Сказка о глупом кондоре и хитром броненосце

Валерий Камаев
В Уругвае я находился три дня. Быстро закончил свои дела и оказался свободным. Самолёт из Монтевидео вылетал только завтра. Мой приятель и гид Хорхе предложил отправиться вместе с ним к индейцам. Деревня их была бедная, но чистая. Вождь Острый глаз рассказал мне много историй. Одна из них особенно сильно врезалась мне в память. Её я и предлагаю вашему вниманию.
— Давно это было. Бог уже сотворил землю и небо, на котором мерцали звёзды, появился человек, но Луны ещё не было. Вот в ту пору и жил броненосец, хитрый и прожорливый. Эти звери, свернувшись, напоминают мяч, а если развернутся, то небольших свиней, главным образом из-за поросячьего рыльца. К тому же они очень похоже хрюкают и забавно фыркают. У нас их называют «наранья бачо» — «хрюкающий зверь».
Ну так вот, предок всех броненосцев, что живут в пампе, был крупнее и прожорливее всех и очень хитрый. То спрячется так, что никто его не найдёт, то катится, как кокосовый орех, а то очень быстро зароется в землю, как вомбат.
В вышине над Андами летал кондор, огромный, как грозовая туча, но глупый, и самомнение у него было большое. В те времена кондоры не питались падалью, как сегодня, а клевали и глотали всё, что попадалось. Глупый кондор жил один. Никак не мог он найти себе подругу, никто его не устраивал.
И вот встретились как-то броненосец и кондор у подножия горы.
— Кто ты такой? — важно спросил кондор.
— Я из рода наранья. А тебя я знаю. Ты глупый, хотя и большой.
— Почему ты так решил? — удивился кондор.
— Кто разорил гнездо печника* и обидел земляную кукушку?
— Ну я. У них очень вкусные яйца. А во-вторых, кто ты такой, чтобы меня попрекать?! Насколько я знаю, ты сам лакомишься птичьими яйцами.
— Я, — ответил броненосец, — ем яйца, которые вываливаются из гнёзд, но самих гнёзд не разоряю.
— Рад за тебя. Но я всё равно не глупее.
— Проверим это, — предложил броненосец.
— Как ты думаешь это сделать?
— Давай посмотрим, кто быстрее скатится с горы.
— Идёт! — согласился кондор.
Тут броненосец быстро свернулся в мяч и покатился. А глупый кондор целых два часа ждал потока воздуха, чтобы спуститься. Броненосец, оказавшийся под горой первым, долго смеялся, когда увидел своего незадачливого приятеля.
— Ну не глуп ли ты?
— Я думал, ветер сам отнесёт меня, — оправдывался кондор.
— Не жди ветра —  не познаешь бури, — посоветовал броненосец.
— А давай, кто быстрее спрячется? — предложил кондор.
— Давай, приятель.
Броненосец быстро зарылся в землю, а сверху ещё присыпал холмик листвой. Сколько ни ходи, ни за что не найдёшь.
Искал кондор, искал броненосца, не нашёл.
— Сдаюсь! — кричит, — Покажись!
Броненосец вылез из кучи и, отфыркиваясь, сказал:
— Теперь ты прячься, а я поищу.
Глупый кондор спрятался в расселине скалы, в которой и застрял. Броненосец быстро нашёл бедолагу и помог выбраться.
— И второй раз я проиграл тебе, — произнёс кондор. — Ты ещё и выручил меня. Без тебя бы я пропал.
— Ищи убежище по себе, — изрёк броненосец.
В третий раз приятели поспорили, кто быстрее насытится. Броненосец опять пошёл в пампу, набрал фруктов и обнаружил падшую лошадь. Закусив ей, он растянулся на солнышке, отоспался и увидел много хороших снов.
Кондор же долго высматривал добычу. Наконец, поймал, но проглотить не смог, поскольку это была гремучая змея. Злой и голодный он нашёл броненосца под деревом.
— Ты и в третий раз оказался хитрее меня. Я хочу есть, а ты, вижу, сыт! Что насытило тебя?
— Плоды мангового дерева и туша падшей лошади, которая лежит неподалёку. Попробуй. Может быть, тебе понравится.
Кондор так и сделал. Хотя поначалу падаль ему не очень пришлась по вкусу, со временем он привык. И подругу он вскоре себе нашёл, а позже своим детям наказывал:
— Дети, все окрестности ваши. У вас есть крепкие ноги и крепкий клюв и все-все вас боятся. Но, пожалуйста, броненосца и его потомство не трогайте.
— Почему, папа? — спросили они.
— Хитёр он, потому находчив и весел. У броненосцев надо учиться, а не становиться у них на пути.
Последние слова этой сказки я долго обдумывал, пока летел из Южной Америки домой. Кто знает, было ли это или нет. Когда вы побываете там, решите сами.

21 июля 2016 года.


* Печник — птица, обитающая в Южной Америке.