Подружки

Анна Куликова-Адонкина
               
         Степь налево,  степь направо,  солнце словно ярко - оранжевый желток шлёт лучи на ковыль,  который серебрится под ветром густыми живыми волнами.  Красиво!

        Совсем рядом строятся жилые дома, а метрах в 600 - 800 - элеватор.  Строители  торопятся: скоро осень,и первое целинное зерно потечёт в бункера,  потом по конвейеру -в сушилки и склады. Ещё нет высоких ограждений, и вместе со взрослыми  здесь крутится  малышня,а ближе к вечеру по проторённой дорожке  прохаживаются девчонки. В поселке  восьмилетка. Окончившие её считаются взрослыми. Одна, курносая, с упрямым светлым завитком на лбу и развитой,  круглой слово яблоки, грудью работает уже лаборанткой. Зовут её Любашей. Она с семьёй приехала из Белоруссии с родителями и старшим братом, который работает киномехаником, благодаря чему девчонки смотрят фильмы из кинобудки бесплатно.  Правда,  тесновато,  но зато экономия :с них уже как со взрослых за билет берут.
      
 Любе уже  шестнадцать лет, она добрая, мягкая, в свободное время любит играть в волейбол. Это главное спортивное развлечение молодёжи в свободное время.
      
  К ней тянется Татьяна - длинная,  худая,  вся в канапушках тихоня.  У неё большая семья, которую недавно постигло горе: умер отец. Был он директором элеватора. Коллектив уважал  его за справедливость и честность. Хоронили всем селом. И даже дети несли цветы и венки. Таня закончила первый курс  медучилища - отец мечтал о своем враче и очень надеялся на Татьяну.
    
  Третья подруга, Людмила, после восьмилетки уехала в город и работает на швейной фабрике, но летом приезжает  домой. Была она белолицая, в меру  пышнотелая, с модной прической «под горшок», боевая и весёлая, большая любительница пофлиртовать.

        Наконец, моя двоюродная сестра, вожак дружной четвёрки Анжела. Вместе с Татьяной учится в  медучилище. Только она на акушерку, Таня - на медсестру.  Была  Анжела, каких называют пацанками.  Лицо у неё грубоватое, серые, несколько выпуклые глаза, а ноги, как у наездницы.  Мышиного цвета  жирные волосы одолевают  беднягу: каждый день приходится мыть. Но в общественных делах- лихая девица.  На соревнованиях высшая ступень- её. И от мальчишек отбоя нет. Отца  Анжела не помнит: умер совсем молодым. Мать работала в столовой. Девчонки там крутились, картошку чистили, посуду мыли, строителям глазки строили.  А когда тетя Лена их выпроваживала, Анжелка тихо оповещала:

       -Сегодня варенье абрикосовое привезли…

И компания прямой наводкой шла к ним домой. Вытаскивали трёхлитровое  лакомство и приступали к «работе». К вечеру тара была пустая. Мать Анжелы не ругалась.  Во -первых, она очень добрая была, а, во -вторых, варенье и другие продукты в столовую каждый день завозили; строители, не зная об этом, делились вкусностями.
      
 Любили девчонки купаться и загорать. Поскольку элеватор рос в степи,  воды вдоволь не было, и рыли котлованы. Вода в них была коричневая, конечно, но нагретая солнцем, ласковая. Плавали и «по-собачьи», и как настоящие пловцы. Но больше всего любили разлечься на камерах  автомашин, сельхозтехники  и подставить солнцу всё тело, только лучи пересекались возле пупка, отблескивая бриллиантами,а уж спины были  как у африканок. Потом наступал кризис: кожа облазила и болталась белыми,почти прозрачными лоскутами. Приведя себя в порядок,  в основном сметаной, подружки вновь отправлялись на солнце и воду.
      
  Я была на четыре года старше их и работала после десятилетки в детском саду.  Но моих ровесниц  в селе уже, практически,  не было, и девчонки время от времени брали меня в свою компанию. Чаще всего в кино,  на танцы,  поиграть в волейбол,  прогуляться с ребятами. Тогда  они были порядочные, уважительные,  хоть и не из «графьЁв». Со мной девчонки делились секретами, сплетничали друг о друге по- дружески и называли  за глаза холодной жабой. Я не обижалась: что они, малявки, понимали?

        Вскоре на вахту приехали молодые латыши. Недаром говорят, что дети берут пример с родителей. Мать  Люды тётя Вера ни для кого секрета не делала из взаимной симпатии с сельским фельдшером Иваном Петровичем, весёлым сластолюбцем. И муж у неё был. И знал о похождениях жены, но по каким -то соображениям мира в семье это не нарушало. А вот Людмила ловила интересные моменты в поведении мамы и брала на заметку. И когда приехали латыши,  она положила глаз на све-
тловолосого, статного паренька с  оригинальной  смешинкой в уголках губ.

        Не спеша  стала отходить от девчонок и больше времени в свободную смену Валдиса проводить с ним.  Потом были красочные рассказы о том,  какие  у него мягкие губы, пушистые  волосы, а руки…от них бросало в жар…

        Чем бы закончилось дело неизвестно, но парня вдруг вызвали в военкомат и - раз-два :«До свиданья,  Люда, не горюй, родная, отслужу три года и вернусь…». Забегая вперёд скажу, что он вернулся. Только никто не знал,  где его красотка.  Пришлось ехать на Родину.

        Осень поспела не только для солдат,  но студентов и школьников.  Разъехались кто куда. Я осталась одна со своими пятилетками. Опыта никакого,  умения  справляться с ними нет.  Единственно, что успокаивало - ребятишки ласковые,  как котята: « тётя Жанна, тётя Жанна, давайте играть в казаков- разбойников». В общем, ни  я, а они мною руководили, подсказывали, что делать.  Я училась заочно на третьем курсе педучилища, профессию надо было приобретать,  а я где -то слышала  примерно такое изречение: «Знания ума не прибавляют,  мудрость прибавляется у тех,  у кого ум есть». Поэтому заочное обучение не знаю,  что мне давало, но отдел образования требовал получить корочки. А вот практика за зиму и лето кое-чему  научили, и я с нетерпением стала ждать, когда наступит лето: садик у нас закрывался почти на полтора месяца.
      
 В это время на каникулы и в отпуск приезжали девчонки.  Даже за такое короткое время город изменил их.  Таня сделала стильную причёску, и вместе с большими синими глазами,  длинными густыми ресницами,  канапушки побледнели,  лицо стало милее,  а фигура сформировалась.  Люда наоборот похудела и повзрослела.  Работа на фабрике повлияла на её вкус,и она стала  выглядеть модной и современной.  Поскольку с  Любой мы встречались часто, изменений в ней я никаких не заметила.  Не изменилась и Анжела.  Такая же мальчишеская стрижка,  в основном,  трико и футболки,  что в то время девчонки носить не стремились,  отдавая предпочтение  платьям,  юбкам и блузкам.

       -Девочки!  А я ездила в Алма - Ату на соревнования будущих медсестёр и заняла  третье место! Город - красавец. Я сделаю всё, чтобы после учёбы меня отправили туда, -взахлёб рассказывала обычно немногословная Татьяна.                -А я , - подхватила Анжела и перешла на шёпот, -была в операционной и видела,                как  делают аборт.  А на следующий год мы будем присутствовать при родах.  Интересно!
      
      -У нас на фабрике появился мастер по станкам. Я не знаю, с какой стороны к нему  подступиться. Но он будет мой! -стукнула по столу кулаком Людмила. -Надоели всякие  слюнтяи.

        И только Любаша молчала, а потом не удержалась:

       -А я выхожу замуж.

       -За кого?  Тебе ещё  18 нет?!

       -За Мишку приезжего.  Он старше меня на пять лет. Ну  и  что? Я уже женщина!               
        Девчонки опешили на несколько секунд.Я усмехнулась их стремлению скорее стать взрослыми. Глупые курицы. Не успеют оглянуться,как заплачут по своей молодости.Но пока два года промелькнули, как быстрокрылые соколы, девчонки закончили училище. Люба вышла замуж, родила сына и уехала в Молдавию. Татьяна сдержала слово и сумела устроиться в одну из Алма -Атинских  больниц. Ушла в тень Люда. Анжела распределилась в соседнее село.На «новенькую» нашлось много парней. Сестренка моя не растерялась: один, другой…четвёртый…Весело! Наконец ,  остановилась на гордом, надменном, считавшим себя выше других парней. И на удивление всех, он потянулся к заводной, жизнерадостной  девушке. Вспыхнула любовь. Сельская молодежь удивлялась: вот это да! Никто не думал. Все считали,  что Павел ждёт красавицу - принцессу.

        Увы! Совсем скоро состоялась свадьба. Жених и невеста сияли от счастья, а подружки посмеивались. Я -с вопросом:

       -Чего вы хихикаете?

       -Наивная ты,  Жанка, - не выдержала Людмила.-  Павел  влюбился в неё, и как петух курицу обхаживал и вздыхал.
      
       -А чего он вздыхал?

       -Ну,  как  же. Говорит: люблю. Женился бы хоть сегодня, но как вспомню,  сколько мужиков у тебя было…Не могу.

        Анжела в слезы: « Думаешь, если шустрая и боевая, то и вольная?

        Молчит, но предложение не делает.

       -Ну, и как ? - Не выдержала я.

       -Очень просто. Поехала в училище, у неё там преподавательница  хорошая подруга. Она  завела её в операционную, уложила в кресло, тонкий кетгут или простая нитка (история  умалчивает), пять минут боли - и Анжела снова девственница.

        Вот я удивилась?!  Наверное,  больше, чем жених. Оказывается, Анжела сказала Павлу, что докажет ему, и он через неделю назначил свадьбу. И было видно, что у парня ещё гордости добавилось, глаза светились счастьем, как никогда. Через некоторое время пара уехала в Тюмень, у них родилось два сына -вылитый папаша.Людмила вышла замуж за военного и живет в Москве.У них две дочери. В общем, разлетелись подруги на все четыре стороны.И только я,их «пятый хвостик»,осталась верна ковыльным степям Казахстана, родине мужа,детей и внучат.

        Зная, что живу там же, изредка кто-нибудь из задушевных подруг звонИт,  чтобы узнать кто, где и как. Но я знаю не многим больше их. Только осенью,  проходя с внуками из садика, обязательно подниму глаза на высшую точку элеватора, где когда -то с восторгом смотрели на огни внизу юные девчонки.  А внуки дёргают меня за рукава:

       -Баба! Баба! Смотри сколько машин с зерном. ОЙ -ёй-ёй!
       -Да, детки, это плоды целины,  которую поднимали ваши деды…