целина моей юности

Альбина Билык
Целина моей юности

          В селе Богдановка Полтавской области Весело – Подолянском племхозе полтавского сахарсвеклотреста был в 1953 году организован набор на курсы трактористов. Я давно мечтал об этой профессии. В своем совхозе уже не один год подвозил воду к тракторам. Тракторист по фамилии Нищедым, у которого я работал прицепщиком, разрешал мне садиться за рычаги трактора, тем самым  еще больше подогревал мое желание самому получить права и управлять этой сильной машиной.

Моя мать помогла справить справку о 5кл. образовании, которое требовалось для обучения на курсах. И  с 5 января до 15 мая 1954 года я постигал все премудрости устройства тракторов и прицепного оборудования. Успешно сдал  экзамен, получил временное удостоверение.
Дальше началось самое интересное. В день окончания приехали комсомольские работники из Киева. Провели собрание и призвали выпускников поехать  добровольцами на освоение целины. Вместо постоянных удостоверений нам вручили комсомольские путевки. Отправка назначена на  25  мая в Казахстан. Где он находится этот Казахстан, я и не представлял.  Вместе со мной получали комсомольские путевки десять ФЗУ-шников. Я у них спросил, что за город Казахстан?  Они переглянулись, пожали плечами. А один авторитетно заявил, что это южнее Украины.
В день отправки шел дождь,  было по-летнему жарко. Ехали несколько дней. На крупных станциях эшелон пополнялся новыми добровольцами. Нас встречали с музыкой, с приветствиями и лозунгами, как каких-то героев.
   
Датой начала освоения целины принято считать 2 марта 1954 года, когда было опубликовано постановление Пленума ЦК КПСС "О дальнейшем увеличении производства зерна и об освоении целинных земель".
Случайно это получилось или по разнарядке, но – случилось. В Кустанай первым прибыл по комсомольским путевкам  отряд молодых патриотов с Украины. В их числе я и оказался. В состав поезда входило всего два вагона, полностью забитые людьми. На привокзальной площади первый отряд борцов за освоение целины встречали тысячи горожан, звучал оркестр и настоящий праздник для всех. Помимо пассажирских вагонов, на станцию Кустанай прибыли составы с жилыми вагончиками для добровольцев, вагоны с углем, техникой, продуктами.

К вечеру нас посадили в грузовые машины и развезли в разные стороны Кустанайской степи.    Так началась моя абсолютно самостоятельная жизнь в палатке на 6 человек в продуваемой семи ветрами кустанайской степи.  Через несколько дней получил  новенький гусеничный трактор ДТ-54 с плугом, поставили в бесконечную борозду. А сел на технику – выдавай норму.
Совхоз, в котором мы работали, назвали сами комсомольцы  «Краснодонским». Первая смена начиналась в семь часов утра, а заканчивалась – в семь вечера. На смену ходили пешком, порой по 15 км в одну сторону. А когда случался «пересменок», то пахали сутки, прихватывая ещё и ночную смену – с семи до семи… Ночью, вроде, полегче работать – прохладнее, спокойнее, да только под утро глаза сами собой закрываются, так спать хочется!.. Чтоб сон разломать, останавливаются звеньевые – вылезают трактористы из кабин, походят, поразговаривают, а то и чай попьют, и – опять в кабину. Однако бывало, запашешь далеко-далеко от своего клина. А то  трактор вдруг закапризничает. Но везло мне, в  нашем интернациональном звене были более опытные товарищи. Там я понял смысл «мужская дружба» и «один за всех, все за одного».
   
Спецовки трактористы стирали сами, на полевом стане стояли специальные ванночки, в бензине мазут смывался быстро, так же приходилось мыть руки и умываться соляркой. Вода была в большом дефиците. Довольно  часто случались трудности с питанием. Это не так жилось и работалось, как в кино показывали и в песнях пелось.
Семейные пары получали вагончики. Вагончики были такие замечательные, в них все было до мелочей. От кружки до всей необходимой мебели, для того чтобы жить в поле. Но к нам пока доходили, то обязательно что - нибудь пропадало. До самых сильных морозов приходилось ночевать в палатках. И в памяти всплывал майский дождь в день отъезда в незнакомый  «южный» Казахстан.
Весной 1955 года я был призван на службу в Советскую армию. Проводили по-комсомольски, торжественно. Уезжал с этого малообжитого места с легкой грустью.
2013г. (По воспоминаниям Ю.Билыка)