Л. Лазурит. самоцветная азбука

Александр Григ Дорофеев
Камни, водка, байки у костра. Геология, однако.


  Камни синего цвета самые редкие в природе.  Запрятаны в  диких недоступных местах .Отсюда дорогие.  На протяжении более семи тысяч лет! до сегодняшних дней  лучшими лазуритами с вкраплениями кристалликов пирита является афганский лазурит в окрестностях Бадахшана, откуда камень распространялся многие века в Пакистан, Индию, Китай, Египет и Европу.   Более двух веков Петергофская  гранильная фабрика создавала шедевры из лазурита для дворцов, соборов и коллекций Эрмитажа.

Со временем обнаружили лазурит в горах Памира. Зная его высокую цену , местные жители  изощрялись при добыче камня. Слышал такую легенду. При отсутствии каких либо приспособлений,  чтобы добраться по отвесным скалам до камня,  жители пригоняли ночью в горы овец, когда температура была отрицательной, резали животных  и теплые шкуры прикладывали к холодным стенам гор. Все выше и выше. Шкуры примерзали, а смельчаки, держась за шерсть, добирались до лазурита. Работали до первых солнечных лучей. Скалы прогревались, рабочий процесс заканчивался.

В ХУ111 веке обнаружили хорошие лазуриты в Забайкалье. До сих пор разведывают.

По тематике  нашего института отряд геологов забросили в эти края с машиной высокой проходимости ГАЗ -66.   Свою тему мы отработали, осталось  два дня,  чтобы машину передать другому отряду.  Свободным временем воспользовались для поиска и пополнения музейных экспонатов. В районе железнодорожной станции Слюдянка можно было у местных  жителей, горняков , приобрести кристаллы и друзы слюды и апатитов. Машину оставили у магазина и пошли по домам частного сектора. Обошли, купили образцы и  вернулись к магазину. Водки не было, только  ликер. Такие ситуации случаются. В одном месте три вечера у костра пили шампанское из кружек, зажевывая макаронами. Жуткая ситуация.

Два заросших щетиной мужика явно дожидались нас. В руках у каждого по две авоськи набитых бутылками ликера.
- Геологи? Лазурит нужен?
Зацепили.
- Не далеко отсюда. Всего тридцать километров. Мы там месторождение разрабатываем. Хороший лазурит. Наберете сколько хотите.
Глядя на их авоськи (почему не сумки, рюкзаки?), набитые бутылками, у нас было некое сомнение, но слово  "лазурит" склонило нас в пользу предложения мужиков.   
Они  спозаранку сбежали из тайги в самоволку за водкой,  запаслись спиртным на всю бригаду и теперь им надо было вернуться в лагерь. Мы понимали, что до лагеря с авоськами им не дойти.  Сгинут.  Разрешили залезть в кузов машины. Они сразу раскупорили одну бутылку и по этикету алкашей предложили глотнуть из горла нам первым. Мы  вежливо отказались.

Поехали. В глубь тайги.  Тридцать километров (на самом деле  - шестьдесят) ехали бесконечно долго. Наши попутчики заканчивали вторую бутылку без закуски. В этой поездке   я познал в натуре слово "гать" - выложенная из бревен дорога в болотистой местности. Стиральная доска. Наш ГАЗон завывал и скулил как побитая собака. Водитель Коля останавливал машину, черпал из болота ведро воды и в который раз заливал в радиатор. Завывание машины обитатели лагеря услышали в тайге за несколько километров, оставили работы и жадно вглядывались в гущу леса, откуда мы и появились. Передали встречавшим тела посыльных и авоськи с ликером, что было встречено громогласным восторгом.

Не правильно мы поступили.  Встречавшим  надо  было передать только тела, а начальству авоськи .  Но ситуацию быстро исправила невысокого роста женщина, лет тридцати, которая указала рабочим, принявшим авоськи, куда надо их отнести. Под недовольный гул собравшихся. Авоськи занесли в небольшой срубленный домик - зимовьё. Таежный офис  геологической партии по современному. 

С нами поздоровался молодой человек в очках интеллигентного вида:
- Александр Иванович, начальник партии.
Потом представил женщину: - "Старший геолог  партии Зоя Ивановна".

Зоя Ивановна почему - то не рада была гостям. Мы понимали её душевное состояние  и признавали свою вину - привезли в лагерь   алкоголь. Рабочий график нарушен, дисциплину в руках не удержать. Но самое главное, мы и предположить не могли, на месторождении не должно быть посторонних. Но куда же нас гнать из тайги на ночь глядя. 

Мы отошли от лагеря на сто метров и поставили палатку. Стали готовить ужин. Ликер мы тоже купили. Решили пригласить на ужин Александра Ивановича и Зою Ивановну. Надо было как -то налаживать взаимоотношения. Меня выбрали переговорщиком. Подошел к Александру Ивановичу, тот сослался на сложную ситуацию. Если они с Зоей Ивановной покинут лагерь, рабочие разнесут зимовьё. Они уже все на взводе в ожидании торжественного ужина. После ужина ситуация может осложниться еще более - контингент из уголовников и бичей.

Я вернулся к своим, поведал им горестную реальность. Зря сюда прикатили.  Молча разлили по кружкам спиртное. Услышали из лагеря восторженные голоса,  И там на ужин выдали содержимое авосек. Через некоторое время к костру подошли Александр Иванович и Зоя  Ивановна. Усадили их на лучшие места, налили  в кружки ликера. Напряженность постепенно снижалась. Я достал из кузова машины образцы камней, которые не встречаются на Байкале, предложил гостям в качестве подарков. Зоя Ивановна отвергла их с пониманием к чему я клоню:
- Лазурит я вам не дам. Не имеем права. Да и по качеству, это еще не лазурит, поверхностные породы. Мы только что прошли канавы, заложили неглубокие шурфы и не определились с проходкой.

Со стороны лагеря  послышались громкие голоса, которые в темноте все ближе приближались к нашей палатке.

- Нам пора, - сказали гости .
Встали и быстро  направились навстречу пьяной ватаге. Нам стало тревожно и за себя и за гостей. Как они будут объясняться с  возбужденными пьяными мужиками? Решили подстраховать . Взяли геологические молотки с длинными ручками и  присоединились к гостям.   Но Зоя Ивановна отослала нас обратно:
- Драки не надо.

Мы  спрятались в кустах на всякий случай.
- Сволочи!  Хотят изнасиловать Зою Ивановну!  Утопим в болоте гадов, - разносились по тайге воинствующие крики.
Александр Иванович и Зоя Ивановна встали перед толпой. Зоя Ивановна, перекрывая ор толпы, приказала всем  идти в лагерь. Но это же не пионерский лагерь, а Зоя Ивановна не старшая пионервожатая, думали мы.  Кто её послушает? Толпа не успокаивалась  и рвалась к нашей палатке.
- Я сказала, всем в лагерь!
Раздался выстрел пистолета, толпа замолкла и стала удаляться от нас.

Мы тревожно скоротали ночь и не попрощавшись с рассветом уехали восвояси.



Самоцветы в алфавитном порядке на странице автора