Федотов о Вечном. В поисках человека и культуры

Бармин Виктор
                Г.П.Федотов о Вечном. В поисках человека и культуры.
              (Загадки Г.П.Федотова. Образ человека культуры как загадка).

                "Дни поздней осени бранят обыкновенно,
                Но мне она мила, читатель дорогой,
                Красою тихою, блистающей смиренно"
                (А.С.Пушкин "Осень")

                "Со всеми своими недостатками, даже пороками,
                КУЛЬТУРА старой России МИЛА МНЕ, как и всем
                людям моего поколения. Нам, привыкшим к её
                приволью и благородству, трудно дышать
                в другом воздухе"
                (Г.П.Федотов)
               
                "Будущее скрыто от нас, но именно к нему устремлены
                наши взоры. Невозможность предсказаний особенно
                ясна на явлениях духовной культуры. Если это
                КУЛЬТУРА, заслуживающая этого имени, то
                творчество - творчество нового - составляет самое
                определение его. Но творчество свободно,
                не предопределено и, следовательно,
                непредвидимо... Чем выше оно, тем
                неожиданнее, удивительнее, чудеснее...
                Его рождение - богочеловеческая тайна"
                (Г.П.Федотов)

                "Лишь в этом общем завтрашний день продолжает
                вчерашний; здесь возможно если не предвидение,
                то ОЖИДАНИЕ"
                (Г.П.Федотов)

                "Церковь не знает прерывов в своем росте, и каждый
                прошлый день сохраняется ею для вечности. Поэтому она
                воссоздает непрерывно единство прошлого и настоящего и
                и в этом смысле является в России единственной
                носительницей духовного преемства - тем КОВЧЕГОМ,
                на котором спасается все живое (но только живое)
                в потопе революции"
                (Г.П.Федотов "Новая Россия" / Париж, 1932).

                "Есть явление в современной России более утешительное,
                чем героизм молодости... Голоса скорее тихие и
                одинокие. Голоса раздумья о судьбе человека, о жизни
                и любви, о природе, о смерти и вечности. Настоящий
                человек рождается в тишине одиночества, а не в гаме
                принудительной социальной активности. Этот человек
                не нужен ни для строительства, ни для обороны родины.
                Он дышит, поскольку может дышать, по недосмотру и
                попущению властей. Но если России суждено остаться
                духовной личностью, а не только географическим и
                политическим местом, ее будущее начинается сейчас
                в молчании, едва для самого себя выразимом"
                (Г.П.Федотов "Культурные сдвиги" / Париж, 1936).

                "Вернемся на землю, с сыновней любовью приникнем к ней,
                будем слушать ГОЛОСА ЗЕМЛИ. Слушать землю и видеть
                землю, изучать её...
                Важнее перемены идей перерождение ДУХА, при котором
                идеи теряют не принадлежащее им царственное значение.
                В своих правах восстанавливаются опыт, совесть,
                разум и историческая интуиция"
                (Г.П.Федотов)

                ***

            Многие из читающей публики знают и запоминают Г.П.Федотова (по большему счету) как историка и публициста русского зарубежья. И понятно, что лишь специалистам известен "весь Федотов", так скажем, во всем многообразии его творчества. Не будучи специалистом, а всего лишь "любителем творчества" или "любителем русской культуры", я попробую лишь прикоснуться к некоторой "неизвестности" творчества Федотова, к одной из загадок его творчества. Коротко говоря, если Г.П.Федотов более известен как историк-публицист, то здесь мне хочется поведать о Федотове как мыслителе, движущегося в русле культурологии и философской антропологии. И в этом кратком очерке я не претендую на исчерпывающе научное исследование, но лишь коснусь, всего лишь и только, некоторой загадки у Г.П.Федотова, которая волнует меня самого и мне интересна.

            Загадка эта у Федотова - это даже не вопрос, не философское вопрошание как таковое, безусловно, которое само по себе фундаментально философски, а некоторое философское описание образа человека культуры. Чем оно интересно в сопоставлении с другими философами-мыслителями? Прежде всего, оригинальностью поставленной задачи, как и самим описанием ЕЩЁ НЕ БЫВШИМ в этом мире у других. Например, таких мыслителей, как Макс Шелер, С.Н.Булгаков и Н.А.Бердяев, у каждого из которых своя специфика постановки задач и описания человеческих типов. У Г.П.Федотова, в отличие от вышеуказанных мыслителей, задача предельно сужена, но направлена к углубленному постижению Образа человека в перспективе исторического ожидания, что придает динамичность описываемому типу или образу человека.

             В первом очерке трилогии "Писем о русской культуре" Г.П.Федотов делает попытку рассмотреть типы "русского человека" в исторической проекции, как бы в размышлении о человеке будущего сквозь взор из настоящего к припоминанию культуры прошлого, а из образа последнего к вечному человеку. Другими словами, Федотов задается вопросом "каким будет русский человек в новой России, как человек будущего", а отсюда вопрошание мыслителя: "каково будущее русской культуры". В очерке Федотов рассматривает несколько типов, касательно русского человека, но здесь меня интересует всего лишь один образ человека, который в описательном изображении Федотова предстает как ЗАГАДКА.
             Рассмотрим, какова загадка, что нам задал Федотов в "Философских письменах о русской культуре":

            "И мне самому, когда я на чужбине стараюсь вызвать наиболее чистый образ русского человека, он представляется в иных чертах. Глубокое спокойствие, скорее молчаливость, на поверхности - даже флегма. Органическое отвращение ко всему приподнятому, экзальтированному, к "нервам". Простота, даже утрированная, доходящая до неприятия жеста, "Молчание - золото". Спокойная, уверенная в себе сила. За молчанием чувствуется глубокий, отстоявшийся в крови опыт Востока. Отсюда налет фатализма. Отсюда и юмор, как усмешка над передним планом бытия, над вечно суетящимся, вечно озабоченным разумом. Юмор и сдержанность сближают этот тип русскости всего более с англо-саксонским. Кстати говоря, юмор, свойствен в настоящем смысле только англичанам и нам. Толстой и его круг - большой свет Анны Карениной - в Европе только в англо-саксонской стихии чувствуют себя дома. Только её они способны уважать. Но, конечно, за внешней близостью скрывается очень разный опыт. Активизм Запада - и фатализм Востока, но и там и здесь буйство стихийных сил, укрощенных вековой дисциплиной"
    (Г.П.Федотов "Письма о русской культуре: 1. Русский человек" / Париж, 1938).

             В одном очерке 1926 года Федотов выразил нечто, как будто автобиографичное:

               "Он все еще мучительно болеет о России и
                решает ее загадку: более, чем когда-либо,
                она для него СФИНКС"
                (Г.П.Федотов).

              И вот, спустя 12 лет, будучи сам сыном России, Федотов закинул в океан будущего загадку, зашифрованную в символическом образе - загадку о человеке. Что поспособствует распознаванию загадки Федотова? Быть может, другая загадка?

                ***

              В вступительной части очерка Г.П.Федотов пишет:

             "Русская литература - и русская культура в целом - до революции имела свою направленность. Она обращала к будущему свои определенные вопросы. Но эта нить резко оборвана (Прим. В.Г. - вспомним у В.Высоцкого образ мысли в "Балладе о Любви" и сопоставим его с образом мысли Федотова, например:

                "Но вспять безумцев не поворотить -
                Они уже согласны заплатить:
                ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ - и жизнью бы рискнули, -
                Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
                Волшебную невидимую нить,
                Которую меж ними протянули..."

И далее Федотов вопрошает)... ВОЗМОЖНО ли СВЯЗАТЬ ЕЁ УЗЛОМ в ТОЙ ТОЧКЕ (1917 г.), где она оборвалась? Я этого не думаю. Признаюсь в своей слабости. Будучи решительным противником политической реставрации, я ничего не имел бы против реставрации культурной. Со всеми своими недостатками, даже пороками, культура старой России мила мне, как и всем людям моего поколения. Нам, привыкшим к её приволью и благородству, трудно дышать в другом воздухе. Но надо смотреть правде в глаза: мертвого не воскресить. Не переставая помнить о нем всегда с грустью и НЕЖНОСТЬЮ, мы должны жить для живого, для тех детей и внуков, которые, может быть, мало радуют нас, но в которых живет наш род, живет Россия. Будущее России сейчас уже связано не с тем поколением, которое было застигнуто войной 1914 года, а с тем, которое воспитано Октябрьской революцией. О, конечно, и ему предстоит пережить много кризисов, много духовных переломов. Но едва ли оно будет выкорчевано с корнем, как наше. Во всяком случае, совершенно не видно, что могло бы сменить его. Ибо это поколение - вся Россия (Прим. В.Г. - вспомним образ из песни К.Кинчева "Мое поколение" и самое движение в головах и сердцах масс 1980-х годов)...
               Но, разумеется, историк знает, что, как ни резки бывают исторические разрывы революционных эпох, они не в силах уничтожить НЕПРЕРЫВНОСТИ (Прим. В.Г. - вспомним, как и что Федотов говорит о непрерывности Церкви, что "Церковь не знает прерывов в своем росте, и каждый прошлый день сохраняется ею для вечности". И далее читаем у Федотова)... Из катастрофы встают ожившими гораздо более древние пласты. Можно сказать, что в человеческой истории, как в истории земли, чем древнее, тем тверже: гранит и порфир не легко рассыпаются. Вот почему, не мечтая о воскрешении начал 19 века, мы можем ожидать - и эти ожидания отчасти уже оправдываются - воскрешения старых и даже древних пластов русской культуры. Октябрьское поколение не помнящих родства было бы бессильно что-либо создать, если бы в нем - и в нем также! - не жил гений народа"
     (Г.П.Федотов "Письма о русской культуре: 1. Русский человек" / Париж, 1938).

                И вот теперь сопоставим размышления Федотова, его фундаментальное вопрошание и ответы в виде символических образов, с тем описательным образом поэта, что Михаил Гершензон приводит в своей знаменитой статье 1917 года...





             (Начато 4.02.2018)

           (Продолжение следует...)