М-2018-001 Фильм Матрица

Дмитрий Белабенко
Трилогия фильма «Матрица» вышла на экраны в промежутке между 1999 и 2003 годами. Все фильмы связаны одной сюжетной линией. Рассказ о сюжете можно найти на любом специально предназначенном для этого сайте. Рассматривая всю трилогию можно отметить, что фильм сам по себе является многослойным, как и положено быть шедевру. При многослойности вспоминается эпизод из мультфильма Шрек (http://vk.com/video197078081_171722419 ), где огр подбирает в качестве метафоры для представления своего образа луковицу.
Собственно все эти слои стоит изучить на предмет их возникновения. А это можно сделать по сведениям о сценаристах, режиссёрах, операторах, актёрах. Таким образом, анализ можно разделить на три составляющие: доказательство самого факта многослойности; определение причин многослойности; изучение той истины, которая спрятана в самом глубоком слое.
Любой шедевр многослоен уже по определению, иначе бы он не затрагивал умы огромных масс людей, а имел бы в своей аудитории только тех, кто интересуется единственным слоем. Первый слой это сама идея того, что люди живут в компьютерном мире. Этот слой нам даётся как факт, являясь чем-то постоянным для фильма. Задаёт условия игры. И если человек, просмотрев фильм «Матрица», задумался над вопросом: «А если все это правда?», то он вряд ли пойдёт глубже. Он остановился на самом ложном утверждении этого фильма.
Задумываться над таким вопросом не стоит, потому что специальные люди над ним задумывались давно и пришли к выводу, что это невозможно. Конечно, учёные (именно они специальные люди) наверняка не могут утверждать, что это так (как в принципе обо всём, что связано с наукой). Учёные оперируют вероятностями. Если событие настолько вероятно, что практически невозможно усомниться в его очередном появлении, учёные считают невозможным его не появление. Виной всему аксиомы, имеющиеся в науке. А проблема с миром фильма «Матрица» известна под названием «Мозг в пробирке». Об этом явлении необходимо рассказать отдельно.
Второй слой – сюжет. Он прост, как и любой другой сюжет про одинокого воина в поле. Главный герой не претендует на высокие посты, оказывается замешанным в событиях, в результате которых становится всемогущим и побеждает всех врагов. По такому сюжету фильмы снимались как до «Матрицы», так и после неё. Конечно, же «Матрица» приукрашена другими сюжетными ответвлениями, благодаря которым она не похожа на остальные фильмы, иначе бы скучно было.
Третий слой – то, что мы постоянно видим на экране при просмотре трилогии. Это спецэффекты. Натурные они или компьютерные неважно. Они есть. И они привлекают часть аудитории.
Четвертый слой содержит множество различных слоёв, которые никак не связаны друг с другом сами по себе. Это отсылки к другим шедеврам. Мастера своего ремесла, а в данном случае киноиндустрии, – режиссёры и сценаристы всегда вставляют в свои картины отсылки к другим шедеврам: будь-то философское течение или такой же фильм-шедевр. Матрица тоже изобилует такими отсылками. Такие отсылки подлежат изучению для того, чтобы отличить четвертый слой от пятого.
И, наконец, пятый слой. В нём содержаться сведения, которые минули сознание режиссёра и сценариста и смогли попасть в фильм. Без пятого слоя «Матрица» была бы калейдоскопическим нагромождением религиозных и философских идей, которые в своей совокупности не дают истинной картины мира. Именно этот пятый слой ближе всего к истине, так как не является выдуманным.
Конечно, многое можно опровергать и долго дискутировать. Но прежде необходимо все разложить по полочкам, взглянуть на общую картину. Только после этого можно делать окончательные выводы.