Судьба капитализма

Александр Витязев
Введение

         В нынешнее время высшее образование доступно не многим. И тем, кому оно недоступно нужна доступная их уровню образования объяснительно-прогностическая мировоззренческая конструкция. Конструкция может быть зафиксирована на бумажном носителе в чертеже – системе чёрточек, письме и в опытной модели. Так вот современный капитализм это наёмный капитализм. Наёмному работнику и работодателю это понятно. Но наёмным капитализм был не всегда

Основная часть

1. Краткая история капитализма.
         Капитал – это самовозрастающая стоимость, самостоятельный рост богатства на величину прибыли. Капитализм – это капиталистический образ жизни, когда жизнь подчинена погоне за выгодой, прибылью.
         Капитализм возник пять тысяч лет назад в первой на земле цивилизации Шумерах и имел форму рабства. Одновременно появились частная собственность и государство. Всё это произошло как бы стихийно, независимо от человеческого сознания. Однако люди активно принимали участие в формировании выше обозначенной социальной конструкции, следовательно, не могли не понимать, что делают. И делали они это не против своей воли.
         В ходе реализации первого в мире опытного образца рабовладельческой конструкции общества появились классы: рабы, рабовладельцы и свободные. Рабовладельческим было и государство - полис. На примерах государств Древней Греции известно, что правление в них имело форму рабовладельческой полиархии (демократии), рабовладельческой олигархии и рабовладельческой монархии. Однако появление империи Древнего Рима расставило все точки. Рабовладельческая конструкция общества приняла классический вид.
         После рабовладельческого капитализма на смену ему пришёл феодальный капитализм с крепостнической арендой и монархией. Рабов и рабовладельцев сменили крепостные крестьяне и феодалы. Из них и свободных крестьян вновь образовались три класса, которые вместе с феодальным монархом нуждались в собственности на землю, природные ресурсы и боролись за них. На это, в частности, указывают крестьянские восстания и борьба Ивана Грозного против бояр.
         Пришло время, и на смену феодального капитализма пришёл буржуазный капитализм. Получил распространение найм. Появились новые классы – буржуа и пролетариат (наёмные рабочие). Свободные стали именоваться мелкой буржуазией. Борьба за собственность на производительнее силы – орудия труда и землю, природные ресурсы продолжилась между новыми тремя классами и капиталистическим государством. В этой борьбе побеждали то пролетариат, то средний класс – мелкая буржуазия, то крупная буржуазия. Имело место то усиление государства, как это было в СССР при И.Сталине, то ослабление государства, как это стало в СССР при М.Горбачёве.

2. Краткая теория капитализма .
         В донаучное время теорий не было, поэтому считается, что общественное развитие шло стихийно, наобум святых. Однако следует заметить, что феодальную монархию в Европе продвигала церковь. Говорилось, один царь на небе, один на земле. Если небесный царь владел небом, то собственность на землю принадлежала земному царю. У кого не было земли, у того не было и средств существования, и он зависел от того, у кого она была. Так формировалась зависимость всех от одного, власть одного над всеми на земле.
         Какой прок от монархии церкви? А прок в том, что монарх веровал. Стало быть, через веру церковь управляла монархом. Сакральная власть стояла над секулярной, мирской властью. Так было до тех пор, пока не появилась буржуазия, и земля с природными ресурсами, значит и власть  понадобились ей. Церковь была отделена от буржуазного государства и материально стала зависимой от мирской власти.
         В это же время наука выделилась из философии, закончился донаучный период. Появились социальные теории. Социальные конструкции стали не религиозно, а научно обосновываться. Научное обоснование требовало не только описания и объяснения настоящего, но и предсказания будущего. Так гениальный мыслитель 19 века Карл Маркс предсказал судьбу буржуазного капитализма, вытеснение его коммунизмом.
         Социальная теория Маркса носила классовый характер, вооружала пролетариат, тогда как ранее созданная либеральная теория была оружием крупной буржуазии. И вот как бы в ответ у свободных или среднего, мелкобуржуазного класса появилась своя социальная теория – национал-социализм. Три класса – три социальные теории, три опытные социальные конструкции в СССР, США и Германии в ХХ веке и три типа государства: коммунистический, национал-социалистический и либеральный.
         И вот в течение пяти тысяч лет на исторической сцене можно видеть трёх основных игроков – три класса: неимущих, мало имущих и много имущих. Поскольку вместе с классами возникло и государство, его нельзя сбрасывать со счёта. Это четвёртый игрок, претендующий на собственность. Борьба за собственность в её истории между выше обозначенными игроками показывает, что в результате её всегда есть козёл отпущения, проигравший. Это неимущий класс: рабы, крепостные крестьяне и наёмные рабочие.
         Даже строя марксов государственный коммунизм, рабочие оказались в найме у государства. Коммунизм оказался государственным капитализмом.
         Вот вам и судьба капитализма в широком смысле.

3. Прогноз капитализма
         Общая судьба это не только не только история, прошлое. Это настоящее и будущее. Считается, что есть люди, творящие историю, свою и общую судьбу. Ленин и Сталин тому пример, а также Горбачёв и Ельцин. Первые создали государственный капитализм в СССР, вторые на его месте создали олигархический капитализм.
         Но странно то, что Ленин и Сталин строили не государственный капитализм, а государственный коммунизм. Горбачёв и Ельцин должны были осуществить конвергенцию того, что построили Ленин и Сталин и того, что есть на Западе, но вышло то, что вышло, но не конвергенция. На месте госкапитализма возник олигархический капитализм. Вся реформа или контрреволюция состояла в централизованном распределении государственной собственности для формирования олигархов.
         Получилось, что игроки сели играть за стол и игра пошла не так, как планировал каждый игрок в отдельности и все игроки вместе.
         Исторический путь предопределён его распутьем, перед которым вначале стоит каждый «витязь». Есть несколько заданных направлений, и придумать новое направление – «широкую, вольную грудью дорогу проложить себе» довольно сложно. Выстланы дороги к рабовладельческому капитализму, феодальному капитализму, крупнобуржуазному капитализму, мелкобуржуазному капитализму, государственному капитализму. К пролетарскому капитализму, когда наёмный рабочий одновременно является  капиталистом дорога ещё не выстлана.
 
Заключение
         Если мы решили играть в игру под названием капитализм, то должны соблюдать правила этой игры. И результаты игры предопределены её правилами.
         Если мы решили играть в социализм (коммунизм), нужно соблюдать правила этой игры. Поскольку, на мой взгляд, правила игры в социализм не были достаточно полно разработаны, вместо игры в социализм в СССР возникла игра в капитализм. Лозунги «земля крестьянам», «фабрики рабочим», на которые клюнул пролетарский класс и класс крестьян – мелкобуржуазный класс, не были реализованы. Средства производства оказались реально в руках государства. В перестройку вновь произошёл обман рабочих и крестьян. Но игра не окончена. Классы не исчезли, как и государство.
         Теперь дело за пассионариями, фанатиками склонными преобразовывать действительность. При этом важно, какая идея - теория и социальная конструкция будет внесена извне в их сознание. В Украине, например, пассионарным оказался класс мелкой хуторской буржуазии, в сознание которой из поколения в поколение вносилась концепция «социал-национализма». И сейчас в Украине «из искры возгорается пламя». Что будет в конце, можно будет увидеть через какое-то время.
         Украинским хуторянам нужна земля и выгода, прибыль. Закон стоимости требует самовозрастания сельскохозяйственного производства, ведёт к его расширению за счёт разорения мелких хозяйств в процессе конкуренции. Крупные производства разоряют мелкие хозяйства. Мелкие восстают. Если олигархи победят, средний класс превратится в тонкую прослойку, вырастет слой наёмных работников. И если безработица возрастёт, начнётся другая война против олигархии.
         В России в 1990-х мы видели войну против госкапитализма, а теперь мы видим войну государства с олигархами. Если государство задушит олигархию, найдётся новый Горбачёв.
         Пять тысяч лет одно и то же, и «нет ничего нового под солнцем». Это судьба без света в конце тоннеля от «города солнца».