Человек истины и природы

Владимир Руссь
                РУССО ЖАН ЖАК
                (1712-1778)
                Французский философ, писатель

000
Старый распутный идиот.
(М.А. Алданов)
000
...одарен был Пифии глаголом,
И в мире целом он зажег пожар,
И разрушеньем угрожал престолам.
(Д.Н.Г. Байрон)               
000
Руссо  сильнее изменил французские нравы, чем Наполеон.
(О. де Бальзак)
000
Из Руссо я только читал его «Исповедь» и возымел сильное омерзение к этому господину. Он так похож на Достоевского, который убежден глубоко, что все человечество завидует ему и преследует его.
(В.Г. Белинский)
000
Руссо был мудрец, в смысле древних, то есть человек, которого вся жизнь была мышлением, которого мышление было любовью, а любовь мышлением.
(В.Г. Белинский)
000
Руссо не создал никакой философской системы, но обогатил идеями новейшую философию, так что сам Гегель ссылается на него, как на величайший авторитет.
(В.Г. Белинский)
000
Он хотел бы, чтобы бедные обобрали богатых.
(А. Вольта)
000
Философ оборванцев.
(А. Вольта)
000
Когда читаешь ваше сочинение, так и хочется встать на четвереньки.
(Вольтер)
000
Он у меня вызвал желание стать на четвереньки.
(Вольтер)
000
Первый отец церкви революции.
(Г. Гейне)
000
Красноречивый, но опасный писатель.
(Е.Р. Дашкова)
000
Скромность его была притворна, он снедаем был честолюбием и желанием наполнить своим именем весь мир. Его произведения опасны, потому что молодые головы легко могут принять его софизмы за силлогизмы.
(Е.Р. Дашкова)
000
Жить для истины.
(Девиз Ж.Ж. Руссо)
000
Это очень опасный автор, его стиль увлекает, и горячие молодые головы воспламеняются.
(Екатерина II)
000
Второй Ньютон.
(И. Кант)
000
Мечтательно-мятежный дух.
(Т. Манн)
000
О Руссо! Почему было надо, чтобы ты прожил лишь шестьдесят лет. В интересах истины ты должен быть бессмертным!
(Наполеон)
000
Как прекрасна природа!
(Последние слова)
000
Одинокий мечтатель.
(Прозвище)
000
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо;
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь – ряд горестей, гремяща слава – сон.
(А.С. Пушкин)
000
Достойный провозвестник истин бессмертных.
(М. Робеспьер)
000
Наставник человечества, – он преследовал тиранию с такою искренностью, он возглашал с таким энтузиазмом о божестве. Его могучее красноречие чертами огненными живописало красоты добродетели. Он распространял учение, поддерживавшее и окреплявшее человека. И эта-то чистота доктрины его, истекавшей из глубокой ненависти к пороку, это презрение его к интриганам-софистам, злоупотреблявшим имя философии, навлекли на него ненависть и преследование его соперников, его ложных друзей.
(М. Робеспьер) 
000
Он возвышается надо всеми величием души своей.
(М. Робеспьер)
000
Руссо – это бунт духовного варвара против восемнадцати веков христианской цивилизации. Книги Руссо предвещают кровь робеспьеровского террора.
(А.Н. Толстой)
000
Здесь покоится человек истины и природы.
(Эпитафия)
000
Без сомнения, я – единственный, кто, живя среди народа, хорошо к нему относящегося и обожаемого им, почитает своим долгом делать вид, будто презирает его.
000
Бродячая жизнь - вот что мне надо.
000
Буду забывать свои несчастья, своих преследователей, свои унижения, думая о награде, которую заслуживало мое сердце.
000
Вместо того чтобы предаваться отчаянию, я спокойно предался лени, вверившись провидению.
000
Все, что исходит от людей, мне безразлично, и что бы мои современники ни делали, они всегда будут для меня ничем.
000
Действительные страдания имеют мало власти надо мной; я легко переношу те, которые испытываю, но не те, которых ожидаю. Мое испуганное воображение приводит их в сочетанья, переворачивает, растягивает и умножает. Ожидание их терзает меня в сто раз больше, чем их присутствие, и угроза для меня ужасней самого удара.
000
Для человека возможно всегда быть правдивым, ;вот таким я и пытаюсь быть.
000
Если я не лучше других, то, по крайней мере, не такой, как они.
000
Жизнь для меня только начиналась – и все рухнуло.
000
Как бы скромна и безвестна ни была моя жизнь, если я думал больше и лучше, чем короли, история моей души более интересна, чем история их душ.
000
Любовь к воображаемым предметам и легкость, с которой я заполнял ими свой внутренний мир, окончательно отвратили меня от всего окружающего и определили мою склонность к одиночеству. В дальнейшем не раз обнаружатся странные результаты этого умонастроения: с виду столь мизантропическое и мрачное, оно в действительности проистекает от слишком любящего, слишком нежного сердца, которое, за отсутствием существ, похожих на него, вынуждено питаться воображением.
000
Люди принудили меня жить в одиночестве, и я обнаружил, что, удаляя меня из своей среды, чтобы сделать несчастным, они сделали для моего счастья больше, чем сумел бы сделать я сам.
000
Между местом, в котором я находился бы, и любым воздушным замком для меня не могло быть непреодолимого расстояния.
000
Мне случалось мыслить довольно глубоко, но редко – с наслаждением; почти всегда мысли овладевали мною против моего желания, как бы насильно. Мечтанье дает мне отдых и забаву, – размышленье утомляет и печалит. Мыслить было для меня всегда занятием тягостным и лишенным обаяния. Иногда мечтанье мое кончается размышлением, но чаще мои размышления кончаются мечтаньем, и в этом забытьи душа моя блуждает и парит в мироздании на крыльях воображения – в восторгах, превосходящих все иные утехи.
000
Мое дело сказать правду, а не заставлять верить в нее.
000
Мой Аполлон – это гнев.
000
Мой талант в том, чтобы с достаточной энергией и смелостью говорить людям полезные, но суровые истины.
000
Моя леность не была леностью бездельника, а человека независимого, любящего работать, только когда он считает нужным. 
000
Праздность, любимая мной, – не праздность лентяя, который остается неподвижным, скрестив руки в полном бездействии, и размышляет не больше, чем он действует. Нет, это одновременно праздность ребенка, находящегося в постоянном движении, хотя и ничего не делающего, и праздность пустомели, несущего всякий вздор, в то время как руки его отдыхают. Я люблю заниматься пустяками, браться за сто дел и ни одного не кончать; идти куда глаза глядят, ежеминутно изменяя направление; следить за полетом мухи; стараться передвинуть каменную глыбу, чтоб посмотреть, что под ней; горячо приняться за работу, требующую десятилетнего труда, и через десять минут без сожаления бросить ее; наконец – целый день бездельничать и во всем следовать лишь минутному капризу.
000
Предвидение всегда портило мне наслаждения. Я предугадывал будущее втуне: я никогда не мог избежать его.
000
Сам я не люблю играть роли ; люблю только смотреть, как играют другие. Мне нравится лишь созерцать общество людей, и вовсе не по вкусу быть составной его частью.
000
Созданный для того, чтобы размышлять на досуге, в уединении, я не годился для того, чтобы говорить, действовать, заниматься делами среди людей. Природа, давшая мне талант к первому, отказала в таланте ко второму.
000
Став более несчастным, я стал более робок; а я никогда не лгал, кроме как из робости.
000
Старею, но по-прежнему учусь.
000
Странное дело, мои мечты становятся самыми приятными только в тот момент, когда мое положение наименее благополучно, и, наоборот, они наименее радужны, когда все улыбается вокруг меня. Моя упрямая голова не умеет приспосабливаться к обстоятельствам. Она не довольствуется тем, чтобы украшать действительность, ; она желает творить. Реальные предметы рисуются в ней в лучшем случае такими, как они есть; она умеет украшать лишь воображаемые предметы. Если я хочу нарисовать весну ; в действительности должна быть зима; если я хочу описать прекрасную местность ; я должен сидеть в четырех стенах; и я сто раз говорил, что если бы меня заключили в Бастилию, я создал бы там картину свободы.
000
Стыд был единственной причиной моего бесстыдства.
000
Талант мой зависит только от душевного пыла и влечения к тем предметам, о которых мне предстоит писать, и только любовь к великому, истинному, прекрасному способна воодушевить меня.
000
У меня любящее сердце, и я всегда привязываюсь к людям не столько за добро, которое они мне сделали, сколько за то добро, которого они мне желали.
000
Чем больше я видел свет, тем меньше мог приспособиться к его тону.
000
Это направление ума, измеряющее все нашими материальными интересами, всюду ищущее выгоды или лекарства и готовое на всю природу смотреть безразлично, только бы самому быть здоровым, никогда не было мне близко.
000
Я… всегда хотел учиться только для того, чтобы знать самому, а не для того, чтобы учить; я всегда считал, что, прежде чем просвещать других, надо самому приобрести знания; и из всего, что я старался изучить, живя среди людей, нет ничего, чему я не стал бы учиться точно так же один, на пустынном острове, где оказался бы заточенным до конца своих дней.
000
Я легко забываю свои несчастья, но не могу забыть свои ошибки и еще меньше – свои добрые чувства.
000
Я ненавижу знатных, и ненавидел бы их еще больше, если бы меньше презирал.
000
Я приобрел опыт ценою страданий, а дорога страстей привела меня к философии.
000
Я стал актером, чтобы сделаться зрителем.
000
Я увлекаюсь надеждами, как и всякий другой, лишь бы осуществление их ничего не стоило мне; но если для этого нужно долго трудиться – это уже не для меня. Любое маленькое удовольствие, если оно само достается мне в руки, соблазняет меня больше, чем перспектива райского блаженства.
000
Я уже не чувствую в себе достаточно сил, чтобы плавать в хаосе прежних своих восторгов. Мысли мои теперь стали почти одними только ощущениями, и область моего понимания не выходит за пределы тех предметов, которыми я непосредственно окружен.
000
Я не женат и не султан и могу позволить себе роскошь не быть глупцом.
000
Я не находил ничего более высокого и прекрасного, как быть свободным и добродетельным, быть выше богатства и людского мнения и довольствоваться самим собой. Ложный стыд и боязнь быть осмеянным мешали мне сперва вести себя согласно этим принципам и сразу кинуть резкий вызов взглядам своего века; но я твердо решил сделать это и выполнил свое решение, когда противодействия настолько возбудили мою волю, что она восторжествовала.
000
Я стремлюсь не только просветить ум, но и воспитать сердце к добродетели и мудрости.
000
Я хочу сражаться только с достоинством и хочу, чтобы тот, кто на меня нападает, не бесчестил моих ударов, – иначе я не снизойду до защиты.