Живописец чистой воды на все времена

Владимир Руссь
                РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ
                (1844-1930)
                Живописец

000
Репин – совершенный Гоголь в красках и гораздо больше Гоголь, чем Маковский (Влад.), Прянишников и Перов.
(И.Э. Грабарь)
000
Самый великий художник-реалист.
(И.Э. Грабарь)
000
Такой потрясающей портретной галереи, какую оставил нам Репин, не было создано никем.
(И.Э. Грабарь)
000
У Репина в голове не все дома.
(А.В. Игельстрем)
000
Живой, словно ртуть.
(Н.П. Кончаловская)
000
Живописец чистой воды на все времена.
(К.А. Коровин)
000
Он был живописцем больших психологических достижений.
(К.А. Коровин)
000
Прекрасный артист, художник, живописец, чистый сердцем и мыслью добрый.
(К.А. Коровин)
000
Репин был подлинным живописцем, художником-артистом.
(К.А. Коровин)
000
Репин вплел в русское искусство цветок лучшей правды.
(К.А. Коровин)
000
Репин хотел помочь скорбям, обличить несправедливость людскую, всех осчастливить.
(К.А. Коровин)
000
Чистый сердцем.
(К.А. Коровин)
000
Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть.
(И.Н. Крамской)
000
Он неглупый, с высокими честными стремлениями в искусстве. В поднебесные выси не лезет, философского камня не ищет, а потому и можно полагать, что из него выйдет положительная сила.
(С.И. Мамонтов)
000
Наши художники – не мастера писать, г. Репин – в особенности.
(«Московские ведомости», 1894 г., № 344)
000
Бездарнейшая картина бездарного Репина.
(В.В. Набоков)
000
Веселый старикашка!
(М.В. Нестеров)
000
Мужик лукавый.
(М.В. Нестеров)
000
Мужичонка задорный.
(М.В. Нестеров)
000
Наш доморощенный «Макс Линдер».
(М.В. Нестеров)
000
Он был, быть может, самым убедительным повествователем современности, иногда возвышавшийся до Толстого.
(М.В. Нестеров)
000
После Карла Брюллова не было живописца, столь властно распоряжавшегося своей палитрой, как Репин.
(М.В. Нестеров)
000
Стихийное дарование, дарование без всякой примеси культуры.
(М.В. Нестеров)
000
Ходячая сенсация.
(М.В. Нестеров)
000
Трудолюбивая посредственность.
(Самооценка)
000
Язычник, не чуждый стремления к добродетели.
(Самооценка)
000
Он не служил идее, он не художник, он мастер.
(Р.И. Сементковский)
000
Значительный, могучий художник и мыслитель.
(В.В. Стасов)
000
Он не драматик, он не историк.
(В.В. Стасов)
000
Толстой в живописи.
(В.В. Стасов)
000
Он всегда считает всех людей выше себя.
(К.Ю. Стольберг)
000
Мастерство такое, что не видать мастерства.
(Л.Н. Толстой)
000
Наш Рошфор.
(П.А. Черкасов)
000
В русском искусстве он (П.И. Чайковский. – В.Р.) занимает второе место после Льва Толстого, который давно уже сидит на первом. (Третье я отдаю Репину, а себе беру девяносто восьмое).
(А.П. Чехов)
000
Рисунки Репина – это работа переспавшего, ленивого, но претенциозного человека.
(А.П. Чехов)
000
Богатырь своей судьбы.
(К.И. Чуковский)
000
В искусстве ценились им больше всего живое, творческое отношение к натуре, темпераментность, взволнованность.
(К.И. Чуковский)
000
В нем к старости усугубились все его темные стороны: самодурство, черствость, упрямство.
(К.И. Чуковский)
000
Вот он стоит предо мною – небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, в черной шинельке с накидкой, в самых обыкновенных вязаных деревенских перчатках, и даже не перчатках, а варежках, вокруг усов у него топорщатся рыжеватые волосы, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он –  Репин.
(К.И. Чуковский)
000
Гнев никогда не возбуждался в нем личной обидой. Но всякий раз, когда ему, бывало, почудится, что кто-нибудь так или иначе оскорбляет искусство, он готов был своими руками истребить ненавистных ему святотатцев.
(К.И. Чуковский)
000
Если у него была большая способность преувеличенно восхищаться людьми, то такая же способность была у него ненавидеть и гневаться.
(К.И. Чуковский)
000
Как он не любит фаворитизма, свиты, приближенных. Изо всех великих людей он один спасся от этого ужаса. Если дать ему стул или поднять платок, ; он тебя возненавидит, ногами затопает.
(К.И. Чуковский)
000
Когда дело касалось искусства, негодование доходило у него до такой пламенной страсти, что близкие люди нередко боялись, как бы приступы гнева не оказались губительными для него самого.
(К.И. Чуковский)
000
Не только мастер замечательной живописи, но и мастер замечательной жизни.
(К.И. Чуковский)
000
Отстаивая свои убеждения, он всегда становился до грубости прям и высказывался в самой резкой, решительной форме.
(К.И. Чуковский)
000
Репин на все наплевать, он не гибок мыслями.
(К.И. Чуковский)
000
Слово «бездарность» было самым страшным ругательством в его устах; он произносил это слово с такой безысходной тоской, словно бездарность людей была для него личной обидой.
(К.И. Чуковский)
000
Слово «я» было очень редким в его словаре.
(К.И. Чуковский)
000
Среди студентов, приказчиков, мелких чиновников Илья Ефимович чувствовал себя своим человеком, и ему не хотелось, чтобы его выделяли из этой демократической массы.
Не то чтобы в каретах, но и на извозчиках ездил он редко, а все больше в трамваях или на конке. Очень много ходил пешком.
Сам убирал свою комнату, сам – покуда мог – топил печи, сам чистил свою палитру.
Ненавидел, чтобы ему угождали, и горе было тому человеку, кто пытался подать ему пальто!
(К.И. Чуковский)
000
Стоило, бывало, посмотреть на него рядом с каким-нибудь второстепенным писателем, музыкантом, актером, чтобы понять, до какой степени была велика его жажда чрезмерно восхищаться людьми.
(К.И. Чуковский)
000
Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннийших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. И радости, и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни.   
000
К аскетизму я не способен.
000
Как хватился переписывать – опять хоть в печку бросай: плохо, плохо.
000
Наука, культура, искусство для меня выше всего. Созидание для меня счастье.
000
Мне очень трудно не работать. Это переросло в какую-то мою духовную привычку.
000
Мои лучшие картины – не написанные.
000
Нет, я человек 60-х годов, отсталый человек, для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого и других идеалистов.
000
О музыка! Она всегда проникала меня до костей.
000
Пока существует большевизм, я России знать не знаю и каждого тамошнего жителя считаю большевиком.
000
Покуда Питер зовется Ленинградом, я не хочу иметь ничего общего с этим городом.
000
Созидания всякого рода - вот что я люблю!
000
Судьба избаловала меня славой не по заслугам.
000
Успех мой был чрезмерен, и я должен быть наказан забвением.
000
Я – язычник, не чуждый стремления к добродетели, ; вот и все.