О русофобии

Вадим Слуцкий
В России и некоторых других странах нередко употребляется понятие «русофобия». Однако использующие этот термин авторы обычно не объясняют: «русофобия» - что это? Это идеология, мировоззрение, психическое заболевание (большинство многочисленных «фобий» - это именно психические отклонения)?
Попробуем разобраться.

Определение понятия
«Фобиями» психологи, психиатры, социологи, педагоги, культурологи называют необоснованные иррациональные страхи. Так, «арахнофобия» - это необъяснимое паническое состояние, охватывающее человека при виде паука, крошечного существа, не представляющего никакой реальной опасности.
Основные сущностные особенности всех фобий:
- человек боится чего-то (или кого-то), что (или кто) на самом деле неопасно;
- отрицательное эмоциональное состояние охватывает больного помимо его воли, он не в состоянии себя контролировать;
- состояние больного неприятно или даже мучительно для него;
- патологическое состояние не проходит без специального лечения, причины его не осознаются самим больным.
Большинством фобий занимаются психиатры.
Однако есть и такие, которые не относятся к сфере психиатрии, хотя сущность любой фобии (иррациональный страх перед тем, что на самом деле не представляет опасности) присутствует и в них. В том числе, это ксенофобия.
Ксенофобия – боязнь чуждых, не похожих на больного людей. Они могут отличаться цветом кожи, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, придерживаться иных культурных ценностей и норм (быть представителями иной культуры или какой-то субкультуры) – неважно. Всё это разновидности ксенофобии. Ксенофобия может проявляться в агрессивном поведении, но это необязательно и не составляет сущности этой патологии.
Русофобия – это разновидность, частный случай ксенофобии. Если ксенофобом мы называем всякого, кто опасается людей, чем-то отличных от него самого, то русофоб – тот, кто боится русских.
Русофоб боится русских не потому, что они причинили ему реальный вред. Если это так (реальный вред имеет место), это не фобия, а вполне рациональный страх. Русофоб не контролирует своё эмоциональное состояние, не способен сам разобраться в себе: абсолютно все русские кажутся ему опасными, враждебными, агрессивными.
Ксенофобия – социальная и психологическая девиация (отклонение от нормы). Русофобия тоже.
Психически почти все русофобы здоровы. Их патология личностная, душевная.
Однако она доставляет им самим немало неудобств, а если проявляется в агрессивном поведении, направленном на фантомный объект их страхов (всех русских), может стать опасной и для других людей.

Русофобы – кто это? Проявления русофобии
В январе 2016 года в Украине была задержана гражданка России, москвичка Анастасия Леонова.
Анастасия Леонова – российская оппозиционерка. Она принимала активное участие в событиях на Болотной площади, а также в протестных акциях в Москве в поддержку Майдана. Неоднократно резко критически высказывалась о российской власти, политической и экономической ситуации в России, о политике России в Украине. При этом она русская.
Затем Анастасия уехала в Украину, так как ей угрожал арест. В Украине она работала волонтёром батальона «Азов» (одного из подразделений Национальной Гвардии Украины), принимала участие в качестве санитарки в боях в Восточной Украине.
Анастасия выучила украинский язык. Об Украине она всегда высказывалась исключительно положительно, противопоставляя её России.
Несмотря на всё это, в январе 2016 г. Анастасия была арестована СБУ (Службой Безопасности Украины) по надуманному обвинению в подготовке теракта.
Достаточно очевидно, что Анастасия Леонова не могла готовить никакого теракта в Украине. Очевидно, что она большой друг Украины и украинцев, не представляет для них никакой опасности.
Однако её пребывание на территории Украины вызвало опасения у сотрудников СБУ. Инициировавшие арест – это русофобы. Их пугает любой человек, русский по национальности, независимо от того, что он собой представляет на самом деле.
В 2017 г. президент Украины, Пётр Порошенко, подписал указ, которым фактически запретил с определённого момента использовать русский язык на территории Украины для преподавания, в том числе, в начальной школе.
Это также проявление русофобии. Очевидно, что русский язык не угрожает Украине и украинцам. Более того, все без исключения выдающиеся деятели украинской культуры и науки прошлого писали и говорили на русском языке. Европейская культура также проникала в Украину через русский язык. Этот язык – один из шести официально признанных международных языков ЮНЕСКО. Украинский и русский язык близкородственны (как и сами эти народы).
Мы видим здесь иррациональный страх перед тем, что не только не опасно, но даже полезно.
Это типичная фобия, и именно русофобия.

Причины русофобии
Как и в случае любой болезни, тела или души, причина этой болезни находится в самом больном. Именно с ним что-то не так, а не с тем, кого он боится.
Причиной ксенофобии считается комплекс неполноценности. Ощущая себя слабым, беззащитным в определённом отношении, человек находит (иногда – достаточно случайным образом) внешний объект, на который переносит свои страхи.
Зачем это нужно больному? Если страх персонализирован, больной чётко понимает, кого он боится, какие именно люди опасны для него, у него возникает иллюзия контроля ситуации. Раз я знаю, кто опасен для меня, я могу избежать встречи с этими ужасными людьми или защититься от них, заранее принять меры против них.
На самом деле борьба с фантомами только углубляет патологическое состояние больного, так как подлинная причина – в нём самом, и именно её нужно устранить.
Источник заболевания – в душе больного, а не в тех, кого он опасается. Вынося проблему вовне, больной не замечает её подлинной причины и не лечится, чем усугубляет своё состояние.
В настоящее время русофобия наиболее распространена в Украине. В чём конкретная причина массовой распространённости данной патологии в этой стране?
В 2014 г. в Украине произошла революция. Сами жители Украины назвали её Революцией Достоинства. Она была трудной и кровавой. Точное число погибших не установлено до сих пор. По некоторым оценкам, было убито и искалечено более тысячи человек. Восставшим удалось свергнуть президента Украины Виктора Януковича, который бежал в Россию. После чего к власти пришли другие политики.
Однако ситуация в Украине не только не улучшилась, но и ухудшилась. Растёт безработица, падает уровень доходов населения. Активных граждан охватила апатия, так как они видят, что коррупция в стране по-прежнему процветает, она даже усилилась после последнего Майдана.
Именно этой ситуацией вызвано ощущение усталости, бессилия, опустошённости, провоцирующее появление комплекса неполноценности.
Можно напомнить, что Майдан 2014 года был отнюдь не первым. И вот, после всех усилий, результат равен нулю.
Вот почему возникла неосознанная психологическая потребность спроецировать свои внутренние проблемы вовне себя, как всегда происходит при любой разновидности ксенофобии. Таким фантомным объектом страхов и ненависти стали русские.
Причина проблем страны видится не в недостаточности приложенных самими украинцами усилий, не в их ошибках – а в русских. Это они во всём виноваты.
Подобный выбор объекта своей фобии связан с политическим и даже отчасти военным конфликтом Украины и России. То есть он в какой-то мере спровоцирован самой Россией.
Однако в основе своей страх перед русскими, провозглашение России главным врагом Украины – иррациональное явление.
Болезнь возникает всегда потому, что человеку не хватает мужества увидеть проблему в себе, и он переносит её на других. Русофобия в этом смысле является типичным примером.

Есть ли русофобия в России?
А в самой России есть русофобы?
Если познакомиться с общественной жизнью современной России, почитать прессу, можно уверенно ответить: Да!
Русофобов очень много.
Например, давно уже отбывающий наказание по сфальсифицированному обвинению в разжигании национальной розни и экстремизме публицист Борис Стомахин. Его постоянно называют «русофобом».
Борис Стомахин – публицист. Он никого не бил, не убивал, не устраивал терактов. Он писал статьи. Статьи эти мало кто читал.
Тексты Бориса Стомахина резко критические по отношению не только к российскому государству, но и к населению России. Власть он обвиняет в авторитаризме, беззаконии (власть подтвердила справедливость обвинения, посадив автора статей в тюрьму, что как раз является беззаконием), а народ – в раболепии, покорности.
Борису Стомахину даже приписывают слова о том, что всех русских надо убивать. Это некоторое преувеличение. В одном из своих текстов он действительно писал о том, что тех, кто взял в руки оружие, чтобы воевать в Восточной Украине, следует убивать. Но всех русских он убивать не призывал.
Русофобами называли и называют множество других известных в России людей: публициста и писателя-сатирика Виктора Шендеровича, музыкантов Юрия Шевчука и Андрея Макаревича.
Всех их объединяет весьма критическое отношение к российской государственности, нравственным и ментальным качествам русского народа.
Однако никто из них не испытывает никаких иррациональных страхов. Они не боятся русских. Более того, Борис Стомахин – сам русский. Он не боится сам себя. Да это и невозможно.
Напомним, что сущность любого вида ксенофобии – перенесение источника своих страхов на внешний объект, чем-то явно отличный от самого больного. Сам себя больной не может бояться. Он боится чужака, какого-то непохожего на себя человека.
В России, таким образом, понятие «русофобия» полностью искажено и применяется совсем не в том значении, какое имеет на самом деле.
Фактически жители России называют «русофобами» всех, кто критически высказывается об их стране, говорит им неприятную правду о них самих.
Такого значения термин «русофобия» на самом деле не имеет.
Итак, те, кого в России принято называть «русофобами» - это здоровые, оппозиционно настроенные люди с развитым критическим мышлением. Они отличаются большей степенью интеллектуальной и гражданской зрелости, чем окружающие.
Почему их называют «русофобами»?
Чтобы не принимать всерьёз то, что они говорят. А говорят они правду, и очень неприятную.
Но если эти люди больны, то произносимое ими – это бредовые измышления. Зачем же их слушать?
На самом деле больными являются не те, кого провозглашают «русофобами», а те, кто их таковыми называет.
Эта болезнь – инфантильность, нежелание взрослеть. Именно взрослому человеку свойственно умение критически относиться к себе и своей стране. Отношение россиян (подавляющего большинства из них) к себе и своей стране детское, незрелое. Поэтому неприятная правда вызывает такую реакцию с их стороны.
У жителей России фобия на критику. Это они больны, а не те, кого они клеймят «русофобами» и травят.
Фактически в России воспроизводится ситуация, описанная А.С. Грибоедовым в комедии «Горе от ума». Самого умного и критичного объявляют сумасшедшим.
А есть ли в России настоящие русофобы? Да. Это представители других народов, которые живут в России, но опасаются русских, хотя никакого реального вреда русские им не причинили.

О распространённости русофобии
Очень сложно оценить уровень распространённости данной патологии. В настоящее время ею страдают жители Украины, Молдовы, стран Балтии, Грузии и многих европейских стран, а также США. Однако можно определённо утверждать, что в странах СНГ это довольно массовая проблема (особенно в Украине). А вот в странах Западной Европы и США – большая редкость.
Жители стран Запада рационально опасаются России и русских, но для этого есть основания. Россия обладает вторым в мире ядерным потенциалом, огромной армией, при этом часто ведёт себя агрессивно по отношению к своим соседям. Это рациональные опасения.
Иррациональные же страхи в странах Запада мало распространены.
Статистики по этому заболеванию нет. Жители Украины, где сейчас эпидемия русофобии, вообще не признают себя больными. Оценить точное число заболевших не представляется возможным.

Лечение и прогноз
Поскольку эта патология – разновидность ксенофобии, лечение принципиально то же, что при любой разновидности ксенофобии. Прежде всего, необходимо понять свою проблему и признать её.
Так как девиация носит глубоко личностный характер, избавление от неё против желания больного невозможно.
Обращаться нужно к психотерапевту или психологу. Психиатр тут не поможет.
Если больной осознал свою проблему, он на пути к выздоровлению. Врач проведёт ряд бесед, возможно применение методов групповой терапии, гипнотерапия.
Цель – укрепить уверенность в себе, преодолеть комплекс неполноценности, тем самым избавив больного от фантомных страхов.

Заключение
Хотя русофобия – это болезнь, её агрессивные проявления могут представлять общественную опасность, и с ними мы имеем право бороться.
Однако более эффективна профилактика этой патологии, которая заключается в укреплении дружеских связей между русским и другими народами. Их следует убеждать в том, что русские – их друзья.
Именно это выбивает почву из-под ног у бредового состояния, охватившего эмоциональную сферу и сознание человека.
Такой путь и можно рекомендовать тем, кто жаждет внести свой вклад в борьбу с русофобией.