Новины о Насредине

Сергей Радченко Дядя Серёжа
Предисловие.
Писать притчи о ходже Насредине невероятная наглость с моей стороны. Меня оправдывает лишь тот факт,что  живя в молодые годы в Средней Азии я был знаком с одним ишаком, дальним родственником потомков ишака самого ходжи.И по всей видимости свет мудрости и остроумия Насредина, мистическим,непостижимым для простых безсмертных образом, столетия передавался от ишака к ишаку пока не достиг меня…

Как дурак на похоронах

Ходжа Насредин смеялся на похоронах.Он так искрился радостью и счастьем,так звонко хохотал и даже приплясывал.что возмущенные родные и близкие покойного чуть его не побили .Они набросились на весельчака,скрутили его, и вызвали полицию.
Строгий полицейский чин, составляя протокол о хулиганстве в общественном месте спросил:
-Что Вы себе позволяете?Почему нарушаете общественный порядок?
«Я.любезный!»-ответил ходжа:»Позволяю себе порадоваться о друге!Ночью перед похоронами он явился ко мне  в великолепном бело-золотом сиянии.Неимоверное чувство любви и радости исходило от него.Он поведал мне,что находиться в раю.И пообещал,что замолвит в Небесной канцелярии словечко и за меня!Как тут не порадоваться о нем и за себя!Возможно я и нарушил общественный порядок,но Божественный закон  не преступил ни на йоту.»

Плача на похоронах люди чаще всего жалеют не покойника,а себя


Притча о силе слова.

«Мой сын умный и талантливый ребенок! Он послушен и в тоже время, инициативен! Трудолюбив и прилежен»-говорил всем ходжа.
- «Этого сорванца, лентяя и хулигана ты зовешь прекрасным?» - возмущались соседи: - «Да ты лжец, ходжа!»
  Однако прошло совсем немного времени, и его сын действительно стал  таким как говорилось.
Врать надо так, чтобы придуманное сбывалось.

О вере.

-Ходжа, ты пропустил пятничный намаз.Ты что не веришь в бога?
- Я действительно не верю в бога.Я верю Богу!Как говорят в Бухаре, это две большие разницы!Одно дело общаться с фотографией друга и совсем другое общаться с ним лично.Одна буква порой координально меняет смысл отношений.

Грозное оружие.

-Почему ты не идешь на празднество во дворец эмира?Ведь ты же получил приглашение.
-Там на входе требуют сдать оружие.Боюсь что мне прийдется отрезать себе язык и отрубить голову чтобы посетить праздник. Мозги и язык-вот моё грозное оружие,коим я овладел почти в совершенстве!
Отдайте Богу богово.
Налоговое бремя удушало народ.Сборщик податей пришел и к Насредину- злостному неплательщику и сурово изрек:
«Плати ходжа, ибо сказано:»Отдайте Аллаху аллахово, а падишаху падищахово.!»
«В этом мире»-ответил ходжа:» Все принадлежит Создателю по праву творения.Даже золото в твоем кошельке.Да и сами наши жизни.И Он ВСЕмогущий решает кому что дать и у кого сколько отнять. Что создал падишах?Лишь беды и страдания.Их я ему отдам с радостью!»

Первым делом главное.

Послал как-то ходжа сына учиться горшечному делу.Через некоторое время сын вернулся и говорит:
»Мастер по вечерам курит кальян и пьет вино,запрещенное Кораном.Он наверное порочный человек и я наберусь от него дурного»
«Сынок»-ласково сказал ему Насредин:»Я послал тебя обучатся гончарному делу,а не следить за моральным обликом горшечника.Учись тому,чему пришел учиться и не воспринимай лишнего.Поверь,если б жил где-то на свете идеальный горшечник,я бы послал тебя к нему.Но я такого не знаю.А этот несмотря на все пороки лучший мастер своего дела.Учись у него делу,а не безделию»

Еще неизвестно кому не повезло.

Два стражника пришли к Насредину  чтобы препроводить его в суд, для дачи объяснений по одному делу.
Пока он собирался его жена, несравненная АнюшА, стенала и причитала. Она начала даже рыдать в голос и вслух молиться: - «О Аллах! Будь милостив! За что ты так жестоко караешь?!Пощади!»
   Ее искренняя скорбь растопила сердце одного из стражников и тот попытался ее утешить:
- «Не печалься женщина! Наш падишах мудр и справедлив. А его кадии искусны в юриспруденции. Если твой муж не виновен, то в этом разберутся, отпустят его и даже компенсируют ваше беспокойство!»
«Причем тут мой муж?»-  спросила она  спокойно:  - «О нём я не беспокоюсь, ибо в  нем - то я совершенно уверенна. Он с успехом справится с любой проблемой. Меня тревожит судьба ваша, судей и падишаха. Появление ходжи в ваших жизнях сильно усложнит их. О тех невзгодах, которые падут на ваши головы при встрече с ним, я и печалюсь!»

Притча о рае  и аде

Попал ходжа Насреддин в тюрьму. В камере с ним находилось двое. Один веселый и счастливый. Он все время улыбался и что-то напевал. И даже во сне его лицо украшала детская умиротворенная улыбка. Второй был мрачен. Его лицо просто почернело от тяжких дум. И даже во сне он стонал.
«В чем причина твой радости?» - спросил ходжа у первого.
«У меня в прошлом была тяжелая жизнь» - начал свой рассказ весельчак: «Я жил один в лесу, ежедневно борясь за свое существование. Неудачи и неурожаи преследовали меня. Прошлой зимой, в суровую стужу мой дом и вовсе сгорел. Голодный и обмороженный я еле дополз до города. И тут Аллах явил мне свою милость. Два ангела-полицейских подобрали меня на улице и привезли в суд. Милостивый судья счел меня похожим на разыскиваемого преступника и осудил  на три года тюрьмы. Это райское место! Тут тепло и сухо. Меня кормят ежедневно. Есть даже горячая вода. Выдают чистую одежду и белье. Тут есть библиотека, и я впервые за долгие годы могу почитать вечерами. Есть мастерские и по окончанию срока я заработаю себе деньги. Я в раю! И искренне благодарен Создателю за милость оказанную мне!»
«А я в аду!»- вступил в разговор второй сокамерник: «Я с детства жил в богатстве и достатке. И дернул же меня нечистый пойти на государеву службу. Казначеем. Быть у воды, да не напиться? Я начал подворовывать. И в один ужасный день два шайтана из полиции пришли и за мной. Судья, этот демон во плоти, назначил мне немилосердное наказание. Три года тюрьмы! Без персонального ишака и гейши-секретарши, без круасанов на завтрак и варьете на ужин! Меня тут еще и заставляют работать! Это не тюрьма, а сущий ад!»
«Рай и ад» - резюмировал Насреддин: «Понятия индивидуальные и самодельные. И всегда найдутся помощники каждому созидающему своё»
 
Портрет знаменитости

Ходжа Насредин аккуратно прятал в чулан портрет развечанного властями исторического деятеля.
«Выкинь его на помойку!»-сказала ему жена, несрвненная АнюшА:»Зачем захламлять и без того доверху набиты чулан!»
-Пройдет немного времени, сменится влаасть и незверженные  кумиры, вновь обретут слав и значимость.Такова человеческая природа –ниспровергать и вновь возвеличивать.Так было не раз.Это портрет уже сто лет у нас в роду. И мы переодически вытаскиваем его из чулана.Нельзя нарушать традицию,да и деньги надо экономить.Не покупать же каждый раз новый портрет.

О пользе митинга.

Шел как-то раз ходжа Насредин мимо митинга.
«Долой коррупцию»,»Образованию на фарси-да!»,»Крадуна эмира под суд!»,»Нет наркотикам»,»Нашизм не пройдет» ,»Слава Бухаре!Героям слава!»-пестрела лозунгами толпа.
«Странные люди»- подумал Ходжа:»Вместо того,чтобы делать это самим,они требуют исполнения своих желаний от других.Глупо требовать от вора прекратить воровство.А от насильника прекратить насилие.Меры борьбы должны быть целе со образны»


Не важно во что ты одет.

Однажды ходжа Насредин вывернул на изнанку халат и тюбетейку и надел их.А ноги обул левую в сапог,а правую в туфлю.
«Что о тебе подумают люди!»-возмутилась жена.
«Запомни женщина!»-ответил ей ходжа:»Абсолютно не важно,что о тебе думают люди.Как ты не оденься,они будут думать о тебе изходя из собственных стереотипов и заблуждений.И лишь немногие видят истинную суть каждого.Для человека важно что он САМ О СЕБЕ думает.Сегодня утром я понял.что стал настолько свободен,что могу позволить себе одеваться так как я хочу не завися от взглядов и дум окружающих или моды»
«Мы же идем  к родственникам.Надо соблюдать приличия!»- упорствовала она.
-Если родне нужен именно я,то они примут меня в любом обличии, а если нет, то с собой в гости возьми  мой парадный халат,подарок эмира.

Секрет мудрости.
Пришел раз ходжа к великому мудрецу,слава о его учености гремела по всей земле и за ее пределами, и спросил:
«В чем секрет твоей мудрености?»
«Я с детства отличался глупостью и тупостью»-начал рассказ старик:»Горе для близких и предмет вечных насмешек.Моя мать изо всех сил старалась исправить мой изьян и даже каким-то образом устроила меня в медресе.Но и ее усилия были тщетны.Два года лучшие учителя и богословы бились надо мной.Но за все два года обучения  им удалось втолковать мне из Корана лишь одну строчку:»Бог всемогущ и всеведущ».С позором я был изгнан.Тогда я подумал,что если Бог так умен,то пусть Он и руководит моей жизнью,вразумляя и подсказывая мне на каждом шагу.И Бог с радостью согласился.С тех пор я не стал умнее ни на йоту.Я также глуп,как и в день своего рождения.Бог постоянно подсказывает мне что делать и говорить. Иногда он молчит,не отвечая н мои вопросы,тогда я сижу и ничего не делаю просто наслаждаясь окружающим миром.Если это происходит во время приема посетителей, то вообще творятся чудеса!Вопрощающий долго сидит вместе со мной молча,а потом что-то осеняет его и он уходит с поклонами, рассказывая сказки о моей неимоверной мудрости и способности вразумлять молчанием.Но клянусь Аллахом я тут не при чем.Единственно что я понял за эти годы,так это то,что если хочешь быть обманутым,то надо думать, что ты самый умный!»

Притча о представлении

«Если у тебя нет врагов значить ты из себя ничего не представляешь» учил мастер боевых искусств учеников:»Количество вврагов показатель твоей значимости!»

«Лучше всего быть самим собой,а не представлять из себя что-то»- сказал ходжа Насредин проходя мимо:»Если ты тот,кто ты есть,то нет нужды что-то из себя представлять.А представление всегда собирает зрителей.Это верное наблюдение»

Притча о собеседниках

 
Приехал проповедник.Весь город сбежался на базарную площадь чтобы услышать речи мудреца. И лишь ходжа Насредин продолжал копаться в навозе,удобряя сад.
«Почему ты не идешь?»спросили его
«Собеседники делятся на две категории»-ответил ходжа:» Всегда готовых к диалогу,и всегда готовых к монологу.Первые говорят с тобой,вторые говорят не с тобой,а тебе.Если достопочтенный мудрец сочтет нужным поговорить со мной,он прийдет и ко мне»
«Ты ослеплен гордыней!»-укорили его:»Ведь даже пророк идет к горе,если гора не идет к нему!»
«Если гора не идет к пророку,то это плохой пророк,а не гора»усмехнулся Насредин:»Истиный глас Божий неприрекаем и слышен всем.Когда встает солнце его свет лицезреют все.И даже слепой ощущает его лучи на своей коже»

Притча о силе имиджа

 Когда Ходжа Нассредин кричит на базаре;"Слава бухарскому эмиру!"
Все смеются ,а  эмир впадает в ярость)))))