В шар земной упираясь ногами

Альбина Лисовская
                На конкурс «ХОББИ — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» http://proza.ru/2021/02/01/512)               

           По образованию я агроном, а по специальности цветовод открытого грунта. В течение 25-и лет проработала в двух ботанических садах научным сотрудником. Основная моя работа заключалась в изучении и внедрении в практику озеленения новых видов и сортов цветочных растений. А увлечением для души, т.е. хобби, было составление композиций для ежегодных цветочных выставок, которые проводились администрацией нашего города.

          Своим хобби я увлекалась до самозабвения. В дни подготовки к выставкам, быстро выполняла все самые необходимые свои текущие дела и всецело отдавалась творчеству -- созданию цветочных композиций. Тематика композиций была самая разнообразная. Иногда она определялась администрацией, но в большинстве случаев составлялась самими исполнителями, т.е. их авторами.
Вот пример создания одной из моих композиций для очередной цветочной выставки.


         Еще в молодости глубоко запали в мою душу строки одного из стихотворений Эдуардаса Межелайтиса:

«В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках!
И так стою – мускулистый и крепкий…»

        Они казались мне всеобъемлющими, вдохновляющими на большие дела и свершения – «солнца шар я держу на руках!» - и могу все, и что мне все препятствия, трудности и невзгоды, когда я могу всё… Работая в дендрарии, не один год я мечтала сделать для выставки композицию с девизом

        «В шар земной упираясь ногами, солнца шар я держу на руках!»

        Но как отразить величие стихов автора? Как изобразить шар земной и стоящего на нем гиганта – человека, упирающегося в шар мускулистыми ногами, да еще с солнцем на руках?
Какими средствами, какими цветами?

        Моим принципом создания цветочных композиций всегда было использование в них только цветов. Только цветы и никаких других аксессуаров. Если уж невозможно обойтись, то только самый минимум аксессуаров.

        Итак, цветы! Как с помощью цветов изобразить «шар земной»? Конечно, это должно быть что – то круглое. Помню, когда надвигалась очередная летняя выставка цветов, и я целыми днями думала о создании этой композиции, мне представлялось, что можно использовать флокс метельчатый, плотно расположив его соцветия в виде шара. А из чего изобразить человека, да так, чтобы весь его вид свидетельствовал, что он упирается в шар? Да… а еще ведь нужно и солнце… Годами мой замысел оставался нереализованным. Но вот очередная зимняя выставка. И… наконец – то, я осуществила свою мечту.

        Композиция была выполнена на большой круглой керамической чаше. «Шар земной» изображен насыпанной в чашу черной землей, на которой островки зеленого (мох), желтого (засушенные соцветия тысячелистника таволгового), белого щебня, бурого керамзита. Все уложено в плоскость земли с небольшими возвышениями. Долго билась я над человеком с солнцем в руках. В итоге было использовано соцветие одного растения в засушенном виде, его большой зонтик на мощном цветочном стебле. Пропорционально определив высоту стебля, я разрезала его пополам вдоль к верху до соцветия, получились мускулистые ноги человека.

        Композиция должна быть не только со смыслом, но и красивой. «Шар земной» у меня
получился очень красив, прямо поверхность земли с ее естественными красками. «Солнце» же должно сиять… И чтобы добиться нужного эффекта, я окунула, зонтик  в крахмальный клейстер и обсыпала смесью соли и разноцветных битых стеклышек от елочных игрушек. Все это, высохнув, прочно закрепилось. И вот оно солнце во всем его сиянии!

        Раздвинув половинки стебля зонтика (расставленные ноги прочно стоящего на земле человека), я укрепила его в основании «шара земного» и… композиция готова! Ничего лишнего,
идея выражена, а весь используемый материал отвечает своему назначению и тематике выставки (зимнего букета из сухоцветов).

        Обстоятельства сложились так, что я не могла быть на выставке в дни ее работы, не смогла также просмотреть позднее книгу отзывов, но сотрудники рассказывали, что в ней были записи и о моей композиции. Интересно было бы мне знать их содержание, поняли ли меня люди…
Мне так хотелось донести до их сознания сияние того света, того оптимизма, которое, с моей точки зрения, исходит от стихов Эдуардаса Межелайтиса.

        Фото из Интернета