Мысли... ч184

Новиков Борис Владимирович
«Образовательные услуги». Не образование даже, не говоря уж – педагогика как образовывающее воспитание и воспитывающее образование, а «образовательные услуги». Ну, как услуги в прачечной, в парикмахерской, «услуги интимные» (пока кварталов «красных фонарей» еще вроде нет, но почва для их появления последовательно и тщательно взрыхляется). И ведь: посеют. В смысле – проголосуют «за» …
А ведь педагогика – это отнюдь не услужение. Это – концентрированная форма, ядро социализации, это сердцевина самого сложного из производств (вещей, идей, людей) – производство людей. И даже не бездумный и бездушный службизм. И – не, – пусть даже усердная и добросовестная, – служба. Ну, та самая, о которой: «Служить бы рад, прислуживаться – тошно». Но: служение. В идеале – беззаветная преданность сродному (Г.С. Сковорода) делу.      
***
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент - Экзюпери, роман «Земля людей»).
Не всякого, отнюдь не всякого и не любого, и не со всяким, и не с любым. Общения. Так что, доверяя Экзюпери, не забывайте и О. Хайяма: «лучше голодным, чем что попало, лучше одному, чем с кем попало»…
Собственно, знаменитый французский писатель и военный летчик и имеет в виду ценность общения с людьми духовными, мужественными, честными, интересными, настоящими. С действительными, а не с реальными людьми.
Ценность, – роскошь, – которая в полной мере осознается обычно, – увы и ах, – с опозданием.
…У моєму рідному селі про цілком певний тип і якість спілкування, а, відтак, і типів ,– візаві його, – кажуть: «з ким ти злигався/злигалась?!».
Власне вже не просто кажуть, а в розпачі сплескують руками, та, – contra spem spero, – намагаються застерегти та вберегти від подібної «розкоші».   
***
Транзитивность, маргинез, номадность, неукорененность, переходное состояние (форма) – межкачественность, скачок, бытие в межосновании: старое основание утрачено (исчерпано, исчезло, уничтожено etc.), новое – не стало, не созрело, не обретено. «Эпоха перемен…».    
 ***
Мне кажется, гравюра (эстамп?) нидерландского художника - графика Маурица Корнелиуса Эшера «День и ночь» (есть у него и другие, подобные) значительно корректнее для наглядного (мнемонического) обозначения осуществляющегося диалектического противоречия, нежели широкоизвестное черно - белое (именно потому, что черно - белое, отчетливо разделенное изображение мужского и женского начал «ян» и «инь»).
P.S. Терминатор (лат. terminatore – ограничивать) – астрономическая граница света и тени на поверхность любого небесного тела. В современном обиходе Т. – вообще, спаси и помилуй…   
***
Диалектическое (разумное) мышление – это отнюдь не оперирование (употребление) категориями. Причина – следствие. Единичное – всеобщее. Инь – ян. Etc. Это еще и – беспросветная рассудочность, сиречь контроверзность, бинарность, дихотомичность (модусы рассудочности).
Разум (диалектическое, понимающее мышление) начинается там, где ты начинаешь (в состоянии), продолжаешь и заканчиваешь мыслить объект как перманентно осуществляющееся диалектическое противоречие (возникающее, развертывающееся, разрешающееся).
Как минимум…   
***
От территории с населением, через государство с гражданами (либо подданными) – к обобществленному человеку и человеческому обществу. Архитектоника истории как протоистории – предыстории – действительной истории.   
***
Красота и прекрасное, – «предкрасота» (А.В. Босенко),  – могут, – должны, – рассматриваться как результат и процесс, как ставшее и становление, осуществленное и осуществление etc. 
***
Логика – теория и методология (эпистемология и гносеология) человеческой духовности (сознания, мышления, ума etc.), пульсирующая (осуществляющаяся) в интервале (мере) «истина – заблуждение». 
***
Помните, сколько копий ломалось на бесчисленных научно-философских ристалищах, сколько диссертаций было защищено в утверждение (отстаивание, обоснование, защиту etc.) высказывания классика о единстве диалектики, логики и теории познания? Мне оно, – со скамьи студенческой и до сего дня, – в лом. И высказывание, и деловитая суета местных классиков вокруг него. (Больше всего при этом удручает крайне серьезное выражение их лиц: как у жрецов…). Это уникальный случай, когда в одном предложении (высказывании) – и недоопределение, и переопределение. Недоопределение – поскольку в нем (высказывании) отсутствует понятийный блок «теория знания»: свое-иное-себя «теории познания» (лучше: теория и методология, эпистемология и гносеология, результат и процесс отражения etc.)
Переопределение – потому, что, в случае ее «достроенности» до логики диалектической (снявшей в себе протологику здравомыслия и предлогику рассудка) она, логика диалектическая именно и является (есть) теорией и методологией человеческой духовности. Аминь.
 ***
«Зло не от хаоса, но от космоса» (Л. Шестов). Согласен. Равно, как и добро, разумеется. Ну, и не только… Ведь космос древних философов, – упорядоченный хаос, – суть социальная материя. Не для них, для нас. Но ведь мы – на плечах у них. Хаос – внекультурная, докультурная субстанция. Космос – окультуренная (упорядоченная человеком, людьми, человечеством) субстанция. Впрочем, с момента появления (возникновения и последующего развития в таком своём качестве: научная) духовного аналога субстанции: философии (философии как науки, научной философии) субстанция, – по крайней мере в одном: духовном, отношении, – перестала быть хаосом, но есть космос, есть культура. Однако же ж: земная цивилизация – одна из их, – цивилизаций, – бесконечности.   
***
То, что вчера было красиво, д;бро, истинно и полезно; сегодня – безразлично, стерто, избито, испито, банально; завтра – уродливо, зло, ложно и вредно. Это – «текст»: определенная конечность бытия/небытия в субстанциальном «контексте»: бытия/ ничто развивающийся материи.
***
Невежество – некомпетентность – стяжание – лживость – подлость – алчность.
Как - то так…
***
Умеренность – превращенная, разорванная в основании, форма меры. Деформированная, абсолютизированная, прирученная и выдрессированная мера. То же самое, что безмерность, но с противоположным знаком. 
***
Красоту, добро, истину и пользу – творят; уродство, зло, ложь и вред – вытворяют.
 ***
Результат творчества – сотворенное; результат вытворяния – натворенное. («–Что ты натворил/ла?!»).   
***
Эстетика – теория и методология человеческой чувственности, пульсирующей (осуществляющейся) в интервале (мере) «красота – уродство».
***
Этика – теория и методология человеческой чувственности, пульсирующей (осуществляющейся) в интервале (мере) «добро – зло».
***
Творчество – это несообразность как перманентный выход (трансгрессия) за актуальный образ. Образ новый придет потом, затем, после творения и сотворенного. Новообразованного. Он – со-образит. И они (творение и сотворенное) станут сообразными. Либо, – в случае антитворчества, вытворятельства – безобразными. Ложными, злыми, уродливыми и вредными.    
***
Наосібно: запах, смак, звук, колір, результат і процес тактильної взаємодії (сухе – вологе, тепле – холодне, м’яке – тверде etc.) то є відчуття. Є «робота» якогось одного з п’ятьох рецепторів. Їх мікс: одночасна «робота» двох, трьох, чотирьох і п’яти – є сприйняття. Перцепція. Відповідно: неповна, повніша, майже повна, повна. Ідеальне, – адекватне, – відтворення одиничного процесу і результату відчуття, або ж сприйняття, є уява. Власне, ще і не ідеальне в усталеному його сенсі, але вже – образ як чуттєво-ідеальний зліпок з, – спочатку, – матеріального прообразу (денотата, скажуть лінгвісти). Відтак: уяві підлягає (до снаги) виключно: одиничний, відтак – визначений (рос.: определенный), матеріальний прообраз (денотат). Уява: це перше «подвоєння», перше відображення. Мислення: відображення з безкінечною кількістю «подвоєнь», опосередкувань, себто відображення, що є перманентно відкритим, невичерпним у ступенях своєї свободи. 
***
Что есть канун безвременья? Это начало процесса, результатом которого есть канувшие в небытие истина, добро, красота и польза (в их единстве, в их тотальности). (Навеяно А.В. Босенко).
***
– «Вы изучали (то-то, то-то, то-то; включая и философию)?
– Проходил/а…».
Так чему же удивляться? Что косяками на нерест превращенкой (невежеством, стяжанием, алчностью, подлостью, предательством etc.) во всех ее видах и формах (духовной, чувственной, материальной) густо пошли проходимцы. Им вполне достаточно лозунгов, слоганов, кричалок и речевок. И не просто достаточно: они категорически ничего иного (науки, образования, книг etc.) не приемлют! Ничему не внемлют, кроме команд с «матюгальника» (электронного, бумажного etc.). Ну, а какие мысли, такие чувства и такие практики (вкупе с результатами). Ибо: «философия на слух и понаслышке не одно и то же» (А.В. Босенко).
***
Сознательный, дисциплинированный, положительно культурный человек способен к самоограничению как осознанной необходимости. Это – его органика, его сущность. Он – свободен.
Несознательный, недисциплинированный, отрицательно культурный, неспособный к самоограничению, а, посему – к свободе, человек находится рядом с конвоем…
***
Оперативник планирует на неделю; политик – на пятилетку; философ – на вечность.
Мораль: необходим концерт. Гармоническая целостность (в целостности снята диалектика) духа, чувств и тела. Это и есть суть общественности. Персонифицированная общественность суть личность. Целостная общественность есть обобществленность. Персонифицированная обобществленность есть субъектность.
***
М.Е. Салтыкову-Щедрину приписывают фразу: «Сейчас на Западе за рубль дают пол-рубля. Это еще хорошо, а то ведь могли бы и в морду дать…».
Пока есть деньги, были, есть и будут морды. Не будет денег – будут только лица. Человеческие, прекрасные. Нормальные.
***
К вопросу о человеке добротно образованном и не (не образованном вовсе, либо же получившем, – получающем, – фейковое, фуфловое образование; собственно: «образование»). Подобных человеков еще «образованцами» обзывают…
В свое время шеф ЦРУ Аллен Даллес сказал: «Человека можно запутать фактами, но если он понимает тенденции, то его уже не запутаешь». Ключевое слово здесь «понимает», что, в случае, если образование действительное, а не реальное, есть коннотация слова «образование». И еще: знание (понимание) тенденции – это еще знание (понимание) закономерности. Настоящее понимание – это знание (понимание) закона. Т.е. «схваченной мыслью необходимости» (Г.В.Ф. Гегель).
***
Созерцательность есть констатирующая духовность (сознание). Идейность есть духовность (сознание) реконструирующая (репроспективная), проектирующая, целеполагающая, трансгрессирующая, антиципирующая etc.
***
Публичность – превращенная форма общественности.
***
Лик – обобществленность.
Лицо – общественность.
Личина – публичность.
***
Воображение есть продуктивное, – выходящее за свои пределы, – представление.
***
Цель есть идеальная форма бытия будущего результата. Всегда опосредуема средствами/ом.
Результат (как и средства) может быть духовным, чувственным и материальным.
***
Результат есть опосредствованная средством цель.
***
Идеал есть духовная (идеальная) форма бытия истинной, доброй, полезной и красивой цели, для осуществления которой покамест отсутствуют (недостаточны) необходимые и достаточные условия и средства: основание.
***
Утопия есть духовная (идеальная) форма бытия истинной, доброй, полезной и красивой цели, для осуществления которой отсутствуют (в принципе невозможны) необходимые, – а посему и достаточные, – условия и средства: основание.
***
Идеал – неосуществленное, утопия – неосуществимое.
***
По реальности можно тосковать, а, того более: мечтать и грезить о ней, лишь при условии, что не имеешь понятия о действительности. Ну, т.е. не ел ты в детстве своем ничего слаще морковки. И правильных книг не читал, и мудрых людей не встречал… 
***
Осуществляющееся диалектическое противоречие, отношение противоположностей одной сущности («в сущности все относительно» etc.), это то, что И. Кант называет «противоречащая противоположность».
***
Приобретение – превращенная форма обретения.
***
Модусы обретения – освоение, становление самости, сущностных сил, целостности, свободы, субъектности, интеллигентности, творчества, действительного гуманизма.
***
Модусы приобретения – присвоение, усвоение, обладание. И – потребление. Без производства. И – без меры. Т.е. – потребительство и потреблятство.
***
Творчество – это однажды; тиражирование (фабрикование, воспроизводство, повторяемость) – это снова и снова.
***
Если «вселенная» имеет центр, – а, следовательно, и контур, очертания, форму определенной фигуры, – это общенаучное (астрономия, астрофизика etc.) понятие; если нет – синоним слова субстанция. Субстанция как материя.
***
Яким поняттям, – як на нас, – найбільш адекватно позначається дійсна людина?
Створіння. Невелика редакція Л.А.Фейєрбаха. У нього: «людина не народжується, але постає». У нас: «людина не народжується, але твориться і творить».
***
Предвкушение, реконструкция (ретроспекция) предчувствие, предвосхищение etc. – модусы душевной (чувственной) антиципации.
***
Предвидение, прогноз, форсайт, проект, программа, воображение, фантазия, промысел, прозрение etc. – модусы духовной (мыслительной) антиципации.
***
«82% коштів, зароблених по всьому світу в 2017 році, пішли в руки найбільш багатих людей, яких налічується всього 1%.
Про це свідчить дослідження міжнародного об'єднання організацій по боротьбі з бідністю Oxfam, пише DW.com.
Відзначається, що минулого року світова економіка «створила» рекордну кількість мільярдерів, посиливши нерівність у світі.
3,7 мільярда людей, що становлять найбільш бідну частину світового населення, взагалі нічого не отримали від глобального прибутку.
При цьому з 2016 по 2017 роки кількість мільярдерів безпрецедентно зросла. За даними Oxfam, новий мільярдер з'являвся в середньому кожні два дні. Всього в світі налічується 2043 людини, що вважаються мільярдерами.
Більшість з них – чоловіки. Так, з 2043 мільярдерів, 1816 – це чоловіки, 217 – жінки, 10 – сімейні пари.
Згідно з окремими даними, складеними Bloomberg, статки 500 найбільших мільярдерів зросли на 24% до 5,38 трлн доларів в 2017 році, а найбагатша людина світу, власник інтернет-компанії Amazon Джефф Безос, отримав прибуток у розмірі 33,7 млрд доларів.
«Бум мільярдерів говорить не про розквіт економіки, а про крах економічного порядку», – заявила директор Oxfam Вінні Бьяньіма». (https://www.epravda.com.ua/news/2018/01/22/633232).
***
Действительный гуманизм: это «универсальное развитие индивида и действительное развитие индивида… как беспрестанное устранение предела для этого развития, предела, который и осознается как предел, а не как некая священная грань» (Маркс К., Энгельс Ф, Соч.,т.46. Ч. ІІ, с. 35).
***
«Каждое достигнутое состояние – не застывшее захоронение приведших к нему поисков, а колыбель, в которой развиваются новые, еще более смелые разыскания» (Г.С. Батищев, Понятие целостно развитого человека… –– В кн. Философско-педагогические произведения. Собр. соч. в 2–х тт., Т. І, Бийск, 2015, с. 508).
***
Глупец кичится прошлыми победами, простец доволен и довольствуется статус кво, мудрец готовится к будущим рискам, вызовам и опасностям, помнит о прошлых победах и ценит действительное в статус кво. Ну, и, разумеется  – надеясь и уповая на лучшее.
P.S. Уповают на лучшее все. Да вот разное о нем представление у глупца, простеца и мудреца.
***
Преходящесть как осуществляющееся диалектическое противоречие: уходящее прихождение и приходящее ухождение.
***
Ов wo.  Как бы. Облик: как бы лик. Сиречь – личина.
***
Эксцес (excesus) – выход за предел. Полагаю, может быть интерпретирован как нарушение культурной меры, данности, определенности, нормы, правила, обычая etc. Словом, деформированное, вредное, ложное, уродливое, аморальное, девиантное, порицаемое etc. распределение.
***
Вечность и пространство в определенной форме: время и место.
Их диалектическая неразделенность (времени и места) изумительно точно и красиво подтверждается в этимологии старорусского языка: веремя, время, солнцеворот в его разомкнутости есть вервие, верста.
Примечание: на это впервые обратил внимание А.В. Босенко.
***
Вешаете в музее табличку «Руками не трогать!» – будьте последовательны: рядышком пришпандорьте еще один «verboten!» (запрещено) – «Глазами не трогать!». А, затем, не поленитесь, пробежитесь по, – оставшимся, – библиотекам и на стеллажах с книгами тоже наследите: «Умом не трогать!». И можете рассчитывать, – гарантированно, – на отменный результат. На хороший урожай.
Тронутых нетронутостью. Тупых, забитых и ограниченных.
Г.В.Ф. Гегель: «Самое лучшее, что ребенок может сделать с игрушкой – это сломать ее». 
***
Умение художника в мгновении увидеть (усмотреть, узреть, прозреть, рассмотреть, промыслить, углядеть) вечность определяет его статус как действительного художника, а его творению обеспечивает статус шедевра. Сиречь – классики, нетленки.
***
Ученость без грамотности – ничто, грамотность без учености – нечто.   
***
Расстояние, отстояние, величина, размер, дистанция etc.  – это лишь конкретика (подробность) места. Сиречь – определенности наличного бытия/не бытия. Свое-иное-себя места, – пространство этим характеристикам (равно, как и «минимуму» и «максимуму» Н. Кузанского) не подлежит. Не до снаги. Именно поэтому они не могут, а посему и не должны рассматриваться как философские категории, но лишь – как математические понятия.   
***
Атрибут пространство – везде; атрибуты места – тут и там (тутость и тамость). Атрибут вечности – всегда; атрибуты времени – тогда и теперь (бывшесть, будущность, настоящесть).    
***
Существование – культурная форма бытия/небытия сущего.
***
Сущее – докультурная (внекультурная) форма бытия/небытия субстанции в ее определенности наличного бытия/небытия.
***
Диалектика духовного, чувственного и практического постижения и освоения: всеобщее непостижимо, но постигаемо. Духовно (умопостижение); чувственно (чувствопостижение); практически (практическое достижение). 
***
Потенциал актуализируется, актуал потенцируется – это есть перманетный процесс/результат развития культуры.
***
Нет самодостаточных (имеющих основание) «премодерна», нет «постмодерна». Это – модусы превращенных форм модерна: амодерна, демодерна, контрмодерна etc. Есть разорванный в основании модерн: модерн – демодерн (контрмодерн).   
***
«Полюсы – ярко выраженные протиположности» – словарь иностр. слов. Правда, в географии, физике и геометрии есть несколько отличное значение этого понятия.
Ну, и что есть в таком случае выражение типа «биполярность», «однополярность», «многополярность»? Применяемое касательно политико-социальных характеристик общества?! «Биполярность» – вообще чушь несусветная… «Одно…» и «много…» – просто чушь. 
***
Я полагаю, – уверен и убежден, – что, как и слово «капитал», слово «товар» не обходимо «сиять заставить заново» (В.В. Маяковский). Нефиг отдавать его на от куп невеждам, подлецам и «культурным» мародерам, нельзя редуцировать, сводить его смысл и содержание к одной - единственной, – известной (печально-известной), исторической форме его существования. Превращенной, – буржуазной, – форме; к неадекватному обмену: обману.
Товар – это субстрат обмена, товарность – это культурный обмен, это способ производства общественности, обобществленности, сиречь: человека, людей, общества (человечества). Это главный, определяющий фактор появления, производства и воспроизводства социальности, коллективности, личности. Культуры. Товарищества…