Тихон Шевкунов и чёрный пудель

Геннадий Гаврилов
Личность и деяния епископа Т.Шевкунова не могут не заинтересовать уже потому, что он стал представителем РПЦ в повторном расследовании дела о подлинности царских останков.
Но даже если бы он только написал книгу «Несвятые святые», о нём стоит поговорить.
В одном из своих интервью Т.Шевкунов сказал, что он «записывал рассказы на диктофон, а художественно-литературную форму этим рассказам придала «православная писательница» Олеся Николаева».
Но особых стараний разделить успех книги с соавтором с его стороны не наблюдалось.
О.Николаева, стала членом Союза писателей СССР в1988 года по рекомендации Б.Окуджавы и Е,Евтушенко.
Её  муж,  протоиерей В.Вигилянский в это время был членом  редколлегии журнала «Огонёк».
Очень интересно то, что после прочтения  лекций в университетах  США он стал  главным редактором  журнала «Русская виза» и  редактором-стилистом русской версии газеты «Нью-Йорк таймс».  А с 2005 по 2012 год был руководителем пресс-службы патриарха РПЦ.
Ещё интересней  внезапный перевод Вигилянского  из пресс-службы патриарха в деревенский приход Московской области.  Но это другая тема.
Книга «Несвятые святые»  появилась в 2011 году, когда Т.Шевкунов ещё не был епископом, а муж соучастницы её написания О.Николаевой уже мог содействовать  «триумфу».

Большинство отзывов о книге - хвалебные или восторженные.
Но есть и «ложки дёгтя». Писателя упрекают за рассказ о серьезных церковных вещах  в развязном,  «базарном» тоне.
Есть призывы «уклоняться» от чтения подобных книг.
Есть обвинения  в сползании на грань  кощунства.
А попытки юмора названы желанием «поржать».
Критерии отличия допустимого юмора от желания «поржать» расплывчатые.
Например, говоря об аскетизме монахов, Шевкунов приводит слова одного их монахов:
«под душем мыться — все равно, что шоколад есть». Одни в этом могут видеть повод для улыбки, другие – насмешку над монашеским подвигом воздержания от душа.

Желая поведать о пропасти греха, с которой автор был рядом до того, как стал послушником монастыря, автор рассказывает о спиритических сеансах:
« «Сегодня ночью мы спросили у „Сталина", кто будет править нашей страной. Он ответил, что какой-то Горбачев. Что за тип, надо выяснить!»
Через три месяца мы были огорошены известием, на которое раньше не обратили бы никакого внимания: кандидатом в члены Политбюро избран Михаил Сергеевич Горбачев».
Этот случай у читателей должен пробудить догадку, что автор не так прост, если его с молодых лет заприметил дьявол и атаковал своими соблазнами.
Дальше автор рассказывает, как
«двух иеромонахов, приехавших поклониться дивеевским святыням, арестовали, жестоко избили в милиции и пятнадцать суток продержали в камере на обледенелом полу».
Тут читатель уже может и заколебаться: с одной стороны, у милиции не заржавеет, от неё всё можно ждать.
А с другой, - многие сидели по 15 суток, но про ледяные полы что-то не слышали.
Тут и апостол Фома, и К.Станиславский, и читатель могут сказать только одно: «Не верю». А доказательства лжи нет и не может быть. Никто же из читателей не держал свечку на тех спиритических сеансах и не сидел именно в той камере с обледеневшими полами.

Описывая чудо с монахом Афиногеном, Т.Шевкунов просто подталкивает читателя представить, как бы оно выглядело в киноварианте:   
«старец висит в воздухе над банной скамьёй. Молодой монах застыл на месте со своей мочалкой. На его глазах отец Афиноген медленно и плавно опустился на каменную скамью…».
- Это, как оказалось, бесы так любят пошутить над монахами. Им мало просто кого-то соблазнить, они норовят ещё и на смех поднять. Чтобы голый монах летал без пропеллера – до этого только бес может додуматься.
Ну, может быть, ещё какой-нибудь из писателей, очень любящих пошутить…

Говоря про силу молитвы, Шевкунов рассказал о десятилетнем Валере, с которым  «творилось немыслимое. В присутствии мальчика стали загораться вещи. Сами по себе. …горело все — холодильники, подушки, стулья, кровати, шкафы».
О проявлениях полтергейста писали и в советские времена. Одним из средств спасения от «барабашек» уже в то время называли молитву священника, но, в то же время, приводили случаи, когда и молитвы не помогали.  В случае из книги  Шевкунова молитва помогла.
В качестве гипотезы происхождения «чюдес» с полтергейстом, приведу случай из своего опыта.
Однажды сотрудники НИИ обсуждали снимок в газете «Косомольская правда»: там был сфотографирован белый гриб. Высотой он был по пояс тому, кто его нашёл.
Удивлялся и завидовал весь отдел  во главе с начальником – все были опытными грибниками. Тому, кто назвал сенсацию враньём, сказали, что вечно он со своим цинизмом…
 А в следующем номере газета призналась, что это был розыгрыш. Тогда они только начинали входить в моду… А ещё «Косомольская правда»  называется...
Вполне вероятно, что «барабашки» или полтергейсты были предтечами  пришествия Кашпировских и прочих  Чумаков.  Но Шевкунов говорит, что это была чистая правда.

В истории про «отца Августина» Т.Шевкунов-писатель по увлекательности поднимается  до высот Б.Акунина. 
Суть истории в том, что солидные люди приняли за монаха и дьякона афериста и вора.
«Ореховое мороженое за двадцать восемь копеек неожиданно так понравилось нашему монаху, что он съел подряд пять порций…, он мог есть это проклятое мороженое двадцать четыре часа в сутки!
Когда Августин стал  слушать «Битлз», то  «Это повергло нас в тягчайший шок».
Но Т.Шевкунов с божьей помощью чудесным образом разоблачил вора и вынудил его явиться в милицию с повинной.
Этим рассказом Т.Шевкунов приводит читателя уже вплотную к убеждению в том, что им, Т.Шевкуновым, управляет божий промысел.
Это замечает и патриарх Алексий.
И поручает ему найти мощи патриарха Тихона! По всем сведениям, они должны были  где-то быть, но никто их не мог найти.
«…патриарх Алексий твердо сказал: если мы обретем мощи (патриарха Тихона), будет великий праздник; если же их там нет, мы ни от кого не станем этого скрывать…».
И вот, после трудных поисков, Т.Шевкунова  «неожиданно поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Все сгрудились вокруг. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
Почему раскопки велись не с фонарём, а со свечкой? Шевкунов держал свечку или ему держали?
Это уже не важно. Главное, читатель понял, что первооткрывателем мощей был Шевкунов. И теперь  мы знаем, что  он не случайно назначен главным в повторном расследовании истории с царскими останками: от него ничто не скроется, есть у него детективный дар...

А что касается книги«Несвятые святые» …
«Шествие» её в СМИ стали называть «триумфальным». Последнее слово можно было и без кавычек написать: миллионный тираж  - это, действительно, для нашего времени необычно.
После прочтения книги ещё больше людей скажут, как написал сам Т.Шевкунов: «что-то такое в этой Церкви все же есть».
Некоторые  даже придут  к убеждению, что попы-то, оказывается,  не так уж страшны, как их малюют…
Нельзя исключать, что книга повлияет на приток послушников в монастыри.
Подкупает искренность и смелость, с которой автор говорит о том, что «тексты акафистов, мягко говоря, не всегда совершенны. Молодые иеромонахи старались как-нибудь увильнуть от этих молебнов».
Это говорит о том, что Т.Шевкунов способен посягнуть и на то, на что веками никто не посягал.
         А почему в заглавии чёрный пудель? –  Если по аналогии с книгой Б.Акунина, то там про монахиню  Пелагею  и белого бульдога...
А если под впечатлением истории о том, как Т.Шевкунов увидел в  чёрном пуделе образ Мефистофеля и склонность его хозяина  к внушениям дьявола, то  пудель получается как-то притянутым за уши…
- Да просто для звонкости, по аналогии с заглавием книги.
 Уже не до шуток стало после того, как прочитал вот такое рассуждение Т.Шевкунова:
«Некоторые очень уважаемые мною люди более чем скептически относились к прославлению царской семьи в лике святых. Среди них были и замечательный архиерей митрополит Николай Нижегородский, и профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов. Я ничего не мог возразить этим мудрым людям на их аргументы. Кроме одного: я просто знал, что император Николай и его семья — святые».
Другими словами, владыка Тихон (Шевкунов), когда ему нечем на что-то возразить,  говорит: может быть несколько мнений: одно – моё, а остальные – неправильные.

Показательна и знаменательна ещё одна история из книги:
в жаркий день несколько человек по очереди спасаются от солнца в тени от небольшого обломка стены. Тень маленькая – всех сразу не вмещала.
И вдруг стена обрушилась, когда там отдыхал дьякон Григорий. 
 «Почему же стена рухнула именно на дьякона?» – спрашивает автор.
Оказывается, «... отец Григорий уже несколько лет служит литургию, не исповедуясь. И я сам, и священники его храма много раз говорили ему, что это плохо закончится».
Наверное, Т.Шевкунов с такой же лёгкостью мог бы объяснить и гибель восемнадцати человек под Силоамской башней Иерусалима. Хотя,  Христос сказал, что они были не виновнее всех прочих.

И всё- же, не стоит бросать камни в книгу и, тем более, в писателя Т.Шевкунова.
 Он описал часть церковной жизни с её невидимой для многих стороны. И в стиле изложения, и в  содержании сильно чувствуется характер человека, впервые заглянувшего за стены монастыря и церкви.
За это камнями не побивают…
Дело совершенно меняется по той причине, что литературному опыту начинающего автора и бывалого монаха придан статус триумфа. И, по косвенным признакам, сделано это немножко с употреблением служебного положения.
То есть, Т.Шевкунов вошёл в литературу не совсем в двери, а, как бы, через крышу…
Могут возразить: а если и так – один библейский персонаж  привилегии первородства получил путём обмана отца.  И ничего, обошлось…
А тут всего-то – привилегия популярности…
Главное-то в том, что вынес читатель из книги, и что внёс нового писатель своим произведением.
Он же ничего не написал и не сказал такого, от чего, как говорится, «хоть, святых выноси»…
Наоборот, пытается утверждать, что святые есть, и чудеса происходят… Причём, делает это местами увлекательно и весело, как то  любят люди. Чего же нам ещё?
Может быть, той серьёзности, которая есть на иконах?
Всё-таки, православие – это не прокладки и не памперсы, чтобы его рекламировать весело…
И нельзя исключать, что некоторые читатели книги  «Несвятые святые», глядя на сонм архиереев во главе с патриархом и её автором среди них,  вспомнят эпизод в бане, когда монах вознёсся над скамьёй с тазами и мочалками, а потом, по молитве, опустился на неё…
Понятно, что книга Шевкунова – это попытка  внести свежую струю в рассказы о церкви.
Читатель чувствует, что струя эта исходит не от простого монаха, пропахшего  навозом от послушания в коровнике,  а уже от архимандрита и члена президентского Совета по культуре…   Чувствует он и то, что реклама книге делается с таким необычайным размахом, после  которого ей уже трудно не стать литературной сенсацией.
Всё, что говорил Христос, записали только после многих лет его жизни.
А Т.Шевкунов не ждёт милости от  летописцев.   
И ничего страшного, если  какая-то часть читателей после прочтения книги придёт к выводу, что православие – это неплохое средство против полтергейстов, а молитвы полезны не только в исцелениях, но и в поисках куда-то запропастившихся вещей.
            Книга настораживает явным желанием автора быть увлекательным.
Наверняка, автору были известны  предостережения святых отцов о вреде смехотворства. Но он старался его употреблять в малых дозах и  с благой целью.
 Конечно, даже самое натуральное описание чистки монастырских коровников не утолит всю жажду правды о жизни церкви.
Для особо алчущих и жаждущих   Т.Шевкунов добавляет в  меню свои рассуждения на исторические темы. Например, о Византийском уроке.
Там уже без всяких шуток он претендует быть не только литератором, но и специалистом по отмыванию истории от всяких наветов.
И не остаётся сомнений, что, действительно, творчество Т.Шевкунова, подобно рязанской кобыле в поэзии, ворвалось в салоны российской культуры.
Во всяком случает, напор струи тот же…