Последний скоморох

Владимир Калуцкий
К 80-летию Александра Тихоновича Харыбина
...
Он даже из жизни ушёл, словно подал тайный знак - в день своего рождения. Шесть лет назад не стало Александра Тихоновича Харыбина.
Человек-оркестр, человек-поэт, человек-сердце. К чему бы ни прикасался этот кудесник - всё оживало. Прошлой осенью, помню, на бардовском фестивале "Бабье лето" в Новом Осколе без всякой подготовки вышел он на сцену в белом костюме, белой шляпе - элегантный, седой - с балалайкой и под крики "браво" сразу снял приз "Дамский угодник". При том, что нацеливались на приз маститые певцы и поэты со всей России.
И таков он был во всем. Настрой души звонкий, светлый, как и его стихи:

"Золото, золото, золото
К веточке каждой приколото".

А уж как пел народные песни! Баян ли в его руках, пастушья жалейка или к роялю подсаживался - заслушаешься! Внук николавского лейб-гвардейца, сын крестьянского корня, он вобрал в себя всё самое светлое из старинного великорусского рода Харыбиных. И при всём его лёгком скоморошестве отличалсся Тихонович в каждом деле особой основательностью и умением. Дом в родном Малобыкове построил - архитектурная изюминка. Сад заложил с диковинными для наших мест растениями - и урожай получал почти тропический!
Помню, в самые кондовые годы развитого сациализма на совещании в райкоме партии - а он тогда числился там лектором - сидит он и старательно пишет в блокнотике вслед за первым секретарём. А потом небрежно отогнет листок, покажет с лукавинкой страничку, а там - батюшки-светы! - шаржи на всё районное бюро. Да еще с убийстенным эпиграммами.
Всю жизнь по краю ходил Александр Тихонович. Может - и совсем не дали бы ему ходу, не будь он столь яркой личностью. Но ведь кого взять в виночерпии на партийном междусобойчике? Лучшего тамады, чем Харыбин , в округе не сыскать. Он и доклад секретарю настрочит, и сценарий к партийной конференции напишет, и фестиваль народного творчества проведет.
А какие знакомства водились у Тихоновича! Если надо что пробить для района в области или Москве - лучше Харыбина никто не справится. Вот и заезжали к нему на зеленое подворье искусствовед Щуров и географ Лаппо из Москвы , кинорежиссер Ряполов и поэт Белов из Белгорода, воронежские краеведы и школьники со всей округи...
Всем было интересно с Харыбиным, все черпали у него знаний и душевной теплоты.
И вот его не стало. Ушел едва ли не последний из коренных бирюченских обывателей. Тут скажу, что Малобыково с округой отмечено Богом. Ещё недано жили там светлые люди писатель Иван Дмитриевич Мишуков и ершистый краевед Дмитрий Иосифович Башкатов, последний жалеечник России, стихотворец и актёр Марк Васильевич Сычёв. В Бирюче вместе с поэтом Владимиром Кузьмичём Кобяковым и судьей Владимиров Георгиевичем Постоловым они составляли негласный кружок интеллектуалов. Их стараниями состоялись многие нынешние фольклорные коллектиы района, сохранены памятники старины, составлена слава старого Бирюча. Их именами пристало бы называть новые городские улицы.
...Ушёл последний из сих знатных. В Библии сказано : "Без тры праведныкы несть граду стояния". Тихонович и бы таким праведником, на котором стоял Бирюч. И теперь обречённо осознаю,что я недоговорил , недопоспрашивал, недозаписал на магнитфон и телекамеру встречи с Александром Тихоновичём. Но я счастлив уже тем, что знал его, общался, соглашался и спорил и точно знаю, что меня он любил, как отец, хотя старше всего на пятнадцать лет.
Весте с Харыбиным закрылась страница истории старого Бирюча. Он подвел итог жизни края в Х!Х и ХХ веках.
Печально и спокойно на душе. Печально от потери, а спокойно от того, что знаю: Тихоновичу есть чем отчитаться перед Богом.