Вершина графа Гриманни

Дина Норбут
Речь идёт о четвёртом романе «Вершина» из Исповеди Натали Бизанс.  Здесь предлагается подробное знакомство с жизнью Эрнесто. Из предыдущих произведений известно, что Эрнесто Гриманни – это человек, проживший свою жизнь в шестнадцатом веке, душа которого впоследствии воплотилась в Эдуарда – жителя Франции. Приведена точная дата рождения Эдуарда 07.12.1854 года. Предполагаемое время рождения нашего современника Эрика, в которого воплотилась душа Эдуарда, 1974 год. Это ровно 120 лет – год Тигра.

Жизнь Эрнесто богата бурными событиями самого разнообразного спектра. Единственный наследник барона Деметрио Гриманни (итальянец) провёл, несмотря на семейные проблемы своих родителей, относительно счастливое детство, но уже в ранней юности он вступает в конфликт с деспотичным отцом, который ратует за честь своего рода, и не тушуется ни перед чем ради достижения своих целей.
Эрнесто наделён от рождения пылким страстным сердцем, упрямством, унаследованным от отца. Автор готовит читателя к встрече с Эрнесто ещё в предыдущих книгах. Основной конфликт Эрнесто связан с его отношениями со знахаркой (ведьмой) Эделиной, в которой мы узнаём уже знакомую нам Агнешку. Упрямство Эрнесто становится причиной трагедии: беременную от нашего героя Эделину сжигают на костре по обычаям средневековья.
Одержимый местью Эрнесто пускается в бега, но после неимоверно тяжёлых испытаний в лишениях и терзаниях, так как им уже совершено убийство и произошло несколько смертей по его вине, оказывается в западне и его сдают Деметрио, разыскивающему его повсюду. Впоследствии он станет  журналистом-преследователем.  Колек Барский – один из неверующих материалистов, которому способности Эрика не дают спокойно спать.
В жизнь Эрнесто внедряется прекрасная Патриция – невеста из высшего сословия, уготованная ему отцом, в которую он влюбляется до безумия всем сердцем. Понимает, что вот она – его женщина, которая должна действительно быть с ним не только по прихоти Деметрио. Впоследствии, по фабуле, (по сюжету, из предыдущих произведений), уже можно проследить: Эрнесто-Патриция, Эдуард-Мирабель, Эрик-Наташа.

Жизнь Эрнесто полна лишений, трагедий, смертей, убийств. Напоминает романы ужасов, но разительно отличается от них оптимистической жизнеутверждающей основой. Герои Н.Бизанс – не мрачные персонажи ужасающих сюжетов. Это истинные люди, стремящиеся познать жизнь со всеми её позитивными и негативными явлениями. В её произведениях сквозит любовь в широком и глубоком понимании этого необъяснимого обычными человеческими словами чувства.
Середина шестнадцатого века ознаменовалась для Италии не только эпохой возрождения искусства, но и военными действиями. На фоне исторических событий разыгрываются картины человеческих судеб, таких понятных и родных, несмотря на то, что читатель отстранён от этих персонажей по времени почти на 500 лет. Кроме того, читателю приоткрываются всемирно известные имена великих художников и правителей.

Любовь Эрнесто и Патриции – сплошная боль. Причиной тому, если взглянуть изнутри, куда автор умело приглашает читателя, является трагедия Эделины, сожжённой на костре. Снаружи – балом правит отец Эрнесто Деметрио.
После кратковременного счастья, связанного с женитьбой, Эрнесто и Патриция, ещё даже не насладившиеся друг другом, попадают в новые сети. Давние враги Деметрио решают свести счёты через издевательства над единственным отпрыском. Эрнесто оказывается в плену, а его возлюбленная подвергается  жестокому насилию, большое количество солдат безжалостно удовлетворяют на ней животные страсти.
Эрнесто удаётся сбежать из плена, на его пути опять появляется человек, не утерявший человеческих качеств. Ему всегда везёт в этом, причина в умении Эрнесто понимать другого, видеть человека изнутри, невзирая на его социальное происхождение или материальное   положение.

Противоречия между сыном и отцом усиливаются. Когда-то желанная невестка, выбранная им для единственного сына, теперь отвергается Деметрио, ведь ему нужны чистые потомки. Обесчещенная Патриция не может стать матерью его внуков. Начинается борьба Эрнесто за Патрицию, которая не увенчивается успехом. После продолжительных скитаний команда Эрнесто с его верными людьми подвергается коварному плану Деметрио, а Патриция отправляется им в монастырь.

Обезоруженный и униженный Эрнесто вынужден подчиниться воле отца. Он женится на выбранной отцом партии - красавице Адриане, к которой не испытывает супружеских чувств. Не испытывает он и отцовского чувства к первенцу – Антонио, так же, как не испытывал этого к мёртворождённому сыну Патриции. Причина тому  его сомнения – ведь и обесчещенная Патриция могла забеременеть не от Эрнесто и навязанная жена далеко не девственница. Отец Антонио – Козимо, герцог Флоренции.

Непринятая сердцем Эрнесто Адриана умирает во время родов, оставив после себя новорождённую дочь Веронику. Примерно в это же время, с разницей в месяц, рождается другая дочь Эрнесто – Изабель от Патриции. Подвергая себя и её риску, Эрнесто встречается с ней в монастыре и вступает в интимную близость.

Почему роман назван «Вершина»? Это можно проследить по всем каналам жизнедеятельности героя. В социальном видимом для постороннего глаза плане: женившись на Адриане, Эрнесто получает титул графа, переезжает жить во Флоренцию, пользуется покровительством прекраснейших из женщин герцогини Элеоноры, а после её смерти становится ближайшим другом герцога. Уходит из жизни в относительно молодом возрасте, предусмотрительно позаботившись о судьбе своих детей: Антонио, Вероника, Изабель, которую он забирает из монастыря после смерти Патриции. Также и усыновлённые им и его другом Амато крестьянские дети – Валентино и Амелия, которые впоследствии стали прекрасной многодетной семьёй – не обделены им.
Социальное возвышение героя отнюдь не на пустом месте, душа его постоянно эволюционирует, с годами становится мудрее, глубже. Помогает ему в этом его первая трагичная любовь. Его Эделина, которая вследствие сожжения на костре (неестественная смерть) застревает между Мирами Вселенной. На протяжении всей жизни Эрнесто она сопровождает его, часто помогает избежать неминуемой гибели или иных несчастий. Любовь Эделины к Эрнесто настолько  сильна, что она принимает любовь своего возлюбленного, как некую неизбежность, предписанную свыше, и даже потом признаётся ему в своих прежних не очень благородных помыслах.
«Тогда я ещё плохо собой владела. Моя ревность желала ей гибели, но любовь к тебе оказалась сильнее!.. Чудо, что у нас всё получилось. А если бы она погибла?  Я бы потеряла тебя навсегда и взяла бы смертный грех на душу. А что получилось с Амато?.. Мы в ответе за каждый свой шаг, Эрнесто, - она посмотрела на свою поляну, и та заколосилась спелой пшеницей, - Видишь? Всё очень просто. Если ты желаешь добра, так и будет. Если зла - тоже. Мы - магниты, притягивающие то, чем наполнены.  Человек, который боится заболеть, обязательно заболеет. Что может быть более естественным?»
 
Вот такой мудростью может обладать душа того, кто находится по ту сторону материального мира. Но, наверное, не каждая.
«Ты хочешь сказать, что тебя сожгли, потому что ты этого хотела?
-  И да, и нет. Правда в том, что я боялась своей любви, боялась тех чувств, которые испытывала к тому, кто никогда не смог бы стать моим. Я боялась сгореть... - она беспомощно развела руками. - Вот ключ ко всем победам и поражениям, Эрнесто. Наши мысли, наше воображение, наше умение управлять всем этим. Ты хотел остановить отца, терзавшего тебя всю жизнь, ты это сделал. Ты хотел поцелуя Элеоноры, ты притянул его. Наши желания нужно контролировать, иначе не избежать беды.
   Я задумался, а ведь она права. Но, как научиться не бояться, если боязно?
-  Вера и знание того, чем ты владеешь. Усилием воли мы можем сделаться сильнее или вовсе погибнуть, - она осмотрелась вокруг, словно что-то почувствовала. - Тебе пора возвращаться, любимый! Ты нужен там людям. Ты сможешь очень многое изменить, если будешь работать над собой, помни, о чём я сказала... - она потянулась к моим губам, и я очнулся на своей постели.»
Несмотря на пережитые ужасы, Эрнесто прожил очень счастливую жизнь. И в этом его вершина. Несмотря на множество ошибок, совершённых им при жизни, он их осознал, признался себе в том, что был не прав. Кроме Эделины, в этом ему помогали и другие персонажи: мудрая бабушка Филоретта, таинственный Старец, сын – Антонио, которого он полюбил как своего. По сложившейся почти во всех культурах традиции, стараниями деда Деметрио Антонио и Вероника были помолвлены с детьми знатных господ.
«Скажи, а что плохого мне сделала эта девочка? И почему я должен не носить её портрета? Только чтобы позлить моего и без того больного деда? - он с нежностью пригладил волосы сестры. - Посмотри на отца! На их вечное противостояние друг другу. К чему это привело, Вероника? К тому, что он всю жизнь свою страдал! А если представить на минуту, что он не противился бы отцу?.. Его и так собирались женить на Патриции! Мать Изабель стала бы его женой, и они счастливо прожили б свою жизнь вместе... Если бы он знал, что это его судьба?!  Любовь сама шла к нему в руки, но он отверг её лишь потому, что она была навязана ему отцом!
   Слова сына поразили меня, я замер за дверью, как вкопанный, не в силах прервать их разговор. А ведь он прав: если бы я не противился, Эделина была бы жива. Патриция бы не пострадала, проклятье не легло бы на нас страшным грузом. Не погибла б Мичелэнджела. Не было б Адрианы в моей жизни, и, возможно, она нашла бы своё счастье с кем-то другим и прожила гораздо дольше. Но тогда Вероника бы не родилась...»

Противостояние Эрнесто и Деметрио продолжается почти на протяжении всей жизни, прощать отца учит Эрнесто Элеонора.
"Увы, Элеонора права. Деметрио был лишь маленькой пешкой в королевской игре, впрочем, как и все мы. - Шах и мат, синьор Гриманни. Пора понять, в каком мире Вы живёте, глупый романтик, так ничего и не осознавший за свою жизнь! - зазвучал во мне голос папаши".
Но природное благородство Эрнесто, его готовность понимать, проникать, стремиться к истине сделали своё дело и помогли достичь вершин во всех сферах жизни, во взаимоотношениях практически со всеми людьми, с которыми ему пришлось столкнуться. Он всегда делал друзей из бывших врагов. Вот чему надо учиться нам всем. И даже отец Деметрио возвысился до того, что пожертвовал жизнью ради того, чтобы жил его сын:
«Он присел на край постели и обратился ко мне.
-  Сын, возвращайся! Мы не были друзьями и, кроме твоей ненависти, я ничего не заслужил. Всю жизнь мы были врагами. Но ты - всё, что есть у меня! - на его глазах появились нежданные слёзы. - Это ты должен похоронить мой бренный прах.  Не делай мне так больно! Я уже никогда не исправлю то, что сотворил с тобой и нет мне прощения. Но, если ты здесь и слышишь меня, я молю тебя, вернись! Ты нужен своим детям. Ты нужен ей... Думаешь, я не знаю, где вы пропадаете целыми днями напролёт? - он усмехнулся. - Маленькая копия своей матери, живущая у Валентино... Видишь, я хоть и стар, но по-прежнему всё знаю о тебе, - он вздохнул, переводя дыхание. - Предлагаю последнюю сделку, сын! - Деметрио провёл морщинистой ладонью по мертвенно-бледному лицу. - Жизнь моя - в обмен на твою. Слышишь, Бог? Забери меня, только верни Эрнесто! - он взглянул наверх, и я впервые увидел в его глазах настоящую отцовскую любовь. - Гореть мне вечно в адском пламени!..»

Эрнесто от рождения благороден, имеет зоркое, неподкупное сердце. В юности ему было очень сложно жить в мире лжи и фальши, он начинал сопротивляться ещё до того, как осознает суть дела. Примеров его благородства в романе много. Его неподкупная верность сначала Эделине, затем Патриции. Приятие и воспитание чужого ребёнка, скрытие позора жены от общества, его взаимоотношения с прислугой, способность к истинной дружбе и многое другое. Но в противовес этому он был упрям, упёрт, не признавал компромиссов и много дров наломал. Воистину – дорога в ад усыпана благими намерениями. Но жизнь он прожил хоть и короткую, но богатую и осмысленную. Познал любовь, и был любим. Имел верных друзей. Стал заботливым и счастливым отцом. Ушёл в мир иной без сожаления. По законам Вселенной человек должен стараться прожить как можно дольше. Не за счёт других, не любой ценой, лишь бы сохранить жизнь, но Здоровье Планеты зависит от продолжительности жизни населяющих её людей*.

*Здоровье планеты напрямую зависит  от жизнедеятельности человека в физическом мире, которая породила экологические проблемы, но ещё  больше оно страдает от массовой гибели людей во время войн, катаклизм. Поэтому естественно стремление человека к долгой жизни. Если он ориентирован на смерть по каким-либо причинам, то волей-неволей причиняет ущерб Планете.