Сила слова ч. 1 гл 2

Марина Давтян
В нашем доме был и свой собственный повар-кондитер – Фрунзик. Выучившись на повара, Фрунзик, как он сам рассказывал, целый год брал частные уроки кондитерского искусства у бейрутского армянина, мастера высшей категории.

Фрунзик работал в одном из столичных ресторанов: толстенький, с круглым животиком, пахнущий ванилью, вечно улыбающийся, с пушистыми, как у моржа усами и пухлыми ручками. Фрунзик был женат на дочери французских армян-репатриантов, Клер. Она родилась во Франции,(что объясняло ее имя) и в годовалом возрасте вернулась с родителями на родину. Беленькая, с голубыми глазами, пухленькая Клер, родила Фрунзику девочек-близняшек, Анушик и Манушик, таких же беленьких и пухленьких, как и их мама с папой. Девочек различали только Фрунзик и Клер.

Фрунзик, как говорили жители дома, “обзывал“ всех кондитерскими именами: его жена была “моя Эклер“, дочки – пончик и пышка, бабушка Еруш – бабушка “Ватрушка”, механик Сурик – “Баранка”, цыганка Ася с семьей – наши “Цукаты”. Во дворе были и пирожки, и конфетки, и ириски, и пряники. Ну а своих тестя и тещу Фрунзик ласково “обзывал” – мои “ Момпасье”!

      
Фрунзик часто готовил что-то вкусное для жителей нашего дома. Он обладал прекрасным слухом и природа одарила его особенным, таким же улыбающимся, как и он сам, тенором. Когда он начинал петь, мы знали – Фрунзик творит на кухне! Репертуар блюда напрямую зависел от вокального: если блюдо кавказское – армянская песня, льется оперная ария – готовься к чему-то изощренному.            
 “Большой концерт“ Фрунзик закатывал на все большие праздники, но особенно он выкладывался на 9 мая и на Новый Год.


Я не знаю, если еще где–нибудь так весело и дружно отмечали Новый Год, как это делали мы? Все соседи скидывались на одну большую елку, которую ставили прямо во дворе, у лестницы. Эта елка была нашей общей радостью – наряжали ее всей детворой под руководством старших. С утра 31 декабря, весь дом, паралельно с праздничными передачами на телевидении, слышал “вокал” Фрунзика – мы знали, он варит хаш для утреннего ритуала.

 Фрунзик утверждал:
- Хочешь вкусную еду, заряжай продукты положительной энергией. Музыка – это Небесное Электричество !
 Сурик – баранка отвечал :
- Фрунзик джан, дорогой! Я как-нибудь должэн это попробовать! Пой прямо в открытый капот! Батарэя должна зарядиться! Клянусь мамой!


До полуночи наступление Нового Года соседи отмечали в кругу своих семей. А сразу после боя Кремлевских Курантов жители нашего дома дружно спускались во двор: каждая семья приносила что-то вкусное к общему столу, звенела музыка, Фрунзик пел застольные песни, “стреляли“ бутылки шампанского, горела елка, мелькали звездочки Бенгальских огней, шел снег … все целовались и обнимались, говорили друг другу добрые слова, произносили витиеватые, но очень мудрые тосты. Фрунзик выносил
“Новогодний Тари’“( армянская выпечка с монеткой на удачу) и каждый ребенок получал по кусочку. Мы быстрее, чем когда-либо, съедали свою порцию мучного, чтобы поскорее узнать, кому же из нас повезет в этом году?


А ранним утром, в мороз, мужчины вместе, сообща, выносили громадную кастрюлю хаша из кухни нашего кудесника. Детвора спала, а подростки со взрослыми, одетые в теплые одежды, усаживались за деревянным столом, часто под падающим снегом и тут начиналась “Новогодняя Магия“: наваристый, с ароматом чеснока горячий хаш в глубоких мисках, с накрошенными кусочками лаваша, домашний сыр, зелень,  подсоленный редис, большое блюдо с домашними соленьями, непременная(только для взрослых) домашняя виноградная водка, благодарные тосты прошедшему году и
какое-то особое ощущение, что и этот год будет счастливым. 


В основном, тамадой на наших застольях был дядя Жора – таксист со “столетним” стажем.
Он часто сетовал:
- Если б не война, я пошел бы учиться на писателя. Сколько интересного мог бы написать, один Бог ведает! Сколько жизненных историй, интересных случаев и исповедей  довелось мне услышать! Целую книгу человеческих судеб написал бы!
- Дядя Жорик  джан! – реагировал Сурик-баранка, - эсли  стал бы писатэлэм, что бы ты тогда дэлал в такси? Нэ был бы в такси, нэ знал бы так жизнь! Нэт, ты был бы простым писатэлэм, а так ты стал мудрым таксистом и виртуозным тамадой! Все правильно,клянусь мамой!

Сочетание двух кавказских кровей(по-матери Сурик был грузин), оставило в его лексиконе и армянский и грузинский акценты и со стороны это было смешно и забавно.
 Дядя Жора умел произносить мудрые тосты и через них, часто, доносил до людей то, чего не мог сказать напрямую.

Был у нас в доме молодой инженер – Вартан. Говорили, что пить он начал после измены жены. Оставив ему годовалого сынишку, она сбежала с любовником и с тех пор от нее не было вестей.

Родители Вартана жили в деревне, куда он часто возил сына. Оказавшись один в пустой квартире, Вартан напивался до чертиков. Нет! Он не дебоширил, никому не мешал – он тихо стонал.


Женщины нашего дома очень ему сочувствовали: по–очереди брали на себя заботу о малыше, хлопотали по хозяйству, не оставляли попытку найти Вартану “хорошую женщину”, пытались повлиять на него добрыми советами. Но Вартан был слаб: обещал, какое–то время держался и … снова срывался.


Дядя Жора, как–то, произнес тост:
-Супружеская жизнь – это мозаичный орнамент, где  все кусочки должны быть точно пригнаны. Поддерживая друг друга, кусочки работают на сохранение и целостность узора. Если где-то они пригнаны не по форме, вскоре  уязвимое место начнет шататься и станет причиной разрушения всей композиции. Вот и наш Вартан должен встретить именно ту женщину, с которой они выложат свой личный мозаичный
орнамент!
 –Дядя  Жорик джан! Мозаика это очэнь трудно!- вмешался Сурик. – Маленькие  кусочки! Эсли нэ нашел жэнщину мозаику, то найди жэнщину – кафел! Орнамент нэ нужен! Ровно положил и получилось! Клянусь мамой !           
 
– Да, вы абсолютно правы, дорогой Жора,- соглашаясь сказал Айболит, все еще улыбаясь от философских умозаключений Сурика. - Сколько лет живу на этом свете
и,поверьте, ни рвзу не пожалел, что женился на моей Арочке! Со стороны кажется, вот только полюбили двое друг друга – и этого достаточно! Ан, нет! Кому–то не хватило терпения, кому–то гибкости и ума, кто-то не сказал или не услышал важных слов, обошел вниманием и … пошло–поехало. И не догадаешься, а с чего все началось? Любовь, как Бог – гениальная простота и простая гениальность!



Сурик, подперев подбородок кулаком, внимательно слушал:
- Вай мэ! Вас послушать, все так сложно, нэ хочется жэнится! Арам Александрович, вот ты говоришь – это гэниальная простота, так? Я, вот – простой механик, откуда мне иметь гэниальную простоту? А мне, уже почти 33 года, как нашему Господу, а я все еще нэ жэнат! Хочу сэмью, дэтей, крепко жэну любить буду, обещаю! Но мне пока нэ вэзет! Ты про удачу что-нибудь скажи!



-Вы правы, дорогой Сурик! Вам пора обзавестись семьей! Может где-то живет именно ваша “удача” и Бог за вас все подготовил, время еще не пришло! Может ваша мозаика еще в процессе собирания всех необходимых кусочков, а вы спешите, сетуя на судьбу!  Поверьте, все в жизни складывается не так, как мы себе это представляем. Но от нас самих, тоже многое зависит: нужно разглядеть, узнать свою любовь и не упустить.


- Вот я и говорю, доктор джан! Мама все время сэрдится на меня – “хочу внуков поняньчить”! Отэц говорит – “ты так любишь копаться в машинах, что вконец жэнишься на “Волге”! Эсли бы так, найти жэнщину-“Волгу”! А то, мне на пути встречаются только жэнщины-“самокаты”! А ведь я, как и все, хочу жэну добрую, честную. Мама говорит –“сынок, жэнись на той, от которой хочешь дэтей! До сих пор не нашел такую, от которой хочу дэтей! Только тех встрэчал, от которых даже "свэчи зажигания“ нэ хочу!


  - Если спросишь за меня сы’ночка, таки  успокой свои мо’зги! – Бронислава Михайловна слышала разговор с балкона и не смогла сдержаться, чтобы не прокомментировать: ее голова была “покрыта” бигудями, а с лица стекала сметанная маска. Свешившись с балкона она выглядела смешно и забавно. – Не спеши, сына, а то пролетишь, как Вартан, фанерой над Парижем!

Неожиданно подняв голову и, увидев свою половину в таком виде, Моисей Ааронович воскликнул:
-Моя Снегурочка! Ты шо, таешь?!!
- Ша! Моня! Шо ты понимаешь за нервы женской красоты? - гаркнула Броня и обиженно удалилась.

-Сурик джан! – вмешался дядя Жора, еле сдерживаясь от смеха, впрочем как и мы все.
– Муж – это государство, жена – посол! Какое государство, таков и посол!

Услышав серьезный разговор мужчин, к нам подошла Арусяк Ильинична:
- Если позволите, даме, выразить свое мнение по-этому поводу? Я уверенна, что мужчине очень важно гордиться своей половинкой. Ничего нет хуже для мужчины, если ему стыдно за нее – он должен уважать ее! Как можно любить, если нет уважения? Значит, это всего лишь страсть, увлечение, влюбленность, но никак не любовь! Любовь претерпевает много искушений. И на первых порах довольно трудно понять, любовь ли это? Ведь в начале, ощущение влюбленности, страсти, симпатии и влечения очень похожи на любовь. Главное – не спешить!

- Главное – нэ опоздать!- грустно ответил Сурик.       
- Но наш Вартан, изо всех сил старался сохранить брак,- добавила бабушка Еруш.
- Брак – не всегда лучший способ сохранить любовь, но любовь – это единственный способ сохранить брак!- после такого заключения Арусяк Ильиничны ни у кого не осталось других аргументов.




               ( ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ )



http://www.proza.ru/2018/02/10/762