Спешить любить. глава 10

Марина Давтян
 Я не мог поднять глаза, чтобы взглянуть на него – мне было стыдно! Еще недавно я твердил с пеной у рта, что любил Наташу больше жизни..
– Гуру Цагар – в полголоса проговорил я, – вы что, вселили меня в Наташу, чтобы я почувствовал ее боль?
От моих слов он рассмеялся:
– И все же большинство людей толком не понимают мир, в котором они живут. Нет! Никуда я вас не вселял… вы всего лишь пережили боль предательства, как если бы ваша любимая жена предала вас! А также...я дал вам почувствовать, что значит наступить себе на горло!


Я опустил глаза.
– Я виноват! Сильно виноват перед женой! Гуру Цагар, почему умер не я, а Наташа?
– Кирилл! Существует целый свод законов Вселенной. Один из них гласит – “Человек наносит вред всему, что он обожествляет, и безвозвратно теряет то, что не ценит по достоинству.” – Он протянул мне чашку с чаем.– Обожание портит обожаемого, не умение ценить уничтожает то, что бесценно! Хотите пример? – гуру взял стул и сел напротив меня. – Что происходит с детьми, которых обожают их родители? Они часто болеют, вырастают эгоистами и т. д. Одностороннее обожание портит, наносит вред предмету обожания. Между прочим, оно касается не только детей! Слово “обожать”, по сути – это творить божество. Это явление чрезмерно опасно,  и не зря о том же гласит первая христианская заповедь –“ Я есть Бог твой, да не будут тебе боги иные.”


Мне на ум пришел эпизод, давно случившийся со мной… Несколько лет тому назад на улице ко мне подошел незнакомец и молча протянул какой-то листок бумаги. Это было зимой, дул холодный ветер, и я поспешно схватив листок, торопливо побежал к станции метро. Только придя домой, я вспомнил о нем, достал из кармана пальто и развернул – это был самиздат: напечатанные в столбик 10 Заповедей и несколько слов с объяснениями. Помню, я показал листок Наташе и с ухмылкой добавил, что в такой мороз некоторым людям не сидится дома и обязательно нужно заниматься ерундой.


Наташа взяла листок и стала читать вполголоса.
– Наташа?! И ты туда же? – возмутился я.
– Кирюша! Если что-то существует не одну тысячу лет, может оно заслуживает внимания? – мягко спросила она.– Вот давай пройдемся и посмотрим, о чем это?
Она прочла первую заповедь и спросила меня, что я думаю по-этому поводу.
– Я думаю, если бог говорит – “ Я есть единственный Бог и не делай себе других богов”, может это проявление космического самолюбования или эгоцентризма вселенского масштаба, – самоуверенно заявил я.


– Нет, Кирюша! Я не думаю, что для такой величины, как Бог, самолюбование и тем более эгоцентризм, вообще присущи! – мягко улыбнулась она.
– Наташа! С каких это пор мы с тобой заговорили о боге, как о чем-то реально существующем?
– Может стоит когда-нибудь начать говорить об этом? – мило улыбнулась она – Я думаю, что этот листок не совсем же случайно попал к тебе…
– Стоило тебе взять в руки какой-то листок, и ты тут же поверила в Бога!
– А ты уверен, что я задумалась об этом только сегодня? – она глубоко вздохнула. – Кирилл! Как жаль, что в нашей стране мы не имеем права выбора!


– О чем ты?
– О вере!
– Религия – это опиум для народа! – как всегда, я поставил последнюю точку в нашем разговоре и с довольным лицом уткнулся в газету.
– Ты не слышишь меня, Кирюша… Впрочем, как всегда, – вздохнула она.
– У меня нет охоты спорить!
– Я не спорю, я просто хочу поговорить, – тихо сказала она и вышла из комнаты…
Сколько же раз я не слышал ее?..


Гуру Цагар молчал, видимо заметив мою отрешенность.  Я вздрогнул, вернувшись из глубин воспоминаний.
– Простите, гуру Цагар! Я ушел в свои мысли!
– Так вот! Это об обожании! А вот не умение ценить ,– вернулся он к прежней теме, – к примеру, дружбу, здоровье, любовь, семью , достаток и далее по списку, уничтожает все на своем пути. Вселенная как-бы говорит – “если ты не нуждаешься в том, чем тебя одарили, возьму-ка я это обратно”. По сути не ценить – это и есть не любить!
– Значит ли это, что меня наказывают за неумение любить?


– Во-первых, Бог – это не Верховный Карающий орган! – гуру доброжелательно улыбнулся. – Он никогда не карает, Он всегда учит! Каждому из нас Он посылает разных людей, чтобы делать нас лучше! Каждого человека в нашей жизни нужно ценить, нужно оценить все, что каждый человек привнес в нашу жизнь и, конечно же, не судить. Хорошие люди одарят нас счастьем; плохие наградят нас опытом ; худшие из них преподадут нам урок, приняв который мы освободим себя от последующих ошибок; а лучшие из людей подарят нам вомпоминания, причем часто, навсегда. Многие из них послужат примером для тех, кто хочет меняться. А во-вторых, любовь должна сделать счастливым того, кого любишь, а не только себя… Любовь – это понимать, слышать, считаться, чувствовать, дорожить…


– Значит моя Наташа была послана мне для того, чтобы я научился любить? Т. е. – “ Век живи, век учись”, так что ли?
– Оригинальная фраза Сенеки звучит иначе: “ Век живи, век учись тому, как надо жить.”
– Из всего следует, что для того, чтобы меня, упертого самодура научить любить, высшим силам непременно нужно было лишить Наташу жизни? – всерьез возмутился я.
– А разве весь этот год не был ли уроком любви для вас? Вы же говорите о ней, вспоминаете ее, и наконец, оценили то, чем вас одарила судьба! Вы наполнились ею, и сейчас ваше настоящее – это она, ваша жена! Вы все время называете ее – моя Наташа!


– Цель оправдывает средства! – съязвил я. 
– Основатель Ордена Иезуитов Игнатий де Лойола не мог так цинично выразиться. Он сказал: “Если цель спасение Души, то цель оправдывает средства.”
– Но ведь есть же люди, которые не знают всех вселенских законов, и что, их близкие должны непременно умереть? – в отчаянии выпалил я – И моя Наташа не была верующей!
– Но по качеству своей души, по степени любви к ближнему, по умению выслушать, понять и сострадать, она была таковой, вы не согласны?


– Я не согласен с тем, что для понимания одним человеком законов Вселенной, нужно лишить жизни другого человека!
– А ее и не лишили жизни, как вы утверждаете. Ее перенесли в мир вечноживых, в разряд небожителей, т. е. Жителей  Неба! Это ли не Справедливость? Всем на земле приходится испытать душевную боль, вот ее и освободили от боли как таковой, сочтя, что она того заслужила…
– Но ведь ее никто и не спросил, а хочет ли она освободиться от этой боли? Хочет ли она расстаться с нами со всеми?


– И при рождении никого не спрашивают, а хочет ли он родиться? С чего это должны спрашивать при жизни, хочет ли человек умереть? – он хитро улыбнулся. –Кирилл, поверьте, многие, в том числе и ваша жена, не хотели бы вернуться, не смотря ни на что! Я знаю, это звучит странно…
– И все же это несправедливо! – на мои глаза навернулись слезы. – Если есть Законы Вселенной, то должны быть хотя бы знаки, намеки судьбы, указывающие на эти законы.


– Нет таких, кому бы не давались эти знаки! – неожиданно строгим голосом заговорил гуру Цагар. – Все во Вселенной живет, пульсирует, дышит, функционирует. Начнем с самых простых знаков – нервная система. Для чего она дана всему живому?
– Чтобы по разным симптомам получать ту или иную информацию о нашем самочувствии.
– Нет! – резко ответил гуру. – Нервная система – это речевой орган нашего тела , благодаря которому наш организм разговаривает с нами – намекает, предупреждает. А боль, тем более сильная – это уже мольба того или иного органа, взывание к хозяину, к его рассудку, к воле, просьба изменить что-то, помочь, спасти. Ведь организм и сам хочет жить, но его здоровье зависит от хозяина, т. е. от человека. Ну а что человек делает со своим бесценным здоровьем, вы и без меня знаете! Теперь о знаках судьбы… Если человек смотрит, но не видит эти знаки, слушает, но не слышит их, это ли вина Вселенной? Позвольте спросить? Как вы оказались здесь?


– Случайно! 
– А кого судьба привела сюда?
– Алексея…
– Вам кажется, что вы пришли сюда случайно, и уверенны, что ваша встреча с Лалой была предназначена для Алексея?
В неуверенности я пожал плечами.
– Я думаю иначе! Алексей с рождением сына, так или иначе больше не встретился бы с горбуном. Его брат родился бы в сыне. Другое дело, он не узнал бы, что горбун – это его любимый брат.
От удивления я вытаращил глаза. Мне вдруг стало абсолютно понятно, что суть дела не в Алешке, а во мне.


– Ваша жена, может и не осознавая, хотела, чтобы вы были вместе не только в течении одной жизни. Вселенскую Истину она познала своей преданной любовью к вам! Она вас спасала, – последнее предложение прошлось каленным железом по сердцу.
– И как мне теперь с этим жить?! Мне не нужна никакая другая женщина! Мне нужна только моя Наташа, любая – хоть старая, хоть больная, хоть немощная…
Слезы отчаяния, одиночества и сожаления лились из моих глаз.


– Цыгане говорят – “любимая жена не стареет!”
– Какая же это сильная боль – боль души, гуру Цагар!
– Вот ваша душа и взывает о помощи! Она просит перемен!
– Значит ли это, гуру Цагар, что всех хороших людей переносят в мир вечноживых, а на земле остаются одни недостойные? – всхлипывая, и немного успокоившись, спросил я.
– Не так просто, Кирилл, не так просто…
– Тогда объясните мне … пожалуйста!
– Кто вы по професии?
– Я – биохимик…


– Тогда, объясните первокласснику, что такое биохимия…
– Но это невозможно! Нужно соответствующее образование…
– Для того, чтобы познать капельку мудрости и крупинку устройства Вселенной, даже моих 130 лет недостаточно! Что же я могу объяснить вам? Как вы сами заметили, “нужно соответствующее образование”.  – Он усмехнулся.  – Хотя Эйнштейн по-этому поводу обранил гениальную фразу – “ Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.”
– И, все же смерть – явление жестокое и несправедливое, – почти прошептал я.


– Страх смерти дается человеку не только, как инстинкт самосохранения – так же, полушепотом заговорил гуру. – Страх смерти – это еще и постоянное напоминание о том, что нет ничего постоянного. О ней надо помнить всегда. Как ни странно, но болезни, несчастные случаи и беды сильнее всего дают встряску чувству любви. Человек глубже ощущает страх потери ближнего. Отсюда напрашивается следующее – страх потери питает чувство любви. – Гуру ласково похлопал меня по плечу. – Когда человечество научится абсолютной, всеобъемлюшей любви, вот тогда Высшие Силы одарят его бессмертием!


 Его слова смягчили душевную боль, куда-то девалась моя внутренняя надменность. Вспоминая пережитую за последний год жизнь, я еще острее почувствовал свое одиночество. Неожиданная слабость охватила все мое тело, она проникла в мое естесство. Судя по-всему, переживания и стресс сыграли свою роль.
Словно прочитав мои мысли, гуру Цагар предложил:
– Кирилл! А почему бы вам, тоже не прилечь и отдохнуть? Я разбужу вас в 6…


Мне было безразлично, где прилечь, я мог прилечь и на асфальте. Превозмогая непонятную усталость, я еле добрался до заветного матраса и плюхнулся на него.
– Гуру Цагар! – тихо, чтобы не разбудить Алешку, взмолился я.  – Подскажите , как мне искупить свою вину перед моей Наташей?
– Вы сами достаточно умный и рассудительный человек,Кирилл! Ее душа должна светиться, и это только в ваших руках! От себя лишь добавлю – спешите любить!


 Я лежал с закрытыми глазами и, казалось, не дышал. Хотя и был крайне изможден и душевно, и физически, я не мог уснуть. Оказывается, чтобы уснуть, нужны силы, подумалось мне, а их у меня не было. Моя любовь к Наташе открылась мне с другой, неведомой доселе, стороны: я осознал, что давил на нее, хотя и баловал; по-большому счету, часто не брал во внимание ее мнение из тупого мужского принципа, лишь бы не признать ее правоту, хотя всегда гордился ею. Мое спокойствие и удобство было превыше всего. Хоть я и заботился о ее здоровье, не жалея ни средств, ни времени, мой эгоизм и авторитарность наносили еще более существенный ущерб ее здоровью…


Я вспомнил, что как-то незадолго до смерти Наташа спросила:
– Кирюша! Ты заметил, что никогда не просишь прощения за свои проступки?
– Но я же своим поведением показываю, что сожалею! Неужели, это не важно?
– Важно, конечно! Но ты не понимаешь, как важны эти слова!
– Для кого, для тебя?
– Нет, любимый! Не для меня, а для тебя. – Затем, помолчав, тихо добавила. – Видимо, тебе нравится, когда виноват не ты…


 Копаясь в себе, я стал понимать смысл слов гуру Цагара: “Вы любили ее, но не спешили любить… она устала делать вас лучше”. А она ведь спешила… За свою недолгую жизнь она успела наполнить всех своей любовью! Я, всем нутром вдруг осознал, какое сокровище послала мне судьба, я по-особенному увидел ее, мою Наташу, я ОЦЕНИЛ ЕЕ… мою милую, родную, бесценную Наташу…


С закрытыми глазами, еле дыша, я лежал на матрасе и вспоминал нашу с Наташей жизнь – от самого первого дня и до… Один эпизод сменялся другим, одно событие следовало за другим и мне не хотелось открывать глаза. Я чувствовал каждую мелочь, вспомнил каждое слово, обстановку, ее глаза, такие ласковые, такие трогательные… я вспомнил все. Казалось, включилась запись всей нашей совместной жизни. Позже я осознал, что смеялся вместе с ней и искренне сожалел, радовался и вдыхал ее такой родной запах, обнимал, целовал и… просил прощение, просил прощение, просил прощение.
Я не спал ни минуты, мне не хотелось спать и открывать глаза тоже не хотелось. Я боялся разорвать цепь видений и ощущений. Я наполнил всего себя ею, моей Наташей, и мне хотелось пребывать в этом состоянии постоянно. Я СПЕШИЛ ЛЮБИТЬ! 



                ( продолжение следует )


http://www.proza.ru/2018/02/06/1037