Пьесу дописывает театр...

Анатолий Шуклецов
Лучший способ выучиться делать пьесы – это посмотреть собственную пьесу на сцене. Тут ты постигаешь, как строить реплики, которые актёрам легко произносить, и, если у тебя есть слух, – до какого предела можно ритмизировать фразу, не теряя разговорной интонации. Ты поймёшь, какого рода слова и какого рода сцены дают наибольший эффект. Иногда актёр просит автора: «Вы не добавите несколько слов в этом месте? Если мне больше нечего сказать, вся реплика получается какая-то пустая». Сомерсет Моэм. // Как поучительно для автора присутствовать на представлении своей пьесы! Что там ни говори, но становишься публикой, и каждая длиннота, каждый ложный эффект поражает сразу, как удар молнии. Иван Тургенев. // Во время представления я заметил, что начало четвёртого акта холодно; кажется, как будто течение пьесы, дотоле плавное, здесь прервалось или влечётся лениво. «Стало быть, – сказал я сам в себе, – я плохо выполнил эту сцену». И точно, теперь, во время представления, я увидел ясно, что начало четвёртого акта бледно и носит признак какой-то усталости. Возвратившись домой, я тот же час принялся за переделку. Николай Гоголь. // Давно сказано: идеальную пьесу написать невозможно, пьесу дописывает театр. // Зачем ты печатаешь пьесы раньше постановки. Не надо! Во время постановки многое видишь. Даже на первых репетициях. Как заговорят актёры, так сразу чувствуешь: вот здесь – фальшь, а здесь – не своим языком говорит какой-нибудь Иван Иванович и даже не своё говорит. Нельзя судить о пьесе, не видев её на сцене. Антон Чехов. // А что из того, когда пьеса не будет играться? Драма живёт только на сцене. Без неё она как душа без тела. Николай Гоголь. // Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть. Николай Островский. // Драматургия – искусство вербальное, воспринимается на слух. Входя в кабинет особняка на Волхонке, современники заставали Александра Островского в весьма интересных состояниях. Драматург проигрывал все мужские и женские характеры, когда писал их, – комические, драматические, героические. Так же делал Михаил Булгаков. Жена драматурга Арбузова избегала пускать гостей в квартиру, когда муж закрывался в своём кабинете и на разные голоса читал собственные пьесы. // Кто такой драматург? Чревовещатель души. Станислав Лец. // Каждому писателю нужно пройти через драматургический опыт. Он даёт навыки к сжатым формам и энергии действия, к диалогу и к психологическим обрисовкам. В романе можно иногда отделаться безответственной болтовнёй, каким-нибудь описанием природы; в пьесе нельзя. Здесь человек единственный объект для писателя. Алексей Н.Толстой. // Драматургия по природе своей требует краткости, сжатости. Несомненно, что одним из важных моментов, определяющих поразительную краткость и вместительность формы чеховского рассказа, является то, что в Чехове-новеллисте живёт Чехов-драматург. Его маленькие рассказы внутренне драматичны. Владимир Ермилов. // Проза и драматургия для меня – как правая и левая рука пианиста. Михаил Булгаков.