Новая жизнь. Глава девятнадцатая. Максим

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/02/01/2099.

Глава девятнадцатая. Максим.

- Иван Дмитриевич, разрешите?
- Только если что-то дельное принёс. А если нет, то я занят.
- Думаю, что дельное. Я вчера в библиотеке весь день просидел, и раскопал кое-что. Вам в Москве пригодится.

- Присаживайся тогда. Я знаешь, тебя вначале недооценил, подумал, что жидковат ты против нашей Катерины. Но ты мне начинаешь нравиться. Нет в тебе ни робости перед начальством, ни зазнайства, от которого многих капитанов распирает. И ошибки свои умеешь признавать, а я это в людях ценю.

- Спасибо. Мне вот вчера в голову пришло, что мореходок всяких по Союзу много, не все же они на "Товарище" парусную практику проходят.
- Ну-ка, ну-ка! Начало хорошее. Продолжай!

- Так вот. Покопался я в архивах, и выяснил, что курсанты высших мореходок практикуются на больших УПС - на "Седове" и на "Крузенштерне", они, как наша "Дружба", примерно, длиной: больше ста метров. Но вот средние мореходки, те имеют на своём балансе суда поменьше. И они нам очень даже подходят. По размеру, по крайней мере. На пять метров всего длиннее шхуны "Призрак", как её в романе Джек Лондон описал.

- А ты и Лондона успел прочесть?
- Ну я же консультант, мне положено.
- И где же они все, эти УПС, как ты говоришь?
- А везде. Только на Чёрном море сейчас нет. "Академик Шокальский", "Профессор Визе", "Кодор", "Капелла II" и "Восток"  - в Ленинграде, там училищ много, УПС "Юг" - в Мурманске, "Нахимовец" - в Риге, "Вега-2" - в Ростове-на-Дону, принадлежит училищу имени Седова, а есть ещё в Таллине, в Калининграде, во Владике. На Дальнем Востоке их больше всего со временем оказалось.
 
- Все они - финской постройки. Достались Советскому Союзу в счёт репараций после второй мировой войны. Финляндия тогда почти сотню дизельно-парусных деревянных судов построила - с 1946 по 1952 годы. Девятнадцать из них - УПС, то есть учебные парусные суда, включая семь шхун, эти семь - самые для нас подходящие, с косыми парусами. Вот их названия, я для вас выписал: "Восток", "Запад", "Кодор", "Север", "Штурман", "Юг" и "Юнга".

- Но кроме них, много было точно таких же, систер-шипс, как моряки говорят, но использовались они по другому: как зверобойные, рыбопромысловые, грузовые. Одна из них даже знаменита - это научная немагнитная шхуна "Заря". Про неё в шестидесятые годы в "Юности" Леонид Плешаков писал, я помню. Путевые его очерки назывались "Вокруг света с "Зарёй", не читали?

- Может и читал, не помню. А вот Плешакова знаю, это же киноактёр. В эпизодах часто снимается. "Будка" - во! - показал руками крупную физиономию артиста директор. - Или не он это?
- Он. И "будка" его. Только первая и основная его профессия - журналист. Он в "Огоньке" работал, а в кино случайно попал, на съёмки "Бриллиантовой руки", кажется. Так вот, в 1962 году он устроился техником научной группы на единственную в мире немагнитную шхуну "Зарю". Вышли они из Владивостока, и в первую же ночь в шторм попали. Весь мир обошли, Америку, Канаду, Японию,острова Самоа, Фиджи, Гаити. Очень он интересно об этом писал, и фотографий много в журнале было.

-Ладно, про "Зарю" интересно, но вернёмся к делу. Так где, ты говоришь, все остальные парусники искать, которые не УПС?
- Больше всего их на Дальнем Востоке. В Москве, в министерстве, их местонахождение, конечно, знают. Надо только, чтобы приказали им сверху информацией этой поделиться.

- Молодец, Максим. Упёртый ты парень, однако. И судно, будем считать, всё же нашёл. Хоть и на бумаге. И даже не одно.
- Есть ещё в Ленинграде шхуна "Надежда", флагман городского яхт-клуба. Но та постарше, в 1912 в Голландии построена была. А те, что пятидесятых годов постройки, должны быть ещё на ходу, если за ними ухаживали, конечно.

- Ты прав, мне эти твои изыскания в Москве пригодятся. Не с голыми руками теперь поеду, и не с пустой головой. Спасибо, Максим! Это ты меня вооружил просто.
- Счастливо вам. Возвращайтесь с победой!
- Спешить не буду. Сколько надо, столько и просижу в Москве, но результатов добьюсь. А ты пока со своей дальнейшей жизнью разберись. Пора уже на что-то решиться.
- А мы уже решились. Завтра в ЗАГС пойдём заявление подавать.
- Мои поздравления! Хорошая из вас пара!

- Ну, Макс, я уж ругать тебя собралась за твоё выступление, а оказалось, что оно помогло директору решение принять. "Устами младенца глаголит истина", - хихикнула Катя, засыпая кофе в кофеварку.

Макс расположился на кресле возле низкого стола, точно так же, как и... Господи, две недели всего прошло, а сколько изменений в его жизни!
- Крым теперь временно отменяется, - продолжала Катя, -  и мы можем заняться своими личными делами. Я хочу теперь СВОИХ родителей тоже в курс наших дел ввести. Пусть знают, что их дочка не безнадёжна, нашёлся и на её руку претендент. Пойдёшь со мной?
- Я думаю, Катя, первым делом нам стоит с паспортами в ЗАГС поспешить. Пусть нам назначат день бракосочетания, а потом уже мы будем всем другим заниматься. А что касается меня, то я хочу ближайшую неделю провести в больнице.

- В какой ещё больнице? Ты же ни в какую больницу не собирался! Вчера ещё в Крым готовились.
 - Вчера не собирался. Не мог же я поездку в Ялту отменить, и увильнуть от неё тоже не мог. Но теперь, когда есть время, перед свадьбой я хочу полностью в клинике Ясиновского обследоваться.

- Помнишь, я тебе говорил, что в этом случае Владимир Витальевич мне обещал выдать медицинское заключение, позволяющее мне снова работать в море. А если в море можно, то можно  и жениться. Почистят мне сосуды немножко, у них есть какие-то технологии для этого. На диету посадят. Витаминами  поколят. И буду я, как огурчик. А без этого, Кэт, я боюсь жениться. Не хочу тебя молодой вдовой оставлять. У меня даже в наследство тебе нечего оставить.

- Тьфу на тебя, дурак! Не смей так говорить!
- Я, Катя, всё правильно сказал. И как сказал, так и сделаю. Сначала - заявление в ЗАГС, потом - койка в больнице, потом - свадьба. И не возражай мне.
- Не буду, конечно. Всё разумно ты продумал. Только про вдову напрасно ты шутишь. Не шути так больше!

*   Продолжение - http://www.proza.ru/2018/02/02/1292.