Фронтовые дороги художника Ивана Титкова

Евгений Прокопов
                Фронтовые дороги художника Ивана Титкова
                (И.В.Титков на Великой Отечественной войне)

   Мирные планы были нарушены в июне 1941 года. Началась Великая Отечественная война. Иван Васильевич Титков ушёл добровольцем на фронт. Он был разведчиком, заместителем секретаря партбюро артиллерийской бригады. Прошёл дорогами войны от страшного 1941-го до победного 1945 года.  Награждён  двумя боевыми орденами Красной Звезды, многими военными медалями.
   Фронтовая жизнь художника богата интересными эпизодами. Он был участником обороны Москвы, был в боях под Ржевом и Великими Луками, в Брянских лесах и под Оршей, под Гумбиненом и Кенингсбергом. Боевой путь художника-воина закончился на берегу балтийского залива Фришгаф.
В первые месяцы после мобилизации, находясь в обороне под Москвой, Иван Васильевич ведёт фронтовые зарисовки. Через командование части он связывается с Оргкомитетом Союза советских художников в Москве и через него получает необходимые материалы для работы. Он участвует в организации литературно-художественного журнала части «За Родину». Журнал печатался на машинке, отражал боевой путь части, был богато иллюстрирован бойцом Титковым, который нередко выступал и в качестве очеркиста, а то и писал стихи. Всего было выпущено  32 номера этого уникального журнала, явившегося своеобразной летописью одной из частей Пятой армии. За эту «журнально- издательскую» деятельность  художник был премирован Политотделом Пятой армии именными часами.
   Артиллерист-разведчик  Титков выполняет и свои прямые фронтовые обязанности: совершает вылазки на передовую, выслеживает оборону противника, наносит на карту расположение вражеских позиций и огневых точек, чертит панорамы артиллерийских  плацдармов и направляет огонь своих батарей.
  Только за период зимних боевых действий, по свидетельству политрука части А.Варакина (сборник «Сибиряки-Гвардейцы»), Иван Титков разведал 82 блиндажа, 8 дзотов, 24 пулемётных гнезда и 11 миномётных батарей, которые потом разгромила наша артиллерия. После взятия  нашими войсками  ряда узлов обороны противника подтвердилось, что схемы и панорамы их расположения, нанесённых Титковым, соответствовали действительности. Одна из таких, зарисованных с риском для жизни художника- разведчика, панорам приводится ниже в качестве примера:




   Война стала для всех испытанием мужества и патриотизма, а для художника Титкова ещё и суровой школой совершенствования профессионального мастерства в нечеловеческих фронтовых условиях. Он отразил увиденное и пережитое более, чем в трёх тысячах произведений живописи и  графики.
    Многие из работ Титкова, созданных на фронтах, воспроизводились во фронтовых и центральных газетах. Третьяковская галерея, эвакуированная из Москвы и разместившаяся в здании Новосибирского театра оперы и балета, организовала выставку фронтовых рисунков И.В.Титкова. Как признают искусствоведы, этот материал стал впоследствии основой многих значительных живописных и станковых графических композиций.







   В 1942 году в Новосибирске был выпущен огромным для военного времени пятнадцатитысячным тиражом сборник очерков и стихов «Сибиряки-гвардейцы» с указанием в выходных данных: иллюстрации художника-фронтовика, замполитрука, орденоносца И.В.Титкова; портреты героев Советского Союза, обложка, титул и шмуцтитул работы художника-фронтовика В.В.Титкова
   Сотни рисунков  с огневых позиций Иван Васильевич отправлял на хранение в Оргкомитет Союза художников в Москву. В 1943 году при активной помощи художников П.Соколова-Скаля, В.Мухиной, Е.Ряжского, М. Манизера, А.Герасимова, В.Журавлёва, И.В.Титков выступает в Оргкомитете с отчётной творческой выставкой фронтового рисунка.
Всё творчество И.В.Титкова военного периода, да и последующие работы на темы, связанные с войной, являют пример того, как увиденная, прочувствованная, через душу и сердце пропущенная, порою горькая, порою страшная правда  прибавляет значимости даже самой, казалось-бы, малозначимой зарисовке.

    Творческий багаж военных лет  И.В.Титкова условно можно поделить на три массива.
 Первый массив образуют зарисовки, наброски, рисунки репортажного характера, сохранившие дух времени, имеющие особую ценность художественного документа, словно отмеченные печатью истинности.

    Техника этих работ обусловлена  фронтовым бытом: бумага, иногда картон (почти всегда из подручных «источников» - то обложка подобранного на пожарище детского альбома, то нарезанная второпях обёртка), карандаш (обычный, графитный, иногда цветной, совсем редко профессиональный угольный).
    Сюжетный ряд этого массива многообразен, как сама жизнь: здесь и горестные зарисовки разрушенных и сожжённых фашистами сёл и городов, полные трагизма портреты беженцев – детей и стариков, брызжущие дружелюбным юмором наброски фронтового окопного быта, портретные зарисовки пленных оккупантов, крохотные пейзажные заготовки для памяти.
     Целую галерею портретов  однополчан художник раздарил своим  «натурщикам», которые сразу же разослали их по домам.
      Особняком стоят рисунки, которые артиллерист-разведчик И.В.Титков представлял командованию после рекогносцировочных вылазок на передовую. На них обозначены огневые точки врага, фашистские наблюдательные пункты, окопы и пр. Вот уж воистину: к штыку приравняли перо (карандаш)!
    Второй массив образуют работы, в которых  художник пытался более пристально, глубоко, профессионально отразить увиденное. Акварель, темпера позволяют ему создать более убедительные, художественно-полноценные произведения. Размер работ оставался небольшим, мобильным, носимым. О холстах и масляных красках приходилось только мечтать, вздыхать, вспоминая годы работы на Алтае и в Новосибирске.
  Характерной для этого условно-обозначенного второго массива является небольшая работа И.В. Титкова «Подвозчики снарядов. На передовой.1942 год». Грамотно выстроенная композиция, уверенное цветовое решение, «академическое» двойное (от заходящего солнца и от костра) освещение, мастерский уровень рисунка - всё это наличествует в ней. А, кроме того, есть точная передача состояния, напряжённый психологизм, созданные лаконичными художественными средствами. И, бесспорно, правда факта, ценность документа.
  Драматичны фронтовые рисунки, созданные художником, как непосредственный отклик на увиденное : «Волоколамск.Угоняют в фашистское рабство», серия «Бои под Ржевом».




  Третий массив работ  И.В.Титкова на военную тематику составляют работы послевоенных лет. Война окончилась. Цену великой победы знал, в числе других фронтовиков, художник-коммунист Иван Васильевич Титков. Он считал своим долгом донести свою правду до всех. Многие годы им создавались полотна, эпичные и величественные, полные трагизма: «Опалённые (Курская битва)», «В боях за взятие Кенигсберга», «Через Брянские леса», «Вручение партбилета в блиндаже», «На Волоколамском направлении», «Прощание», «Вечер на передовой», «На КП (Западный фронт)».  Художественная их убедительность  удивляет. Внутренний драматизм и напряжение достигают высокого накала. Патриотический пафос и образный строй неотразимо действуют на зрителя.
 
     Антивоенное чувство, выверенное собственным фронтовым опытом художника,  сделало актуальным и действенным всё «военное» творчество Титкова. Центральный Дом Советской Армии, Новосибирский Окружной Дом офицеров, Музей боевой славы воинов сибиряков-гвардейцев имеют в своих постоянных экспозициях работы И.В. Титкова. По всем военным округам была проведена передвижная его выставка, посвящённая борьбе за мир. За это художник был награждён Министерством Обороны СССР почётной грамотой. Он передал в Фонд мира 472 работы на сумму 41800 тогдашних, полноценных рублей.
  Иллюстрация: И.В.Титков "Переправа" ,фронтовая акварель