А вторая о Царе

Елена Шувалова 2
 
  Вторая сказка, - получается, - «Метель».  Отчего же она вдруг – «о царе»? О каком царе?

  Царь, правда, здесь упомянут, - Александр Первый, - но без имени:
  «С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!».
  Но про Александра Первого здесь больше ничего и не сказано. Может быть, эта сказка – о каком-то другом царе?  Или – о проблеме царя (не конкретного царя, а самого понятия «царь»)?..
 Интересно то, что у первого жениха Марья Гавриловны указано только имя и отчество – Владимир Николаевич, а у второго (повенчанного с ней) – только фамилия – Бурмин.

Владимир – это «Владеющий миром». Это – имя великого князя, крестившего Русь.

Бурмин же – что это за фамилия, откуда?
«Фамилия   Бурмин  образована от прозвища Бурма. Согласно одной из версий, в основу этого прозвища лег диалектный глагол бурмить, т.е. неясно говорить. Скорее всего, Бурмой называли человека с плохой дикцией. Менее вероятной представляется этимологическая связь прозвища со словом бурметь грубая бумажная ткань».  / Интернет. Происхождение фамилии Бурмин.
 Мы же не видим в гусарском полковнике Бурмине никакого косноязычия (разговор его был приятен, как упоминает рассказчик). Значит, фамилия его произошла от чего-то другого?
 Да, мы думаем, что она произошла от другой «бурмы», - от бурминского жемчуга. Теперь этот жемчуг называют бурмитский, бурмицкий, но в орфографии XVII-XVIII  векаов оно писалось именно как «бурминский».

 Вот – подтверждения этому:

   «Точно также «письмяной голова» Леонтий Кислинский, разведывавший в Сибири слюду, краски и другие полезные ископаемые, писал в 1682 году в Енисейск из Брацкого острога, что «посылал он Леонтей из Брацкого для жемчюжного прииску с служилым человеком охочего жемчюжника Каргопольца, промышленного человека Семейку Васильева вверх по Ангаре реке» — и там «против Анамырской  деревни, и выше и ниже  той   деревни,  в   раковинах   жемчюгу   сыскали  одно  зерно   бурминское ,да   под   ним   пять   зерен  менши, да шесть  зерен  малых, да уродцов, да мелково жемчугу в бумащке». / Из книги Морозова А.А. «Юность Ломоносова». 1953 год.

 Уже из этого текста можно сделать вывод, что «бурминский» жемчуг – это крупный жемчуг.

  Происходит он от искажённого названия персидского города Ормуза, где его добывали.
 
  Вот от этого искажённого названия крупного жемчуга – «бурминский», - и произошла, как мы думаем, фамилия  Бурмин. (Ещё этот жемчуг называли «бурмицкое (бурминское) зерно»).

  Жемчужина – это символ души и символ Богородицы.

  Бурмин, нечаянно попав в божий храм, нашёл в нём Душу (Марью Гавриловну), с которой его случайно обвенчали.

  Есть апокрифический текст апостола Иуды Фомы «О Жемчужине», который называется «Песнь Жемчужине», или «Гимн Душе».

 В нём царскому сыну, чтобы стать царём, следует отправиться в Египет и отобрать там крупную жемчужину у Змея-Дракона, охраняющего её.

 У Бурмина – Георгий в петлице, - то есть, его можно уподобить Победителю Дракона. И - может быть, - царскому сыну, то есть - царевичу и новому какому-то, неведомому, царю?

 В повести "Метель" отражено время Отечественной войны 1812 года. Это было время, когда проявилось народное самосознание и проявилась так явственно русская душа, - прекрасная, жертвенная, вольная; не способная покориться "Дракону"-Наполеону.

  Так же, - благодаря тому, что сам Пушкин озаглавил эту свою повесть "МЯтель" (тогда правомочна была и такая орфография), - в ней есть и намёк на декабрьский мятеж, - когда напрямую встал вопрос о царе России.

  Вопрос этот был связан с той проблемой, что возникла в Войну 1812 года: у народа с такой прекрасной душой должен быть подобающий правитель.

  Или - может быть, - у него, кроме официального, должен быть другой - духовный - правитель. Таковым раньше, до Петра Великого, был патриарх. Теперь его место должен был занять Поэт. "История народа принадлежит поэту", - сказал Пушкин в письме Гнедичу. В истории и сказывается душа народа.

  То есть, Бурмин, - это сам Пушкин. Он тайно обвенчан с Душой России. Проблема - в том, чтобы этот тайный брак сделать явным. На наш взгляд, Поэту удалось это сделать в своей заветной сказке - в "Коньке-Горбунке".



Продолжение: http://www.proza.ru/2018/02/10/1323