустил квинтэссенцию стихотворения "Острою секирой ранена береза" в личном или даже в интимно-личном А.К.Толстого, и цель этого стихотворения вряд ли была достигнута. Скорее оно послужило поводом, чтобы поговорить о вере или неверии писателя и его личной жизни.

  Эта мысль Ницше объясняет и известное выражение "нет пророка в своем отечестве", источником которого являются следующие евангельские стихи: "...Иисус же - сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф.13: 57). Когда пророк изрекает свои мысли в своем доме или отечестве, слушающие его распускают квинтэссенцию его пророчеств в личном, поскольку они знают его и его жизнь, и его слова не достигают цели.
*  *  *
Недавно в интервью в программе «Энигма» на телеканале «Культура» известный пианист Андраш Шифф коснулся музыки Вагнера и ее связи с его личностью Как известно, в жизни Вагнер был крайне неприятен. Вот что писал о нем знаменитый дирижер Ганс фон Бюлов: «Он в своих творениях возвышен, а в поступках - низок». Шифф сказал, что неприятные особенности личности Вагнера чувствует в каждом такте, каждом отрывке его произведения. В то же время о Шопене, несмотря на его эгоизм, такой связи музыки с отрицательными чертами личности он не видит. От себя можно добавить: это объясняется тем, что таких черт у Шопена, по-видимому, просто не было. «Некоторые авторы монографий о Шопене — среди них и польские — обнаруживают у Шопена эгоизм и честолюбие. Такой взгляд кажется весьма поверхностным. Суть дела — в другом. Шопен не имел возможности с оружием в руках бороться вместе с польским народом за свободу; и он и его страстно патриотически настроенные родители и друзья мгновенно оказались бы в беде»