Воспитание, образование. Часть 1

Александр Ивашкевич
       Когда о человеке говорят, что он плохо воспитан  и/или образован, то что имеют в виду?
       Это нейтральная констатация или сочувствие человеку в том, что у него были плохие учителя?
       Или это обвинение самого человека в отсутствии у него чего-то, что обязательно  должно было быть, чтобы его считать полноценным человеком?
       Или это просто один  из способов борьбы, оскорбления, унижения человека человеком? Говорящий, при этом,  сам мало понимает, что означают слова "воспитание" и "образование", но он откуда-то - из своего жизненного опыта -  точно "знает", что сказать так, значит обидеть, унизить человека.
       В какой степени "воспитанность",  "образованность" человека зависят от него самого или от тех, кто, как его обучал,  в какой материальной и духовной среде это происходило? Каковы роли генетики, семьи, улицы, школы, государства?
       Воспитанность - это механический набор  знаний,  правил как себя следует вести в тех или иных обстоятельствах конкретного общества?
       Или "воспитанность" - это умение действовать сообразно ситуации таким образом, чтобы не задевая ничьих  достоинств, самолюбий и представлений о "хорошем" и "правильном" поведении и говорении  достигать необходимых для человека результатов? Ну, короче говоря,  чтобы и овцы были целы, и волки сыты и ты при деле...  Идеал среди бегущих... Первых нет и отстающих...
       Воспитание - это, безусловно, один из компонентов, элементов "образования" человека, поэтому,  говоря "воспитание", всегда подразумевают "образование" и наоборот.
       Под словом "образование" обычно подразумевают определённую совокупность множества составляющих компонентов общих знаний об окружающем мире и конкретных его проявлениях, в которых человек функционирует как профессионал и умений применять эти знания в соответствующей  социальной нише своего пребывания.  Такое определение  сложилось исторически  и имеет свои особенности и конкретику реализации в зависимости от места, занимаемого человеком в социуме.
       Что есть образованный и воспитанный человек в Древнем Египте или в Греции? В Голландии и в России в 17 веке? В США и Японии 18 века?
       Вот описание "образования человека", "героя" своего времени (первая половина 19 века в России), дворянина Евгения Онегина в самом популярном произведении А.С.Пушкина.

IV.
          ...
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
V.
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь;
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был, по мненью многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
VI.
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты,
От Ромула до наших дней,
Хранил он в памяти своей.
VII.
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог
И земли отдавал в залог.
VIII.
Всего, что знал еще Евгений,
Пересказать мне недосуг;
Но в чем он истинный был гений,
Что знал он тверже всех наук,
Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон,
За что страдальцем кончил он
Свой век блестящий и мятежной
В Молдавии, в глуши степей,
Вдали Италии своей.

       По нашим современным представлениям Евгений Онегин довольно малообразованный, пошлый, но шустрый  тип. Не так ли? Быстро сообразил, что оказав небольшую помощь умирающему дяди, он отгребёт много бабок. А там...
       Главное "знание" и "умение" у Онегина - это навык и умение совращать молоденьких женщин. И Пушкин это даже характеризовал как его "гениальность":
 "Но в чем он истинный был гений, что знал он тверже всех наук, была наука страсти нежной, которую воспел Назон."
       А в качестве таланта у этого "лидера молодёжной тусовки" первой половины 19-го века  Пушкин отмечал:  "Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм." Вот и всё "образование" нашего героя своего времени!
      И вся "образованная" публика России первой половины 19 века тащилась от этого пацана... Выражаясь современным сленгом.
      Перед современными родителями также встаёт дилемма: чтоб не измучилось дитя и, в то же время, обрело необходимый набор знаний, умений, навыков и, как сейчас требуют говорить, компетенций, для своего дальнейшего комфортного бытия в качестве воспитанного и образованного члена общества. Как этого достичь? Вот в чём вопрос! Какова в этом роль государства и каково необходимое участие самой семьи? Ещё больший вопрос.
         
       "Воспитывать — значит побуждать". Важнейший принцип воспитания — природосообразность: следование за процессом естественного развития человека; учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника; установление тесной связи между воспитанием и жизнью общества.
       Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866) — немецкий педагог, либеральный политик.

       "Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, то есть самому двигаться, воспитываться, только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми связаны. Быть правдивым и честным с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
       Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина — как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
       Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях".
       Лев Толстой
   
       "Как учить людей?" http://www.proza.ru/2018/02/11/2156
       "Образование. Часть 2" http://proza.ru/2021/06/08/650
       "Образование. Часть 3" http://proza.ru/2021/06/08/1024