Мне повезло

Тамара Осипова
К 100-лелетию лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Исаевича Солженицына(1918-2008гг).

 
                Памяти моего учителя литературы и русского
                языка, кандидата филологических наук
                Феликса Генриховича Жарского посвящаю.
 
В жизни мне часто встречались хорошие добрые люди, которые помогали справляться с превратностями судьбы и обходить опасные повороты существования. И всегда я думала, что это счастливая случайность. Только теперь, по прошествии полувека от события я стала вспоминать, как меня ещё совсем маленьким ребёнком увозили из маленькой деревеньки в большую, незнакомую и неизвестную жизнь, и как мне потом повезло стать тем, кем я стала сейчас.

Повезло мне учиться у выдающихся учителей  сельской средней школы, где собрались в то время неравнодушные к нам, ученикам и к судьбе своей страны педагоги. Одному из них я и посвящаю своё эссе.

В далёком 1962 году  единственным источником новостей была в нашей деревне библиотека. Как сейчас помню на выставке новинок русской советской литературы журнал «Новый мир», в котором была напечатана повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В годы хрущёвской оттепели мы, ученики старших классов, уже закалённые трудовым воспитанием на колхозных полях,  хорошо понимали, что трудовые будни складывались у всех по-разному. Новые фильмы в местном кинотеатре тоже были не так часты, но «Девять дней одного года» Михаила Ромма и «Всё остается людям» Георгия  Натансона дошли и в нашу глушь.

Только тогда я стала понимать, насколько противоречива и многогранна жизнь вокруг меня. Это уже потом на концертах Высоцкого в Куйбышеве, где я училась в институте и работала на заводе,  пришло понимание и уверенность в том, что только самоотверженные, героические люди с патриотическим стержнем могут изменить к лучшему жизнь всех людей нашей страны.

И уже в 2012 году, с радостью узнав о том, что мои учителя Феликс Генрихович и Александра Ильинична Жарские ещё живы, мне захотелось снова и снова с ними общаться. Не только воспоминания детских и юношеских лет и не столько уроки литературы и русского языка влекли меня снова к ним. Самое главное, хотелось до конца узнать о них то недосказанное, что было нам ученикам, недоступно из их жизни. Чувство уважения и недосягаемости в детстве подсказывало, именно то, что нельзя было узнать тогда, в далёких шестидесятых годах прошлого столетия, и сделало их такими выдающимися педагогами и привело в нашу забытую богом деревню.

Прошло уже шесть лет с тех пор, как мы переписывались с Феликсом Генриховичем и два года уже, как его нет с нами, но мне всё время хочется его вспоминать и рассказывать о нём как о наставнике не только литературном, но и жизненном.
Остались мне на память не только письма Феликса Генриховича ко мне, но и самый ценный предмет памяти – это книга «58-я статья. Жертвы политических репрессий вспоминают…» 2012 года издания. Мой учитель Феликс Генрихович Жарский стал составителем и ответственным редактором этого бесценного издания. Книга переиздавалась дважды с изменениями и дополнениями свидетельств очевидцев и участников тех событий, которые происходили в стране в 1920-1950 годах прошлого столетия и оставили неизгладимый след в жизни нашей страны.

В год столетия А.Солженицына (11 декабря 2018 года), которое будет праздноваться в России, думаю очень кстати вспомнить о том, что начатое нобелевским лауреатом повествование не умерло, а продолжается его последователями и  непосредственными участниками событий, которое нельзя забывать ради ныне живущих поколений.

Сборник воспоминаний «58-я статья: Жертвы политических репрессий вспоминают…» издан Научно-методическим советом Шуйского историко-художественного мемориального музея имени М.В.Фрунзе. « Сборник является уникальным источником информации о политических преследованиях, раскулачивании, борьбе с деятелями церкви, переселением народов. Его уникальность в том, что написан он обычными людьми, прошедшими ужас тюремных застенков, спец. поселений, лагерей или оставшихся сиротами в ходе чисток и арестов».
 
Две статьи из книги «58-я статья…» написаны непосредственно моими учителями литературы и русского языка в Исаклинской средней школе Куйбышевской области о своих репрессированных родителях и родственниках.
Обе их статьи вошли в первое и второе издание книги. Александра Ильинична назвала свою статью «Кулаки на Волге». В ней она рассказывает о том, как были раскулачены семьи её дедов Мухиных и Масловых, посажены на подводы и разделены при погрузке в товарные вагоны. Александра Ильинична (г.р.1931) с матерью была в соседней деревне и в отправку не попала. Стало известно, что Мухиных угнали в село Ширяево, близ Куйбышева, на каменоломни. Туда к мужу и поехала мать Александры Ильиничны с ней. Семья была реабилитирована только в 1991 году по закону Российской Федерации.

Семья Масловых реабилитации не получила, так как не нашлось никаких документов.

Феликс Генрихович назвал свою статью «О судьбе моих родителей». Родители Феликса Генриховича Генрих Казимирович Жарский и Семёнова Екатерина Васильевна были интеллигентами в самом высоком смысле этого слова. Отец с самой молодости участвовал в революционном движении как убеждённый коммунист, член компартии Германии, Франции и Польши. Родители Феликса Генриховича учились, встретились и поженились в Государственном Институте Журналистики города Саратова, где в 1930 году он и родился. С 1932 года журналисты Жарские жили и работали в столице Беларуссии Минске, где  20 января 1937 года его и арестовали. Как следует из дела «22 сентября 1937 года комиссией НКВД и прокуратурой БССР приговорён  к высшей мере наказания. Приговор был утверждён самим Ежовым. А 14 октября 1937 года приговор привели в исполнение…Место захоронения…установить не имеет возможности».

Феликс Генрихович с мамой и её тётей сначала прятались в деревнях  Могилёвской области Белоруссии, где пережили страшные годы гитлеровской оккупации вместе с партизанами. После освобождения Белоруссии от фашистов тётя Даша, мамина тётя, с которой они тогда общались, получила предписание покинуть Белоруссию в 24 часа и они все втроём уехали в Сибирь. Климат Сибири подорвал здоровье мамы и бабушки Даши. Тогда они решили вернуться на свою малую родину в село Исаклы Куйбышевской области.

Здесь я и познакомилась со своими учителями Феликсом Генриховичем и Александрой Ильиничной Жарскими, которые тоже, как родители Феликса Генриховича, учились вместе в Куйбышевском учительском институте, а потом работали все втроём, вместе с Екатериной Васильевной в Исаклинской средней школе до 1963 года.
Ничего этого я, конечно, не знала, когда жила в деревне. А вот теперь, когда наступили другие времена и в руках я держу книгу, которую составлял и редактировал мой учитель, мне хочется рассказывать об этом своим читателям; и молодым и старым.

А в мыслях я всегда повторяю: «Никто не забыт…Ничто не забыто»

Тем, кто захочет прочитать и осмыслить всё, о чем повествует книга «58-я статья: Жертвы политических репрессий вспоминают…» я отсылаю к соредактору книги по адресу vozilov@list.ru кандидату исторических наук В.В.Возилову в город Шуя Ивановской области.

Т.Осипова, Тольятти, 2018г.