Урочное письмо

Владимир Калуцкий
Мне счастливилось держать в руках редкие фолианты, я переводил летописи и исследовал судьбы русских икон. Мне открылись имена древних и старых мастеров живописного и книжного дела. При этом вскользь, почти неприметно, через всё знакомство с этим духовным богатством, протянулась нить русской художественной миниатюры. Удивительно, однако я не нашел , чтобы наши крупные исследователи глубоко интересовались ею.
А ведь национальная книжная миниатюра - это бриллиант, без которого корона русского искусства не полна. И я не понимаю Николая Васильевича Гоголя, давшего название своему славянскому сборнику по имени арабской миниатюры. Не "Арабески", дал бы я подзаголовок его "Миргороду", а "русские картинки".
Я влюбился в нашу миниатюру, включенную в "Собрание Русских летописей", которые печатаются уже больше ста лет, и пока еще так и не изданные полностью. И там приводятся старинные своды, украшенные малой живописью. Причем, скажем - Радзивилловская летопись, содержит незаконченные миниатюры, как бы живопись в развитии.
О летописях - особый разговор.
Мы же теперь говорим о миниатюре.
А тут - целый мир. Надо помнить, что время создания уцелевшей миниатюры - X - XY!! века - это время торжества религиозной мысли. Книжные и живописные сюжеты отвечали канонам православия. Да более того - создавать тексты и писать иконы могли только монахи - нарочно к тому подготовленные люди.
Тем ценнее миниатюры. Это образчики светской старорусской живописи. В миниатюрах есть картины быта, отголоски древних верований, здесь своеобразная манера письма, разная перспектива, необычные краски. В отличие от византийского оригинала икон - в миниатюре есть живая человечинка, она именно русская . Эти меленькие - иногда с почтовую марку, книжные заставки - большое окно в старую Русь.
Однажды, очарованный миниатюрой "Писцы" из "Жития Сергия Радонежского", я попросил ныне покойного художника Геннадия Черникова сделать с неё список размером в икону.
И он сделал.
Удивительно, однако и список Геннадия Николаевича оказался как бы сюжетом в развитии. Присмотритесь, пожалуйста, к первому рисунку. Это и есть работа Черникова. И здесь мы видим некую недорисованность подлинника и недосказанность списка. Сюжет и сами писцы словно зовут к общению и предлагают задавать вопросы. Мне вот, к примеру, непонятно, почему не дописано правое окошко в среднем ряду картинки?
Этот большой список я принёс в церковь. На Сретенье, в 2004 году, тоже покойный ныне протоиерей отец Николай (Волохов) освятил миниатюру, придав ей силу иконы.
С тех пор "Писцы" осеняют мою рабочую комнату. Можете поверить - они не дают врать и фальшивить. Эти четверо старателей русского слова стали недосягаемым образцом мысли и поведения . И очень часто, вместо чтобы что-то написать, я останавливаю себя по требованию "Писцов". Иногда лучше промолчать.
И когда нынче я сморю на книги , отпечатанные в эпоху компьютеров, мне откровенно больно. Уже никто не делает заголовки вручную, а уровень иллюстраций откровенно плачевный. Не случайно Макарий Московский, ещё на заре книгопечатания, сетовал : "како нача книжно тиснение, тако диавол вселишася в печатну краску".