Родословная Константина Тренёва

Евгений Пажитнов
Просим внести поправки и дополнения! 89262371485@mail.ru
====
ТРЕНЕВ
Константин Андреевич (1876-1945), писатель.
РГАЛИ, ф. 1398, 15 ед. хр., 1926-1945.
ИМЛИ, ф. 46, 22 ед. хр., 1916-1941.
ГЛМ, ф.187, 15 ед. хр., 1937-1942.
=====
ПАВЛЕНКО
Петр Андреевич (1899-1951), писатель.
РГАЛИ, ф. 2199, 200 ед. хр., 1938-1951.
ИМЛИ, ф. 135, 61 ед. хр., 1928-1941.
ГЛМ, ф.141, 2 ед. хр., 1941-1948.
=====

"Родился на хуторе Ромашово Волчанского уезда Харьковской губернии (ныне пос. Бакшеевка Волчанского района Харьковской области) в семье бывшего крепостного крестьянина Андрея Кирилловича Тренёва. В поисках «вольной земли» семья Тренёвых перебралась из Харьковской губернии в Область Войска Донского, где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка, вблизи железнодорожной станции Миллерово (ныне хутор Трёневка Миллеровского района Ростовской области).
Начальное образование получил в земской школе. В 1890—1893 годах учился в Донецком окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании — в земледельческом училище под Харьковом. Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896—1899), а потом — духовную академию в Петербурге. В 1901—1903 годах учился в Петербургском археологическом институте. Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в Таврическом университете."
Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища г.Москвы.

Сочинения:
1912 — «Дорогины»
1915 — «Владыка» (рассказы)
1924 — «Пугачёвщина» (пьеса)
1926 — «Любовь Яровая» (2-я ред. 1936, экранизирована в 1970)
1926 — «Жена»
1931 — «Ясный лог»
1934 — «Опыт»
1935 — «Гимназисты»
1937 — «На берегу Невы» (пьеса)
1941 — «Анна Лучилина»
1942 — «Навстречу»
1945 — «Полководец»
==================================
Любовь Андреевна Иванова

ТРЕНЁВЫ И ТРЕНЁВКА

КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ ТРЕНЁВ

В Константиновске, недалеко от гостиницы «Донская» стоит одноэтажный каменный дом, где с 1914 по 1916 г. проживал писатель и драматург Константин Андреевич Тренёв. Родился он на Украине, а на Дон приехал в пятилетнем возрасте. «Конечно, всякий любит свою родину, но, может быть, Дон достоин какой-то особенно острой любви?» — спрашивал себя писатель, и отвечал: «Должно быть, Дон стоит такой любви...».
Работая в новочеркасских газетах «Донская речь» и «Донская жизнь», Тренёв часто бывал в командировках в окружной станице Константиновской, где однажды и встретил свою судьбу — дочь настоятеля Николаевского собора Ларису Ивановну Сокольскую. Благодаря хлопотам краеведа П. А. Дербенёва, к столетию писателя на доме Сокольских, где проживали молодые, установлена мемориальная доска. Здесь написаны рассказы «В станице», «По тихой воде», «В родном углу», «Святки», «Вечная любовь» и др.
Свой первый сборники «Владыка» Тренёв прислал в дар нашей городской библиотеке. Затем дарил и другие сборники — свои и чужие. Во время войны от прямого попадания бомбы в здание библиотеки весь её фонд, насчитывавший 45 тысяч книг, сгорел...
«С описания вот этих самых мест, с описания Тихого Дона и его людей я начал свой литературный путь. Я глубоко и на всю жизнь люблю свою родину – Дон, где провёл детство и юность, и зрелые годы. На земле нет для меня места более дорогого, близкого и любимого места, чем Тихий Дон и его широкие блестящие поля», — признавался Тренёв...
Предлагаю вам рассказ школьной учительницы из хутора Тренёвка Миллеровского района Любови Андреевны Ивановой, несколько лет занимавшейся историей хутора и семьи Тренёвых.
В. П. Граф

Семья Тренёвых переехала в наши края из хутора Ромашово Белоколодезянской волости Волчанского уезда Харьковской губернии в 1881 году. На мой запрос, коренной ли житель Андрей Кириллович Тренёв, отец писателя, из Харьковского государственного архива пришёл ответ, что в имеющихся книгах (они сохранились не все) места рождения Тренёва не обнаружено. По рассказу сына одного из земляков Тренёва, так же сюда переселившихся, семьи братьев Тренёвых особо не общались. Старший Филипп жил замкнуто, а младший Андрей был по натуре вожаком и пользовался авторитетом среди крестьян.
В хуторе Мокрая Журавка (ныне Тренёвка) насчитывалось сорок дворов. Надо было иметь железную волю и щедрое сердце, чтобы упорно добиваться строительства церкви и школы при ней.
Церковь и школа были построены. Поскольку население хутора Кринички, Сухой и Мокрой балок не выполнило обещания собрать подрядчику 1000 рублей (собрано было всего 200 с лишним), Тренёв залез в долги и в том же 1890 г., когда открылась церковь, продал принадлежавшую ему в Тренёвке землю.
Из Государственного архива Ростовской области по моей просьбе 1 августа 2002 г. сообщили: «Поселение Тренёвское возникло в 1890 г. на земле, купленной Леонтьевским товариществом (пришлыми поселенцами преимущественно Екатеринославской губернии) у землевладельца Тренёва. Вот так впервые появилось новое название хутора Мокрая Журавка в документах 1890 г., когда будущему писателю было всего 14 лет». Если судить по мемориальной доске на здании Донецкого окружного училища, в том же году будущий писатель уехал на учёбу. К этому времени на тренёвском кладбище покоились мать писателя, братишка Сергей и дедушка с бабушкой.
При переезде из Тренёвки Андрей Кириллович подвергся грабежу трёх местных братьев Бутенко и в холодное время года полуодетый тайком бежал из собственнноручно построенного дома (самого высокого и заметного в Тренёвке).
На тот момент основная часть его семьи проживала в станице Мальческой (13 км от Тренёвки на север), где его старшие дочери работали учительницами в школе и жили в своём просторном доме, заблаговременно купленном отцом. Близ станции Миллерово у Андрея Кирилловича была своя кузница, в Тарасовском районе арендована земля, и он сумел устоять против обрушившегося на него несчастья. В том же доме, на улице Петрова 2, проводил свободное от занятий время будущий писатель. У него была собрана приличная библиотека. Когда сёстры Тренёвы в конце 30-х гг. окончательно покидали Мальчевскую, библиотеку они подарили графу Балвасу (о котором сейчас никто ничего не может сказать), а тот, уезжая из станицы, оставил библиотеку школе.
Дом, в котором проживали Тренёвы, в настоящее время жилой, но не могу добиться в местных верхах, чтобы на нём укрепили мемориальную доску. Мало того, вездесущие мальчишки на чердаке обнаружили кипу журналов дореволюционной поры. С журналами в своё время работал писатель, оставив свои пометки. Дети додумались принести журналы в школу, а учителя сохранить эти бесценные вещи не смогли — видимо, простите, обладали меньшей эрудицией, чем мальчишки.
Старик Тренёв, беспокойная душа, всё же вернулся в Тренёвку, помня ещё об одной неосуществлённой мечте: построить профессиональную школу-семилетку, где деревенские ребятишки могли бы в зимнее время обучаться полезным для села профессиям.
В Ростове все вопросы с планом, деньгами, земельным участком были решены. По воспоминаниям писателя, отец возвращался в декабре 1920 г. на открытой площадке вагона, сильно простудился, получил двустороннее воспаление лёгких и скоропостижно умер.
Жива ещё уроженка хутора Тренёвки Мария Васильевна Ковалёва (1908 года рождения), которая весной 1921 года работала у начальника сортосеменного участка (на противоположном берегу речушки Мокрая Журавка, юго-западнее Тренёвки, в крошечном хуторке Батраки) и видела, как очень слабый и худой дедушка забивал колья, натягивал верёвочки, разбивая план под здание. Вот на том самом опытном участке советская власть им предоставила работу, оказав помощь в личной застройке. «Этот дедушка мне запомнился потому, что один колышек он забил недалеко от порога хатёнки. Больше он там не появлялся». Весна 1921 г. стала для него последней. Я писала прошение в Ростовский архив, указывала примерное время, ведь там должно храниться прошение Тренёва и положительное разрешение вопроса. Мне не ответили, а поехать в Ростов мне не по силам.
Из моего письма, я думаю, ясно, что село унаследовало название от Тренёва-отца, а не от сына. Писатель был предан этому месту, он ездил сюда многократно на могилы родных. Старожилы утверждали, что в последний раз он посетил Тренёвку в 1938 году.