Я пришлю Вам совесть

Валерий Алалыкин
                (памфлет)

                Пролог
 

   Я зашёл в плацкартный вагон и сел на своё место. Напротив сидел мужчина, а перед ним лежала папка, на которой было написано: «Совесть - это чувство моральной ответственности за свои поступки перед самим собой, окружающими людьми и обществом».
- Как Вам живётся в этой стране, молодой человек? – вдруг спросил он меня.
- Отлично! - ответил я с ходу, с нескрываемым любопытством глядя ему в  глаза. -  Хотите чаю? Может, выпьем за знакомство?
- У Вас компанейский характер, - с улыбкой сказал мужчина. – Вам легче. А я уже не тот, устал от всего. Улетаю сегодня. За рубеж. Навсегда. Мне на следующей выходить.
- Жаль, - ответил я, - чаю не попили, по душам не поговорили. Улетаете. Навсегда. И сразу за рубеж.  Наверно, Вас окружали не те люди?      
- Возможно. Но окружили крепко. Извините, люблю пошутить над собой.               
- Понимаю, «над собой» - это всегда весело, – непринуждённым тоном ответил я. - Но я бы Вас не отпустил, такие самим нужны.
- Какие? – высоко подняв голову, спросил изумлённый незнакомец.
- Интеллигентные, умные, понимающие…
- Спасибо, Вы просто великодушны! Вас бы президентом избрать. Счастливой была бы страна!
После такого доверия я ещё больше воспрял духом и сказал:
- Вот видите, у нас ещё не всё потеряно! В таком случае я бы Вас назначил своим заместителем. И зачем Вам тогда за рубеж?  Может, останетесь?
- Да, то есть как? Весёлый Вы человек, однако! Нет,  извините, я пять лет собирался уехать и вдруг остаться! Нет, это уже не весело, это просто нелепо!  В этой папке мой последний рассказ. Возьмите, прочитаете на досуге. Мне в этой стране уже ничего не надо! До свидания, не осуждайте, - он взял свои вещи и пошёл в тамбур, хотя до следующей станции было ещё минут двадцать.
- Удачи! - успел я сказать ему вслед.
   Когда поезд остановился, я поднялся с места и стал смотреть на перрон. Незнакомец с вещами в руках медленно проходил мимо моего окна. На его лице я снова увидел печать бесконечного разочарования и долгой не проходящей обиды. Каждая чёрточка его лица говорила о тяжёлом душевном переживании. И я сочувственно подумал: «Наверно, на самом деле ему лучше уехать, пока не заболел окончательно».  При этом я вспомнил, какой взволнованной фразой он меня встретил, затем уклонился от знакомства и не сказал, в какую страну улетает...
     Я открыл папку и начал читать рассказ под названием
               
                "Я пришлю Вам совесть"
 
                1
 
* ксэф - кризисный социально-экономический фактор.
 
    В 2003 году коэффициент смертности был самым высоким за последние 18 лет. По всей стране угрюмо бродил опустившийся оборванец по прозвищу дядюшка Ксэф*. Он поднимался на чердаки, опускался в подвалы, рыскал по помойкам, заглядывал на кухни обнищавших людей, делал обход по больницам, пронырливо проникал в родильные дома и бессовестно подглядывал, как рожают женщины из бедных слоёв общества, после чего цинично отправлял на погост новорождённых, рожениц и многих других несчастных, больных и немощных, на которых мимоходом успевал задержать свой безжизненный взгляд.
 
                2               

    27 апреля 2003 года, в церкви большого города, доктор Ильин с безвинным чувством вслушивался в Пасхальное богослужение, не задумываясь над своими грехами, как перед   Богом, так и перед людьми. Быстро усвоив принцип материальной заинтересованности, он стал считать себя деловым человеком и радость сытой жизни не оставляла его ни на одну минуту. Но вдруг во время Крестного хода пасхальный звон колоколов воскресил перед его глазами предсмертный облик седого старца, умершего в Страстную пятницу, то есть в день распятия Иисуса Христа. Это совпадение пробудило в нём паническое беспокойство и в его память стали пробиваться все случаи из его врачебной практики со смертельными исходами.
    Несколько дней назад «Скорая помощь» привезла в Центральную городскую больницу старенького человека, у которого не было при себе никаких документов. Он очнулся только в больнице и на вопрос «Кто он?» слабым голосом ответил: «Старец Алексей Одинцов». Его одного положили в самую плохую палату и тут же о нём забыли. И только в конце третьего дня санитарка, напуганная состоянием страдающего человека, побежала за медсестрой. Пришёл и доктор. Он взял больного за руку и тот, открыв глаза, на последних секундах жизни успел сказать: «Доктор, я пришлю Вам совесть".
   Не дожидаясь окончания Пасхального богослужения, глубокой ночью, Ильин приехал в больницу и зашёл в палату, в которой умер Алексей Одинцов. Доктор стоял у пустой кровати и не мог понять, как этот старик, с того света, может прислать ему совесть. И почему именно совесть? Разве он хуже других? Он вернулся в свой кабинет и одним махом выпил полстакана коньяка, подаренного ему за особое внимание к больному. «Вот, - начал он разговаривать с самим с собой, - люди благодарят, оценивают! А кто этот старик? Какую, к чёрту, совесть он обещал мне прислать, старикашка безмозглый? Прожить, наверно, хотел дольше всех! Нет, старый дурень, дольше меня здесь никто не проживёт! За это платить надо!» Он допил оставшийся коньяк и поехал домой. Но и дома слова «Доктор, я пришлю Вам совесть» преследовали его и вконец испортили праздничное настроение. «Вот репей старый! – ворчал опьяневший Николай Петрович. - Ну что тут такого? Время пришло и помер! А я причём? Хочет, чтоб совести у меня  стало больше? Так если на то пошло, зачем она мне? Чтобы снова стать бедным?..» Он выпил четверть стакана шотландского виски и лёг спать. Но совесть, присланная старцем с того света, копошилась в его мозгах и сверлила: «Ну что, попался, бизнесмен липовый? Теперь я тебя помучаю. Разбогател на человеческих несчастьях!» Сон пропал… В эту минуту доктор впервые пожалел, что будучи на должности главврача, он ещё взялся за лечебную практику.
    Ильин сел на край кровати, обхватил руками голову и простонал: « Ну почему только мне ты прислал эту совесть? Им бы тоже прислал… министрам, чиновникам… Вот ведь зараза какая, уснуть не даёт!». Теперь он выпил уже стакан крепчайшего виски и через две минуты благополучно скрылся под  покровом всесильного алкоголя.
    Дорогие читатели, наверно, каждый из вас имеет собственный опыт драматичного пребывания в нашем противоречивом обществе. Поэтому отложите чтение и мысленно продолжите рассказ по своему усмотрению и лишь после этого прочитайте, чем закончилась эта история на самом деле.
 
                3

   (( Я закрыл тетрадь. Мне очень хотелось наказать этого доктора  и я представил такую картину:
Доктор запил, опустился и очень скоро превратился в бомжа. И однажды «Скорая помощь» вытащила его из подвала и привезла в больницу. Его одного бросили в самую глухую палату и вспомнили об этом лишь на четвёртый день.
- Николай Петрович, это Вы? – оторопело спросил его врач,
в прошлом ученик Николая Петровича. – Что с Вами?
- Мне прислали совесть, – еле слышно, сквозь слёзы, ответил бывший доктор.
- Какой ужас, Николай Петрович! Кто же осмелился так надругаться над Вами? Какая опасная болезнь… Она, случайно, не заразная? Может, Вас в инфекционное перевести? Сестра, быстро тележку!
- Миша, милый, - из последних сил прошептал доктор, - мне бы капельницу сделать.
- Можно. Но бесплатно нельзя! Вы  меня сами учили. Извините, но ничего уже не поделаешь с собой. Помню, Вы ещё говорили: «Деньги бери не той рукой, которой крестишься, будь праведным». Вот, дорогой учитель, переучиваться поздно.               
Ильин был в шоке! - Ученик превзошёл учителя!
   В это время прикатили тележку и начали поднимать доктора с кровати, но он, к счастью, успел вовремя умереть, чтобы никогда уже больше не знать такого позора за своего "одарённого" ученика. Однако тележка всё равно оказалась кстати, и бывшего доктора отвезли в мертвецкую.
   На этом я прервал свою фантазию и продолжил чтение рассказа))
 
                4
 
    Дорогие читатели я уверен, что  каждый из вас «наказал» доктора Ильина по всей строгости, прибегнув к потусторонним силам. Но, к сожалению, по эту сторону действительности чуда не произошло! Мистические силы, на которые мы уповаем в минуты глубокого разочарования, действуют чрезвычайно редко и к тому же, как и многие другие явления, они часто зависят от внешних факторов. Ведь магические слова старца уже на третий день оказали неоспоримое воздействие на доктора и в последующие дни могли иметь ещё более глубокие последствия для дальнейшей его жизни, вернув его поистине на праведный путь, но через два дня после Пасхи Николай Петрович получил откат в размере 570 тыс. рублей за участие в закупках лекарственных препаратов по завышенным ценам. «Дурак ты, Одинцов! - крикнул про себя во весь голос доктор. - Это тебе не коньяк и не виски! – и  назидательно добавил. – Возьми-ка ты свою совесть обратно, она тебе там больше сгодится!» – и издевательски засмеялся. Его махинации пошли в гору! Через два месяца Центральная городская больница получила из бюджета минздрава 73 млн. рублей на ремонт здания и закупку медицинского оборудования в рамках программы развития и модернизации здравоохранения. Из этих средств 22 млн. рублей Ильин и его сообщники положили в свои карманы.               
  В октябре 2004 года доктора Ильина назначили главным врачом областной клинической больницы, где он организовал приобретение рентгенодиагностических комплексов по заведомо завышенной стоимости у подконтрольной фирмы, обеспечив её победу в тендере путём внесения недостоверных сведений в аукционную документацию. И таким образом в качестве отката его компания получила 29 млн. рублей. С этого дня к доктору Ильину приходит репутация удачливого человека и через девять месяцев его назначают заместителем министра областного здравоохранения. Махинации продолжались. На него смотрели, на него надеялись и он не подводил.
  В феврале 2006 года Ильина назначают министром здравоохранения своей родной области. Он и здесь "не ударил лицом в грязь».  Ведь только сел в кресло и тут же организовал крупнейшую закупку для медицинских учреждений высокотехнологического оборудования на сумму 180 млн. рублей, хотя в реальности оно стоило в два раза дешевле. Таким образом, 90 млн. рублей загрузились в карманы преступной группы, вдохновителем  которой был сам министр Николай Петрович, «почётный коррупционер» Российской Федерации, вследствие чего другим областям в течение трёх лет урезали расходы на здравоохранение и поэтому они имели высокие показатели  по части вымирания населения. Таким образом, доктор правой рукой давал людям здоровье, а левой отнимал его. Но он этого не замечал и не слышал, так как уши его постоянно заткнуты деньгами. Афёры продолжались. В результате активной криминальной деятельности Ильина, его сообщников и других подобных группировок в системе здравоохранения РФ объём ущерба давно вышел за рамки нормального человеческого воображения. Если б было возможно вернуть все эти деньги, на них можно было построить десять крепких тюрем для пожизненного заключения и заключить в них десять тысяч вот таких жуликов, как Николай Петрович, и содержать их за "свой счёт".               
 
               
                5
 
    В ночь с 11 на 12 апреля 2015 года в  Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальное богослужение, на котором было много благочестивых* людей. Был там и министр областного здравоохранения Николай Ильин. А чем он хуже других по внешнему виду? Нет, не хуже. По внешнему виду его можно даже в президенты избрать! Стыдно не будет: манеры светские, черты лица интеллигентные, глаза не волчьи, добрые. Ну а то, что он конченый циник и вор, так об этом никто не знает. И хотя его место давно на виселице, очень даже возможно, что мы его скоро увидим на плакатах во время каких-нибудь выборов в мэры, губернаторы или президенты, ибо денег у Николая Петровича и его сообщников хватит на любую избирательную кампанию.               
   На этом праздничном богослужении прозвучало Пасхальное послание Патриарха Кирилла: "Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении ближним, и особенно тем, кто крайне нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим..." 
 
                Эпилог
 
   Двенадцать лет прошло с той поры, как странствующий монах прислал доктору совесть! И где она? Он закопал её в деньги! Попробуй-ка теперь откопать её - большие деньги мешают!
   Вот стоит бывший доктор, а ныне министр областного здравоохранения, уже в Московском Храме Христа Спасителя во время Пасхального богослужения, но не слушает его, а думает о своём, примеряя "корону правителя"...
 
P.S.   Вчера, на Болотной площади, кто-то отчаянно крикнул: «Люди, держите вора! Отечество в опасности!»
 
 
Значение слова "Памфлет" по Ефремовой:
Памфлет - Художественно-публицистическое произведение сатирического - нередко полемического - характера, направленное против какого-л. политического или общественного явления или отдельного лица.
 
* По словарю Ефремовой: Благочестивый - 1. Почитающий Бога, соблюдающий предписания религии.
2. Преисполненный благочестия.


17.03.2016