Я не прочёл - Войну и Мир

Александр Козак
«По вере вашей дано вам будет»,

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф.17:20).

Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам (Мк.11:22-24).

"Вера без дел мертва" - "SS" - "Мёртвая голова"...

Черная магия империи СС - Леонид Млечин https://youtu.be/5nuNlJhohjE
SS. 6 серия. Мёртвая голова https://youtu.be/LI4NtKP6rCk
СС(SS). Третий Рейх.https://youtu.be/B_g3bsRU82M

Экспедиции СС(SS) в Тибет https://youtu.be/nr0PEHMxtqk
Экспедиция Аненербе. Таинственный Тибет 1938-39 (с русским переводом)https://youtu.be/u_R85GKgi2A

Легионеры Ваффен СС(SS). Прибалтика - Леонид Млечин https://youtu.be/nLqFAALo5KE
Дивизия ВИКИНГ СС  (Эстония) Редкий военный фильм https://youtu.be/YFWS8FnpXPU
Преступления и наказания. (Русская дивизия SS. РОНА)https://youtu.be/gLH0N9dJbyQ


***
04.02.2018г.

Идёт по прежнему Война,
Не уставая - Души бьются...
Когда ж закончится она,
А мы поймём, чтобы вернуться...

Вернуться к жёнам, матерям,
Любимым нашим и подругам...
И не забудет - память друга,
Кто не вернётся - больше к нам...

Россия - Матушка не спит,
Роняют слёзы - вновь берёзы...
На перевалах - дождь и грозы,
И Дух по прежнему скорбит...

Я не прочёл - "Войну и Мир",
Хватило жизни(песен) - на разрыв...
Как нелегко - хранить нам Мир,
Историю - страны забыв...

Идёт гибридная война,
В ней гибнет Русь, народ, страна...
И миллионы душ - скорбят,
Солдаты павшие - не спят...

А.В. Козак

Так, Сколько нас на самом деле?http://www.proza.ru/2015/04/04/781

Видеоклип "Генералам 1812 года"https://youtu.be/diMyWLzABQ4
Кавалергарда век не долог https://youtu.be/Ltwo4O_2c58

Вальс юнкеров https://youtu.be/CaU_K8d_lVM
На сопках Маньчжурии.https://youtu.be/1EafHZcxi2Q
Настоящий текст песни - звучит именно так.https://youtu.be/JDfDcgn0_qY
ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ. https://youtu.be/5tPSyXe5rd4

Генералам Гражданской Войны https://youtu.be/jUKQIlHu3tk
Любэ. Русские рубят русских https://youtu.be/Nl_UEsDITRQ

БАТЬКА МАХНО - ЛЮБЭ https://youtu.be/5ccaaBffxE0
Бьют свинцовые ливни (Неуловимые мстители).https://youtu.be/yd-up8roP5s

Hад окошком месяц - Корона Российской империи https://youtu.be/HIku69xc4N4
Поле Русское поле Ян Френкель Pole Russkoe Pole Jan Frenkelhttps://youtu.be/K2-Tz_2Il_I
Ян Френкель - Вальс расставания https://youtu.be/udaL0AQDwdU

Широка страна моя родная - 1939 год https://youtu.be/8OIGCkfmK8w
Утро красит нежным светом (кипучая, могучая)https://youtu.be/t892M-wR3uQ

Гимн защиты Отечества https://youtu.be/sailmeWkm_A

Марш Советских Танкистов (Оригинал)https://youtu.be/usRkAGeknlE
Марш артиллеристов (Сталин дал приказ)https://youtu.be/he1wk1qNN68
Марш авиаторов, СССР (Все выше, и выше, и выше)https://youtu.be/V2hhqveEGDg
Марш Энтузиастов https://youtu.be/TinYgNFQ6gI

ПЕСНЯ 'ПОРА В ПУТЬ ДОРОГУ' из к ф 'НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД'https://youtu.be/W8rmjWYjiZc

Государственный Гимн СССР (Сталинский - 1950)https://youtu.be/QO8eNBo3Ce4
Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик https://youtu.be/emxM3RUbsAI

ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН https://youtu.be/_qmvVVoKbDc
С чего начинается Родина-Щит и меч https://youtu.be/sFs6n8Y_nEs

Марк Бернес. Журавли...https://youtu.be/XZZHISSfHv4
Тёмная ночь. поёт Марк Бернес (1943)https://youtu.be/1vRYwaJC5FY

Волонтир. Нас не нужно жалеть. https://youtu.be/HwslLZXEJeY
Памяти Николая Олялина https://youtu.be/edHfRhwimiE
Алёша. Болгарии Русский солдат.https://youtu.be/6mP7_ym3l38

Песня "Я подозвал коня" из к/ф "Пацаны"https://youtu.be/2G7tSGe025M
Рубаха (Бродяга) - "Пацаны" https://youtu.be/GQL6jpF3QHE

Игорь Тальков - Россия https://youtu.be/TcemqkpW0dQ
Игорь Тальков - Глобус: Покажите мне такую страну, где славят тирана https://youtu.be/tEqgaChcgjw
Игорь Тальков Я вернусь... 720p HD https://youtu.be/a1kvwmPBx9k

Игорь Тальков - Чистые пруды https://youtu.be/1vQdZXx8UoY

КИНО.В.ЦОЙ - Кукушка (Edited by.A.SARGSYAN #2013) Олимпийский https://youtu.be/B1Nx3SU2izA
Ярослава Дегтярёва / Полина Гагарина / Ольга Задонская – «Кукушка» https://youtu.be/CITOScS7fv8

Любэ – Уходит рота солдат https://youtu.be/cY_R86mgtp0

Афганская вьюга-Александр Яковлевич Розенбаум https://youtu.be/IEhcwHhZPbk
На перевале Дождь https://youtu.be/15TV3bWpqcs
Александр Розенбаум - Черный тюльпан https://youtu.be/ZGnRVT8Crp4

Ирина Шведова-Белый танец (Афганский вальс)https://youtu.be/qr2QRjzTXKM
Группа Каскад Мы уходим https://youtu.be/9igU0Xkzsuk

ДДТ - Умирали пацаны.mp4 https://youtu.be/TGo_waa8IbQ
Память о погибших солдатах...https://youtu.be/9XSYl1DQR00
Трофим - Алёшка https://youtu.be/N8syGHqZ3aA

Фашизм на Украине. Смотреть всем!https://youtu.be/0_XiKCA7q50
КРЫМЧАНЕ: С УКРАИНОЙ БЫЛО ЛУЧШЕ https://youtu.be/xgSnjrc2YPY

Геннадий Жуков - Мне позвонил мой дед....https://youtu.be/zxT5wKRtQLI
Геннадий Жуков - Не трогайте Россию, Господа!https://youtu.be/0198XQINjp4

Свт. Иоанн Златоуст
Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

Вера без дел мертва. И дела без веры мертвы. Если мы содержим здравые догматы, но не радеем о жизни, нам не будет никакой пользы от догматов; и опять, если мы заботимся о жизни, но хромаем в догматах, и в этом случае также не будет пользы. Поэтому необходимо, чтобы наш духовный дом был прочен с обеих сторон.

Гомилии на Книгу Бытия.

«Ищите и обрящете, стучите и отворят вам, просите и дано вам будет...».

Евангелие от Матфея, Глава 7,  стихи 7-12

7 Просите - и дано вам будет, ищите - и найдете, стучитесь - и отворят вам.
 
8 Ибо всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
 
9 Разве даст кто-нибудь из вас сыну своему камень, когда тот попросит хлеба,
10 даст ли змею ему, когда попросит он рыбы?

11 Но если даже вы, оставаясь людьми злыми, способны дарить вашим детям хорошее, то тем более Отец ваш Небесный даст просящим у Него нужное им*.

12 И так во всем: как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так и сами поступайте с ними; этому учат Закон и пророки.


Парадокс

Кто жаждет истину найти,
Тот, ничего! - в ней не находит...
Одни лишь - тернии в пути,
Где, ничего! - Не происходит...

Стремясь - "Подобие" познать,
Роняем Образ Божий - В вечность...
И, не находим! - Благо-дать,
Но, проявляем! - Человечность...

Путь существует - чтоб идти,
Им наслаждаясь - поминутно...
И все события - в пути,
Нам предначертаны как-будто...

И так идут - Века и годы,
Христос и Будда! - Все народы...
Несут судьбу свою, печать,
Душой стяжая - Благо-дать...

"Война и Мир" - в душе живут,
"Войну иль мир" - душой несут...
И мысли наши - в мир приходят,
Мир изменяя - Войны жгут...

А.В. Козак

***
04.02.2018г

Я не прочёл - *"Войну и Мир",
И много книг известных тоже...
Как изменился - Божий мир,
Прости, спаси! - Нас, Светлый Боже!...

Пытаясь Истину познать(принять),
Парадоксальность! - Жизни, Круга...
Я вдруг, теряю! - Благо-дать,
И всё брожу - В пороке круга...

Мудра - Природа, Небеса...
Земля - Планеты, Космос, Вечность...
И только наша - Человечность,
Не слышит! - Божьи голоса...

Стремясь возвыситься - над Богом,
Порок - Гордыни превозмочь...
Уничтожается Природа,
И наступает! - Духа ночь...

Вновь в Хаос! - Ввергнута планета,
И переполнен, злом! - Эфир...
Сам - ЧЕЛОВЕК! - Убит при этом,
На пьедестал! - Взошёл Кумир...

**Маммона! - Царства переводит,
Извращены! - Мораль и клир...
И ничего! - Не происходит,
Спаси нас, Боже! - Светлый Мир!

Верни нам - Разум, Свет и Долю!
И жажду! - Жизнь переменить...
Взрасти в душе - Свободу, Волю!
Верни утраченную(серебряную) - Нить...

Нить Ариадны, но не схему!
Поконы - Прави, Бытия...
Дабы душою - Всё оставить,
Чтоб состоялась - Жизнь, Семья...

Чтоб было! - Счастье на планете,
Гармоний ширился - Поток...
Смеялись взрослые и дети,
А мудрецы несли - Урок...

Чтобы встречать - Зарю с улыбкой,
В сердцах нести - лишь Благодать...
Чтоб Мысль была - чиста и гибка,
И не хотелось! - воевать...

Россия - Матушка проснётся!
И к нам, вернётся - благодать!
Сердец живых - Любовь коснётся!
И улыбнётся! - Божья рать...

Я не прочёл - "Войну и Мир",
И много книг известных тоже...
Чтоб изменить нам - Этот мир,
Пора нам измениться, Боже!...

А.В. Козак

"Этот мир несовершенный состоит из всех из нас
Он прямое отраженье наших чувств и наших глаз
Этот мир не станет лучше и не станет он добрей
Если сами мы добрее не станем..." И. Тальков

*Л.Н. Толстой - Война и мир аудио книга https://audioknigi.club/tolstoy-lev-voyna-i-mir

*Война и мир (фильм, 1956)http://kino-history.net/vojna-i-mir-1956

В 1956 году в США был выпущен фильм «Война и мир», с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Фильм шел в советском прокате. Несколько своеобразная трактовка образов классического романа и обильная «клюква» в сценах, изображавших русскую жизнь, стали главным побудительным мотивом для руководства СССР, выделившем большие деньги на достойную для романа Л. Толстого экранизацию.

*«Война и мир»
Эпическое кинополотно известнейшего советского кинорежиссера Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого «Война и мир», с участием всех звезд советского кинематографа…

Тем не менее — в советской экранизации образ Наташи Ростовой поразительно похож на образ, созданный Одри Хепберн.

В экранизации тщательно обойдены все «острые углы» великого романа Толстого, образы главных героев романа в фильме полностью соответствуют их трактовкам в школьном курсе литературы того времени. Как следствие, в то время, когда в школах «проходили» «Войну и мир» — в кинотеатрах специально для школьников устраивали сеансы с показом данного фильма. Посещение фильма было организованным («всем классом») и до известной степени — обязательным.


**Маммона (Мф. 6:24, Лук. 16:13) — сирийское слово, означающее богатство или земные блага. Тертуллиан переводит слово "мамона" как "nummus" ("монета").
**Мамона http://bible-facts.ru/308-chto-takoe-mamona.html

*** КЛИР:

- Клир (греч. ;;;;;; — жребий) — в христианстве — духовенство как особая общность в Церкви, отличная от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода.
- Служители, причет одного храма; церковный хор.

- это название состояния, которое достигается с помощью одитинга, и этим словом называют духовное существо, которое больше не имеет собственного реактивного ума (скрытого источника нерационального поведения, необъяснимых страхов, расстройств и неуверенности).

Избавившись от реактивного ума, индивидуум вновь обретает свою исходную личность, селф-детерминизм (способность самостоятельно принимать решения) и, по сути, намного, намного больше становится самим собой.

В нашей культуре не существует подходящего описания, которое бы полностью передало всё величие состояния Клир.

Человек мечтал о достижении этой цели более 2500 лет, однако состояние Клир намного превосходит всё, что кто-либо когда-либо мог себе представить.

И в самом деле, то, что можно стать чем-то намного большим, чем человеческое существо, сделать это самому и за одну жизнь — это совершенно новая идея.

Состояние - Клир сегодня действительно существует, и любой человек может его достичь. Тысячи саентологов по всему миру являются Клирами, и с каждым днём Клиров становится всё больше.

«О;дитинг» (англ. auditing, от латинского audire — «слушать») важнейшая практика в саентологии, представляет собой общение один на один клиента («преклира») с саентологическим консультантом («о;дитором»), в рамках «точно определенных» (то есть стандартизованных) процедур. Во многих из этих процедур применяется Е-метр.

В процедуре одитинга одитор просит преклира ответить на стандартизованные вопросы, которые подаются преклиру строго выверенным образом. Подразумевается, что преклир должен быть желающим и заинтересованным участником, понимающим смысл вопросов, и тогда процессы будут проходить быстро и гладко.

Это зависит также от того, что оба участника понимают, что происходит. Согласно «Кодексу одитора», одитор обучен тому, чтобы «не оценивать» любую информацию для преклира, он не должен давать советов и интерпретаций, не должен пренебрегать ответами преклира или отвергать их.

Саентологи утверждают своим адептам, что не используют в одитинге внушение (методы гипноза и т. п.), но психологическая экспертиза данного метода явственно свидетельствует, что одитинг содержит в себе форму командного гипноза.

В заключении комплексной медицинской экспертизы ГНЦ социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского от 30 июня 1999 г. по Гуманитарному Центру Хаббарда, так же как и в экспертизе Андерсона выявлена гипнотическая природа одитинга:

..По мнению Ф. В. Кондратьева, В. Г. Василевского, Т. А. Смирновой и И. Г. Виноградова, психическое состояние лица, подвергающегося процедуре «одитинга», следует определить как «временное состояние сознания, характеризующееся суженным его объемом и резкой фокусировкой на содержание внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания», то есть дословно совпадает с определением понятия «гипноз», данного в словаре «Психология» (М., 1990, стр.79, «Гипноз») и в других источниках.

В подтверждение мнения о возможности считать «одитинг» вариантом гипнотического воздействия, помимо упомянутого состояния измененного сознания, в котором находится клиент во время сеанса «одитинга», следует указать на характерное для методики гипнотерапии состояние раппорта — контакта, устанавливающегося во время гипнотического сеанса между гипнотизируемым и гипнотизирующим. Этот контакт у персонажей видеозаписи отличается высокой степенью ограниченности восприятия вследствие суженного в гипнотическом состоянии сознания, которое объясняется наличием гипноидно-фазовых состояний коры головного мозга — относительно слабый вербальный раздражитель (то есть формула словесного внушения, гипиема) оказывается значимее, сильнее воздействий, поступающих из других источников.
Кроме того, в заключении ГНЦ им Сербского, отмечается, что заявления Хаббарда о том, что «одитинг» не содержит в себе гипноз, являются ложными:

Особо следует отметить присутствие в представленных материалах о проведении «одитингов» специального указания его авторов на отмежевание от использования суггестивной техники, что, однако, является не более, чем одним из понятных приемов преодоления возможного у «пре-клира» естественного психологического сопротивления известной доли директивности, содержащейся в любом акте гетеросуггестии.

В экспертизе отмечается, что использование суггестивных техник (то есть «одитингов») людьми без специальных знаний является небезопасным и может нанести вред психике человека.

***Талант Л.Н. Толстого и роман «Война и мир» в оценке критиков:

В этом романе целый ряд ярких и разнообразных картин, написанных с самым величественным и невозмутимым эпическим спокойствием, ставит и решает вопрос о том, что делается с человеческими умами и характерами при таких условиях, которые дают людям возможность обходиться без знаний, без мыслей, без энергии и труда.... Очень вероятно, что автор просто хочет нарисовать ряд картин из жизни русского барства во времена Александра I. Он и сам видит и старается показать другим отчетливо, до мельчайших подробностей и оттенков все особенности, характеризующие тогдашнее время и тогдашних людей, – людей того круга, который все более ему интересен или доступен его изучению.

Он старается только быть правдивым и точным; его усилия не клонятся к тому, чтобы поддержать или опровергнуть создаваемую образами какую бы то ни было теоретическую идею; он, по всей вероятности, относится к предмету своих продолжительных и тщательных исследований с той невольною и естественною нежностью, которую обычно чувствует даровитый историк к далекому или близкому прошедшему, воскрешаемому под его руками; он, может быть, находит в особенностях этого прошедшего, в фигурах и характерах выведенных личностей, в понятиях и привычках изображенного общества многие черты, достойные любви и уважения.

Всё это может быть, всё это даже очень вероятно. Но именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому ее представители живут своею собственною жизнью, независимою от намерения автора, вступают сами с собой в непосредственные отношения с читателями, говорят сами за себя и неудержимо ведут читателя к таким мыслям и заключениям, которых автор не имел в виду и которых он, быть может, даже не одобрил бы... (Из статьи Д.И. Писарева «Старое барство»)

Роман графа Толстого "Война и мир" интересен для военного в двояком смысле: по описанию сцен военных и войскового быта и по стремлению сделать некоторые выводы относительно теории военного дела. Первые, то есть сцены, неподражаемы и... могут составить одно из самых полезнейших прибавлений к любому курсу теории военного искусства; вторые, то есть выводы, не выдерживают самой снисходительной критики по своей односторонности, хотя они интересны как переходная ступень в развитии воззрений автора на военное дело...

На первом плане является бытовая мирно-военная картинка; но какая! Десять батальных полотен самого лучшего мастера, самого большого размера можно отдать за нее. Смело говорим, что ни один военный, прочитав ее, невольно сказал себе: да это он списал с нашего полка.

Боевые сцены графа Толстого не менее поучительны: вся внутренняя сторона боя, неведомая для большинства военных теоретиков и мирно-военных практиков, а между тем дающая успех или неудачу, выдвигается у него на первый план в великолепно-рельефных картинах. Разница между его описаниями сражений и описаниями исторических сражений такая же, как между ландшафтом и топографическим планом: первый дает меньше, дает с одной точки, но дает доступнее глазу и сердцу человека. Второй дает всякий местный предмет с большого числа сторон, дает местность на десятки верст, но дает в условном чертеже, не имеющем по виду ничего общего с изображаемыми предметами; и потому на нем все мертво, безжизненно, даже и для приготовленного глаза...

Нравственная физиономия личностей руководящих, борьба их с собою и с окружающими, предшествующая всякой решимости, все это исчезает – и из факта, сложившегося из тысяч человеческих жизней, остается нечто вроде сильно потертой монеты: видны очертания, но какого лица? Наилучший нумизмат не распознает. Конечно, есть исключения, но они крайне редко и во всяком случае далеко не оживляют перед вами события так, как оживляет его событие ландшафтное, то есть представляющее то, что мог бы в данную минуту с одной точки видеть наблюдательный человек...

Герои Толстого – выдуманные, но живые люди; они мучаются, гибнут, делают великие подвиги, низко труся: все это так, как настоящие люди; и потому-то они высокопоучительны, и потому-то достоин будет сожаления тот военный деятель, который не зарубит себе, благодаря рассказу Толстого, как нерасчетливо приближать к себе господ вроде Жеркова, как зорко нужно приглядываться, чтобы увидеть в настоящем свете Тушиных, Тимохиных; как нужно быть проницаемо-осторожным, чтобы не произвести в герои какого-нибудь Жеркова или исправного и столь умного и распорядительного после боя безыменного полкового командира... (М.И. Драгомиров. «“Война и мир” графа Толстого с военной точки зрения»)

Документы свидетельствуют о том, что Толстой не обладал даром лёгкого творчества, он был одним из самых возвышенных, самых терпеливых, самых прилежных работников, и его грандиозные мировые фрески представляют собой художественную и трудовую мозаику, составленную из бесконечного числа разноцветных кусочков, из миллиона крохотных отдельных наблюдений. За кажущейся легкой прямолинейностью скрывается упорнейшая ремесленная работа – не мечтателя, а медлительного, объективного, терпеливого мастера, который, как старинные немецкие живописцы, осторожно грунтовал холст, обдуманно измерял площадь, бережно намечал контуры и линии и затем накладывал краску за краской, прежде чем осмысленным распределением света и тени дать жизненное освещение своему эпическому сюжету.

Семь раз переписывались две тысячи страниц громадного эпоса "Война и мир"; эскизы и заметки наполняли большие ящики. Каждая историческая мелочь, каждая смысловая деталь обоснована по подобранным документам; чтобы придать описанию Бородинской битвы вещественную точность, Толстой объезжает в течение двух дней с картой генерального штаба поле битвы, едет много верст по железной дороге, чтобы добыть у какого-нибудь оставшегося в живых участника войны ту или иную украшающую деталь. Он откапывает не только все книги, обыскивает не только все библиотеки, но и обращается даже к дворянским семьям и в архивы за забытыми документами и частными письмами, чтоб найти в них зернышко истины.

Так годами собираются маленькие шарики ртути – десятки, сотни тысяч мелких наблюдений, до тех пор пока они не начинают сливаться в округленную, чистую, совершенную форму. И только тогда закончена борьба за истину , начинаются поиски ясности... Одна какая-нибудь выпирающая фраза, не совсем подходящее прилагательное, попавшееся среди десятков тысяч строк, – и он в ужасе вслед за отосланной корректурой телеграфирует метранпажу в Москву и требует остановить машину, чтобы удовлетворить тональность не удовлетворившего его слога.

Эта первая корректура опять поступает в реторту духа, еще раз расплавляется и снова вливается в форму, – нет, если для кого- нибудь искусство не было легким трудом, то это именно для него, чье искусство кажется нам естественным. На протяжении десяти лет Толстой работает восемь, десять часов в день; неудивительно, что даже этот обладающий крепчайшими нервам муж после каждого из своих больших романов психологически подавлен...

Точность Толстого в наблюдениях не связана ни с какими градациями в отношении к порождениям земли: в его любви нет пристрастий. Наполеон для его неподкупного взора не в большей степени человек, чем любой из его солдат, и этот последний опять не важнее и не существеннее, чем собака, которая бежит за ним, или камень, которого она касается лапой. Все в кругу земного – человек и масса, растения и животные, мужчины и женщины, старики и дети, полководцы и мужики – вливается с кристально чистой равномерностью в его органы чувств, чтобы также, в таком же порядке, вылиться. Это придает его искусству сходство с вечной равномерностью неподкупной природы и его эпосу – морской монотонный и все тот же великолепный ритм, всегда напоминающий Гомера... (С. Цвейг. Из книги «Три певца своей жизни. Казанова. Стендаль. Толстой»)

Что Толстой любит природу и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда еще не возвышался, это знает всякий читавший его сочинения. Природа не описывается, а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц повествования: вспомните несравненную сцену святочного катания Ростовых в «Войне и мире»...

Красота природы находит в Толстом самого отзывчивого ценителя... Но этот чрезвычайно чуткий человек, чувствующий как красота природы вливается через глаза в его душу, восторгается далеко не всякой красивой местностью. Толстой любит только такие виды природы, которые пробуждают в нем сознание его единства с нею... (Г.В. Плеханов. «Толстой и природа»)

И при меньшем развитии творческих сил и художественных особенностей исторический роман из эпохи, столь близкой к современному обществу, возбудил бы напряженное внимание публики. Почтенный автор очень хорошо знал, что затронет еще свежие воспоминания своих современников и ответит многим их потребностям и тайным симпатиям, когда положит в основу своего романа характеристику нашего высшего общества и главных политических деятелей эпохи Александра I, с нескрываемой целью построить эту характеристику на разоблачающем свидетельстве преданий, слухов, народного говора и записок очевидцев. Труд предстоял ему не маловажный, но зато в высшей степени благодарный...

Автор принадлежит к числу посвященных. Он владеет знанием их языка и употребляет его на то, чтоб открыть под всеми формами светскости бездну легкомыслия, ничтожества, коварства, иногда совершенно грубых, диких и свирепых поползновений. Всего замечательнее одно обстоятельство. Лица этого круга состоят словно под каким-то зароком, присудившим их к тяжелой каре – никогда не постигать ни одного из своих предположений, планов и стремлений. Точно гонимые неизвестной враждебной силой, они пробегают мимо целей, которые сами же и поставили для себя, и если достигают чего-либо, то всегда не того, чего ожидали... Ничего не удается им, все валится из рук...

Молодой Пьер Безухов, способный понимать добро и нравственное достоинство, женится на женщине, столь же распутной, сколько и глупой по природе. Князь Болконский, со всеми задатками серьезного ума и развития, выбирает в жены добренькую и пустенькую светскую куколку, которая составляет несчастие его жизни, хотя он и не имеет причин на нее жаловаться;

сестра его, княжна Мария, спасается от ига деспотических замашек отца и постоянно уединенной деревенской жизни в теплое и светлое религиозное чувство, которое кончается связями с бродягами-святошами и т. д.

Так настойчиво возвращается в романе эта плачевная история с лучшими людьми описываемого общества, что под конец, при всякой картине где-либо зачинающейся юной и свежей жизни, при всяком рассказе об отрадном явлении, обещающем серьезный или поучительный исход, читателя берет страх и сомнение: вот, вот и они обманут все надежды, изменят добровольно своему содержанию и поворотят в непроходимые пески пустоты и пошлости, где и пропадут.

И читатель почти никогда не ошибается; они действительно туда поворачивают и там пропадают. Но, спрашивается – какая же беспощадная рука и за какие грехи отяготела над всей этой средой... Что такое случилось? По-видимому, ничего особенного не случилось.

Общество невозмутимо живёт на том же крепостном праве, как и его предки; екатерининские заемные банки открыты для него так же, как и прежде; двери к приобретению фортуны и к разорению себя на службе точно так же стоят нараспашку, пропуская всех, у кого есть право на проход через них; наконец, никаких новых деятелей, перебивающих дорогу, портящих ему жизнь и путающих его соображения, в романе Толстого вовсе не показано.

Отчего же, однако, общество это, еще в конце прошлого столетия верившее в себя безгранично, отличавшееся крепостью своего состава и легко справлявшееся с жизнью, – теперь, по свидетельству автора, никак не может устроить её по своему желанию, распалось на круги, почти презирающие друг друга, и поражено бессилием, которое лучшим людям его мешает даже и определить как самих себя, так и ясные цели для духовной деятельности... (П.В. Анненков. «Исторические и эстетические вопросы в романе “Война и мир”»)

Чрезвычайная наблюдательность, тонкий анализ душевных движений, отчётливость и поэзия в картинах природы, изящная простота – отличительные черты таланта графа Толстого... Изображение внутреннего монолога, без преувеличения, можно назвать удивительным. И, по нашему мнению, та сторона таланта графа Толстого, которая даёт ему возможность уловить эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу...

Особенная черта в таланте графа Толстого так оригинальна, что нужно с большим вниманием всматриваться в неё, и только тогда мы поймем всю её важность для художественного достоинства его произведений. Психологический анализ есть едва ли не самое существенное из качеств, дающих силу творческому таланту...

Конечно, эта способность должна быть врожденна от природы, как и всякая другая способность; но было бы недостаточно остановиться на этом слишком общем объяснении: только самостоятельно (нравственной) деятельностью развивается талант, и в этой деятельности, о чрезвычайной энергии которой свидетельствует замеченная нами особенность произведений графа Толстого, надобно видеть основание силы, приобретенной его талантом.

Мы говорим о самоуглублении, о стремлении к неутомимому наблюдению над самим собою. Законы человеческого действия, игру страстей, сцепление событий, влияние события и отношений мы можем изучать, внимательно наблюдая других людей; но все знание, приобретаемое этим путем, не будет иметь ни глубины, ни точности, если мы не изучим сокровеннейших законов психической жизни, игра которых открыта перед нами только в нашем (собственном) самосознании.

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей. Та особенность таланта графа Толстого, о которой говорили мы выше, доказывает, что он чрезвычайно внимательно изучил тайны человеческого духа в самом себе; это знание драгоценно не только потому, что доставило ему возможность написать картины внутренних движений человеческой мысли, на которые мы обратили внимание читателя, но еще, быть может, больше потому, что дало ему прочную основу для изучения человеческой жизни вообще, для разгадывания характеров и пружин действия, борьбы страстей и впечатлений...

Есть в таланте г. Толстого ещё другая сила, сообщающая его произведениям совершено особенное достоинство своею чрезвычайно замечательной свежестью – чистота нравственного чувства...

Никогда общественная нравственность не достигала такого высокого уровня, как в наше благородное время, – благородное и прекрасное, несмотря на остатки ветхой грязи, потому что все силы свои напрягает оно, чтобы омыться и очиститься от наследных грехов...

Благотворное влияние этой черты таланта не ограничивается теми рассказами или эпизодами, в которых она выступает заметным образом на первый план: постоянно служит она оживительницею, освежительницею таланта. Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостною любовью откликающейся на все, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как сама она?..

Граф Толстой обладает истинным талантом. Это значит, что его произведения художественны, то есть в каждом из них очень полно осуществляется именно та идея, которую он хотел осуществить в этом произведении. Никогда не говорит он ничего лишнего, потому что это было бы противно условиям художественности, никогда не безобразит он свои произведения примесью сцен и фигур, чуждых идее произведения. Именно в этом состоит одно из главных достоинств художественности. Нужно иметь много вкуса, чтобы оценить красоту произведений графа Толстого, но зато человек, умеющий понимать истинную красоту, истинную поэзию, видит в графе Толстом настоящего художника, то есть поэта с замечательным талантом. (Н.Г. Чернышевский. «Военные рассказы Л.Н. Толстого»)

Изображения человеческих личностей у Л. Толстого напоминают те полувыпуклые человеческие тела на горельефах, которые, кажется иногда, вот-вот отделятся от плоскости, в которой изваяны и которая их удерживает, окончательно выйдут и станут перед нами, как совершенные изваяния, со всех сторон видимые, осязаемые; но это обман зрения. Никогда не отделятся они окончательно, из полукруглых не станут совершенно круглыми – никогда не увидим мы их с другой стороны.

В образе Платона Каратаева художник сделал как бы невозможное возможным: сумел определить живую, или, по крайней мере, на время кажущуюся живой личность в безличности, в отсутствии всяких определенных черт и острых углов, в особенной «круглости», впечатление которой поразительно-наглядное, даже как будто геометрическое возникает, впрочем, не столько из внутреннего, духовного, – сколько из внешнего, телесного облика: у Каратаева «круглое тело», «круглая голова», «круглые движения», «круглые речи», «что-то круглое» даже в запахе. Он – молекула; он первый и последний, самое малое и самое великое – начало и конец. Он сам по себе не существует: он – только часть Всего, капля в океане всенародной, всечеловеческой, вселенской жизни.

И эту жизнь воспроизводит он своею личностью или безличностью так же, как водяная капля своею совершенной круглостью воспроизводит мировую сферу. Как бы то ни было, чудо искусства или гениальнейший обман зрения совершается, почти совершился. Платон Каратаев, несмотря на свою безличность, кажется личным, особенным, единственным.

Но нам хотелось бы узнать его до конца, увидеть с другой стороны. Он добр; но, может быть, он хоть раз в жизни на кого-нибудь подосадовал? он целомудрен; но, может быть, он взглянул хоть на одну женщину не так, как на других? но говорит пословицами; но, может быть, но вставил хоть однажды в эти изречения слово от себя? Только бы одно слово, одна непредвиденная черточка нарушила эту слишком правильную, математически-совершенную «круглость» – и мы поверили бы, что он человек из плоти и крови, что он есть.

Но, именно в минуту нашего самого пристального и жадного внимания, Платон Каратаев, как нарочно, умирает, исчезает, растворяется как водяной шарик в океане. И когда он еще более определяется в смерти, мы готовы признать, что ему и нельзя было определиться в жизни, в человеческих чувствах, мыслях и действиях: он и не жил, а только был, именно был, именно был «совершенно круглым» и этим исполнил свое назначение, так что ему оставалось лишь умереть.

И в памяти нашей так же, как в памяти Пьера Безухова, Платон Каратаев навеки запечатлевается не живым лицом, а только живым олицетворением всего русского, доброго и «круглого», то есть огромным, всемирно-историческим религиозным и нравственным символом.... (Д.С. Мережковский. Из трактата «Л. Толстой и Достоевский», 1902 г.)