Лек. 8. Христианство как мировая религия

Юрий Шпилькин
8.1. Возникновение христианства
8.2. Эволюция христианства
8.3. Католицизм
8.1. Возникновение христианства. Христианство - самая распространенная мировая религия, насчитывающая в своих рядах более 2 млрд. человек (минимальные данные — 1,4—1,5 млрд.). Оно сформировалось вначале I в. н. э. в Палестине — исторической области в Западной Азии, на территории которой располагаются современные государства Израиль, Сирия и Иордания. Христианство, одна из трех т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления (конфессии, деноминации): православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. Религиозным истоком христианства было иудейское сектантство. Слово «сектантство» не должно вводить в заблуждение, оно представляло собой оппозиционное официальному иудаизму движение. Однако это было не течение из нескольких замкнутых, немногочисленных группировок. Наоборот, это было направление, опиравшееся на широкие народные массы и черпавшее свой авторитет в том пророческом движении, которое сыграло решающую роль в оформлении иудаизма в качестве монотеистической религии,  Идеологии иудейского сектантства были присущи две основные черты: а) эсхатологизм (греч. конец) — учение о «конце мира» и его последующем обновлении вместе с последним Судом над всеми когда-либо жившими; б) мессианизм (мессия — букв. помазанник, посланник Божий, спаситель) — вера в божественного Спасителя, который совершит этот переворот. В Мессии народная фантазия видела «царя», «сына Давидова», основателя Иудейско-Израильского царства. О приходе посланца Божьего неоднократно возвещали и ветхозаветные пророки.
В 4 в. христианство при императоре Константине стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в., приблизительно в 988 году н. э. киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1,5 млрд. человек.
Ева;нгелие (греч. — «благая весть» от греч. — «добро, благо» и греч. — «весть, известие») — книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе, учении и земной жизни Иисуса Христа: рождении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении. Все книги под названием «Евангелие» написаны спустя годы после завершения земной жизни Иисусом Христом. Термин же «Евангелие» употребляется в самих книгах. Евангелия входят в состав книг Нового Завета. Наиболее ранним источником, упоминающим четыре канонических Евангелия. По именам авторов называются четыре Евангелия: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи. Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях.
Три первые Евангелия довольно схожи между собой и повествуют примерно об одних и тех же фактах из жизни Иисуса, а четвертое Евангелие во многом отличается от них по своему содержанию. Поэтому первые три книги Нового Завета, из-за упомянутого сходства, называются синоптическими. Прилагательное "синоптический" происходит от греческого слова "синоптикос", которое можно перевести как "видеть сообща". Хотя Матфей, Марк и Лука ставили перед собой разные цели, их подход к описанию жизни Иисуса Христа был более или менее идентичным.
Авторы Евангелий, жившие в первом столетии, лично и подробно были осведомлены о значительной части того, что впоследствии было ими записано. Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа и в общении с Ним провели много времени. Марк мог составить свое повествование на основании слышанного им от Петра, который тоже был учеником Иисуса. А Лука многое мог узнать от апостола Павла и от других лично знавших Господа. Все эти сведения и были использованы при написании трех синоптических Евангелий и Евангелия от Иоанна. Истории, связанные с Иисусом Христом, записывались в первом веке разными людьми. Об этом свидетельствует в начале своего повествования Лука (Лук. 1:1-4). Тем не менее, это не могло гарантировать написание свидетельства о жизни Иисуса Христа, которое было бы свободно от каких бы то ни было ошибок. Из всех евангельских повествований больше всего бесед Спасителя находим у Матфея. Три главы в его Евангелии (5-7) составляют так называемую Нагорную проповедь Христа. Излагаются наставления Иисуса ученикам перед тем, как послать их на служение. Заканчивается книга поручением Христа: "Идите, научите все народы" (28:19).

8.2. Эволюция христианства. Иудейское сектантство появилось не само по себе, а имело глубокие социальные корни. Эти корни — раскол в иудейском обществе после распада единого еврейского государства, противоречия между узкой верхушкой — саддукеями и фарисеями — и широкими народными низами, представленные сектой ессеев. Ессеи жили небольшими общинами, вели аскетический образ жизни, дабы не обременять себя новыми грехами накануне Конца Света, проповедовали общность имущества, безбрачие, не допускали рабства, практиковали всеобщий труд. Основным культовым обрядом у них была коллективная трапеза. Кроме того, значительная часть ночи отводилась ессеями для чтения и изучения собственных «священных текстов». В общине существовали ритуальные омовения; важной особенностью было требование предварительного духовного покаяния. Поскольку Евангелия прослеживают жизнь Иисуса только до 12 лет (совершеннолетия), а потом возобновляют свой рассказ о его служении, начавшемся по достижении им 30-летнего возраста, некоторые религиоведы считают, что реальный Иисус значительную часть жизни провел именно в секте ессеев. Саддукеев ненавидели за то, что они обращали в свою пользу обязательную десятину в пользу храма, не считая пасхальных и других праздничных жертвоприношений. Они превратили Иерусалимский храм в нечто среднее между рынком, где продавались животные и птицы для жертвоприношений сотням тысяч паломников, стекавшимся сюда со всех уголков мира по великим храмовым праздникам, и меняльной конторой для обмена денежных пожертвований храму на местную монету. Недаром в середине І в. до н. э. римский полководец Марк Лициний Красс, победитель Спартака, дочиста ограбив храм, вывез оттуда 300 тонн золота (храмовая и общинная казна, драгоценная богослужебная утварь) (Флавий И. Иудейские древности, кн. 14, гл. 7:1).
Фарисеев же в народе презирали за их показную добродетель, за лицемерие, поскольку всем было известно, что их благочестие идет не от чистого сердца, они охотно председательствуют в синагогах, занимают почетные места на праздничных трапезах, собраниях и церемониях и благосклонно отзываются на почтительное обращение «рабе» — «учитель» (Лк. 20:46). За это их обличал Иисус Христос: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:13—28).
Христианство привлекало все большее число своих сторонников. В начальной стадии на себя обращало внимание отсутствие в христианском учении разделения людей по происхождению. Со слов апостолов было четко и понятно, что христианство в своей основе не делает различия между эллинами, рабами, свободными, именуя всех братьями во Христе. Вначале так оно и было. Христиане составляли почти дружеские общины, в которых они сходились для молитв и бесед, как правило вечерами, памятуя о Тайной вечере Христа. В ходе братской трапезы члены общины причащались. Впоследствии причастие все чаще переносилось на утро, следующее за трапезой. Трапезы составлялись благодаря общим взносам, при этом имущие христиане прибавляли дополнительные дары, сотворив благое дело во имя Христа и ради очищения души. Спасением души считалось также и освобождение, путем выкупа, раба из неволи. В начальном христианстве было много споров и кривотолков по поводу догматов и правил, но вера в жертву во имя искупления, принесенную Христом за грехи человеческие, была единой для всех. Чем плотнее христиане обосновывались в Риме, тем яснее становилось правящей верхушке, что именно христианская церковь в состоянии дать всем жителям и новую религию со всеобщим единением, и понятную всем общую веру.

8.3. Католицизм – крупнейшая из конфессий христианства. Католицизм сейчас представляет собой самую массовую разновидность христианства. Приверженцами католицизма являются свыше 1 млрд человек. Население, крещенное по католическому обряду, составляет большинство в 50 странах мира. Географически католицизм наиболее распространен в Америке (США, Мексика, Латинская Америка) и странах Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы (Испания, Италия, Португалия, Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Венгрия, Польша, Чехия, Литва, часть Украины и Беларуси). Большие католические общины существуют во многих странах Африки и Азии (Филиппины).
Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054-1204; а в 16 в. в ходе Реформации от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером; центр — папство, глава — римский папа, резиденция которого — Ватикан. Источники вероучения — Священное писание и Священное предание. Католическую и православную церкви до сих пор разделяют такие догматические расхождения:
1. Догмат о «филиокве» (латин. filioque — и от Сына) — об источнике исхождения Святого Духа. Западные христиане считают, что Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына, тогда как православные убеждены, что он исходит только от Бога-Отца.
Именно так, как верят православные, гласила формулировка восьмого пункта Символа веры, утвержденная на II Константинопольском Вселенском соборе (381 г.). Прибавление к Символу веры о втором источнике Святого Духа было сделано в 589 г. на поместном (региональном) Толедском соборе с целью борьбы против еретиков-ариан, которые признавали не «единосущность», а только «подобносущность» Бога-Отца и Бога-Сына. В таком виде Символ веры получил распространение, начиная с IX в. в империи Карла Великого, охватывавшей территории современных Франции, Германии и Италии. Несмотря на то что Третий Вселенский Эфесский собор (431 г.) запретил дополнять хотя бы одним словом уже утвержденный Символ веры, император Карл Великий попросту приказал ввести в богослужение Credo («Верую» — изложение Символа веры латынью) с добавкой Filioque. В официальную практику Римско-Католической Церкви этот догмат вошел при папе Бенедикте VIII (начало XI в.), одобрившем исполнение Credo во время литургии. Во время Великого Раскола догмат о «филиокве» был использован константинопольским патриархом для обвинения папы римского в еретическом переиначивании Символа веры, и с тех пор он стал одним из основных расхождений между Восточной и Западной Церквями.
2. Учение о чистилище. В соответствии с православным вероучением о загробной жизни, души людей в зависимости от того, как они прожили свою земную жизнь, обязательно попадают в рай или ад. Католическая же Церковь отстаивает представление о чистилище как промежуточном месте между раем и адом, где находятся не отягченные смертными грехами души грешников. Догмат о чистилище был принят на Вселенском Флорентийском соборе в 1439 г. Собором было также определено, что «молитвы живых верных, т. е. жертвы, молитвы и милостыня, равно как другие дела благочестия, кои верные имеют обыкновение совершать для других верных, — служат этим душам к уменьшению их страданий»66.
Несмотря на то что Вселенский Тридентский собор (1545—1563), подтвердивший догмат о чистилище, запретил печатать сомнительные суждения по поводу участи душ грешников в чистилище, по наиболее распространенному мнению, в чистилище души мучаются огнем, подобным адскому огню, хотя их мучения менее сильны, чем адовы. Кроме того, в чистилище души испытывают муки от временного лишения лицезрения Бога.
3. Учение о «сверхдолжных заслугах», т. е. добрых делах, не необходимых для спасения самих совершителей, потому что они совершены сверх религиозного долга. Например, «сверхдолжными заслугами» будет считаться обет добровольной бедности, когда достаточно раздачи щедрой милостыни, или следование обету девства, когда для спасения достаточно образцового выполнения супружеских и материнских обязанностей.
Но все-таки эти сверхдолжные дела не проходят бесследно, а пополняют церковную сокровищницу заслуг. Католическая Церковь считает, что за счет деятельности святых и праведников у нее накопился запас добрых дел. Как мистическое тело Христа, его Наместник на земле, Церковь призвана распоряжаться этой сокровищницей по своему усмотрению и распределять среди тех, кому это особенно необходимо.
4. Теория и практика индульгенций (латин. indulgentio — милость). В развитие учения о «сверхдолжных заслугах» Католическая Церковь считала возможным выдавать особые папские грамоты — индульгенции об отпущении грехов их владельцам. Индульгенция обычно приобреталась за деньги. Были даже разработаны специальные таблицы, в которых каждая форма греха имела свой денежный эквивалент. Считалось, что с помощью денег, вырученных за продажу индульгенций, Римско-Католическая Церковь сможет совершить новые «добрые дела», которые покроют те издержки, которые понесла сокровищница заслуг ради спасения закоренелого грешника. Откровенные злоупотребления, связанные с предоставлением индульгенций, вынудили Католическую Церковь в XVI в. категорически запретить их продажу, как противоречащую нормам церковного права.
5. Возвышенное почитание Богородицы — Матери Иисуса Христа Девы Марии (Мадонны). Оно начинает оформляться уже в IV в. На Третьем Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Дева Мария была признана Богородицей и Царицей Небесной в противовес некоторым еретическим мыслям епископа Нестория, который учил, что Иисус Христос родился простым человеком, а Божество соединилось с ним впоследствии, и на этом основании называл Деву Марию Христородицей.
С XII в. на Западе стала распространяться легенда о непорочном зачатии Марии ее матерью Анной. В 1854 г. эта легенда нашла официальное подтверждение в соответствующем догмате, провозглашенном папой Пием IX в специальном папском послании (булле): «блаженнейшая Дева Мария была в первое мгновение своего зачатия, в силу исключительной благодати и (исключительного) изъятия, сохранена — ввиду заслуг Иисуса Христа, спасителя рода человеческого, — нетронутою от всякого пятна первородного греха». В 1950 г. Папа Римский Пий XII ввел догмат о телесном вознесении Богоматери после окончания ее земного пути, что демонстрировало почти Божественную сущность Богородицы, поскольку все другие души ждала встреча с телом только на Страшном суде. В 1964 г. Папой Римским Павлом VI Пресвятая Дева Мария была провозглашена «матерью Церкви». Культ Девы Марии часто приобретал экзальтированные формы. Особую популярность получило «Фатимское чудо», по названию португальской местности, где в 1917 г. Дева Мария несколько раз явилась трем крестьянским детям, каждый раз произнося пророчества. Последние из ее пророчеств стали известны буквально несколько лет тому назад и касались предсказания Девой покушения на папу римского, действительно имевшего место в 1980-х годах. Православная Церковь тоже всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов, но никогда не допускала догмата о непорочном зачатии.
6. Учение о верховенстве Папы Римского над всеми христианами и его непогрешимости. Догмат о непогрешимости папы был принят на І Ватиканском соборе (1869—1870 гг.) и подтвержден ІІ Ватиканским собором (1962—1965 гг.). Он гласит: «Когда Римский Первосвященник говорит ex cathedra, то есть выполняя служение пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяет учение в области веры и нравов, обязательное для всей Церкви, тогда в силу Божьей помощи, обещанной ему в лице блаженного Петра, он имеет ту безошибочность, которой Божественный Искупитель хотел, чтобы его церковь была одарена в определениях, которые касаются учения о вере и нравственности». Это учение связано с претензией католицизма (греч. — общий, всемирный) на власть над всем христианским миром. Глава Римской Католической Церкви — наместник Христа на Земле, наследник святого Петра, который был, по преданию, первым епископом Рима. Для управления католическим миром Папа Римский издает разного рода документы, прежде всего буллы (латин. bulla — свинцовый шарик, который прикрепляется к документу, как печать) и энциклики (апостольские послания, адресованные всем католикам).
7. Католики продолжают развивать свое учение и после 1054 г., руководствуясь принципом догматического развития. В основе концепции догматического развития лежало учение о праве Собора приводить традиционное положение в соответствие с «живым голосом» (т. е. существующей церковной практикой). Поэтому они продолжали созывать новые Вселенские соборы (всего 21), последний из которых состоялся в 1962—1965 гг. (II Ватиканский собор). Православные после Седьмого Вселенского собора после Седьмого Вселенского собора больше Вселенских соборов не созывали. Кроме догматических, существуют и канонические отличия католиков от православных, касающиеся обрядово-культовой стороны христианства.
1. В отношении католического духовенства существует принцип целибата (латин. сaelebs — неженатый) — обязательного безбрачия: Кодекс канонического права, канон 1037). Принцип целибата был утвержден в практике католической церкви Папой Римским Григорием VII (1073—1085) для сохранения в неприкосновенности своей земельной собственности и не допущения ее раздела между наследниками священнослужителя, кроме того, в качестве предупредительной меры против создания «духовных династий». Специальной энцикликой «О целибате священников» 1967 г. Папа Римский Павел VI подтвердил незыблемость обязательного безбрачия. Православное же духовенство, как было уже сказано, делится на черное, придерживающееся этого принципа, и белое — состоящих в браке священников.
2. Для католиков таинство брака считается незыблемым: «Одобренный и завершенный брак не может быть расторгнут никакой человеческой властью и ни по какой причине, кроме смерти» (Кодекс канонического права, канон 1141). В этом отношении Католическая Церковь следует заповеди Христа: «…Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). Нерушимый характер брака подчеркивается теми супружескими обетами, которые дают молодожены во время венчания: «Я (имя) беру тебя (имя) в жены (в мужья) и обещаю тебе хранить верность в счастии и в несчастии, в здравии и болезни, а также любить и уважать тебя во все дни жизни моей». Православие же допускает возможность развода и повторного бракосочетания.
3. Таинство крещения в католицизме осуществляется над детьми чаще всего через троекратное окропление, в православии же это таинство осуществляется посредством обливания или троекратного погружения в водную купель.
4. Для таинства евхаристии (причастия) в православии используется квасное тесто в виде просфоры, которая олицетворяет тело Христа, в католицизме печется из пресного теста облатка в форме плоской круглой лепешки. В православии причащаются хлебом и вином и миряне, и духовенство, в католицизме же миряне причащаются только хлебом. Хотя после II Ватиканского собора было разрешено мирянам по их желанию причащаться и хлебом, и вином.
5. Католики крестятся пятью пальцами, делают крестное знамение сверху вниз и слева направо. Православные же крестятся тремя пальцами — большим, указательным и средним, что символизирует христианскую Троицу. Другие два пальца прижимаются к ладони, символизируя два естества Христа — божественное и человеческое, соединенные «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно», как гласит соответствующий догмат Четвертого Вселенского Халкидонского собора (451 г.). Крестное знамение делают они сверху вниз и справа налево.
6. Католическое монашество имеет собственные организации — ордена, которых сегодня насчитывается более 150. Монашеские ордена имеют свои уставы, выполняют свои функции, подчиняются непосредственно Папе. Православное монашество орденов не имеет.
8.4. Католические монашеские ордена. Самый крупный и древний монашеский орден — бенедиктинцы (VI в.). Их устав требует постоянного пребывания в монастыре, обязательного труда. Бенедиктинцы занимаются и литературным творчеством. Следуя своему девизу «ora et labora» — «молись и трудись», они заложили основы всей западной европейской цивилизации. Бенедиктинцы ввели в употребление кофе, изобрели шампанское, создали нотную грамоту. Францисканцы (XII в.) — нищенствующий орден. Основное их требование — бедность. Францисканцы жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали, занимались благотворительностью и уходом за больными. Орден иезуитов (латин. Societas Jesu — Общество Иисуса) был основан в XVI в. Для иезуитов характерна жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение начальству и Папе. С самого начала иезуиты стремились дать своим членам всестороннее образование. До сих пор иезуитские школы считаются самыми лучшими в Европе. Орден доминиканцев возник в XII в. и ставил главной своей целью борьбу с ересями. Доминиканцы широко привлекались в качестве экспертов к деятельности инквизиции, много занимались миссионерством.
католическое духовенство, по данным 1989 г., это 4 тыс. епископов, 400 тыс. священников, 1 млн монахов, из которых свыше 90% — женщины.
Распространенным повседневным облачением римско-католического духовенства является сутана (итал. sottana — юбка, ряса). Сутана ведет свое происхождение от одеяния, которое традиционно носили ученые люди — врачи, адвокаты и т. д. Церковная сутана представляет собой длинное платье, которое застегивается впереди сверху донизу и перехватывается на талии широким поясом из ткани. Священники носят черную сутану, епископы — фиолетовую, кардиналы — красную, Папы — белую. Так повелось с XVI в.
Само слово «папа» происходит от греч.— отец. Так первые христиане называли своих руководителей. C конца III в. так стали почтительно величать и римского епископа. В официальных документах и церковном праве папа именуется не иначе, как «Pontifex maximus» — «Верховный Первосвященник». Среди остальных официальных титулов важнейшим является «Викарий (наместник) Иисуса Христа». Официальная церковная история католической церкви насчитывает 261 Папу и несколько десятков «антипап». Из общего количества пап более 200 были по национальности итальянцами, остальные — других национальностей (преимущество французами и греками). Самый длительный понтификат (правление) длился 32 года, самый короткий — три дня. Папа Стефан II (752 г.) умер, даже не успев «вступить в должность», поэтому его имя в официальном реестре пап не фигурирует. Самому молодому Папе на момент избрания было 12 или 15 лет (Бенедикт IX,1032—1044) самому старому — 80 (Климент X, 1670—1676). Среди Пап, по преданию, была одна женщина — папесса Иоанна (Иоанн VIII, 855—858). Большинство историков отрицают этот факт, но до XV в. было принято проверять принадлежность новоизбранного Папы к мужскому полу, усаживая его в специальное кресло с широким вырезом в сиденье.
Папа — глава всей католической иерархии, которая включает в себя, как и у православных, три степени священства: диаконов, священников и епископов. Избирается Папа с XII в. на конклаве, специальном закрытом собрании, двумя третями голосов высших должностных лиц Католической Церкви — кардиналов (латин. cardinalis — главный), причем до сих пор формально сохраняется право выбора на эту должность любого католика-мужчины (фактически с 1378 г. Папами избирались только кардиналы). В 1978 г. на папский престол был избран поляк — кардинал Кароль Войтыла, который принял имя Иоанн Павел II (род. 1920 г.).
Наглядным признаком папской власти с X в. служила тиара, которую папа до недавнего времени надевал в особо торжественных случаях. Она представляла собой головной убор в виде стогообразного шлема из белой плотной ткани и щедро украшалась золотой вышивкой. Со временем на тиаре появились три короны, символизировавшие духовную и светскую власть Папы, власть над всем миром. Последнюю тиару Папа Павел VI (1963—1978) продал в один из американских музеев, а вырученные миллионы передал на благотворительные цели.
Вместе с Папой Римским действует собрание кардиналов — Святая Коллегия. Сначала она состояла из пресвитеров города Рима и его окрестностей и не превышала по численности 25 человек. Со временем, когда в коллегию стали включаться все кардиналы, количество ее членов начало постоянно возрастать. Сегодня в католицизме насчитывается приблизительно 200 кардиналов из более чем 50 стран, из которых 120 имеют право голоса при выборе Папы. Большая часть кардиналов исполняет «служебные обязанности» в странах проживания, меньшая — осуществляет общее руководство Католической Церковью.
Для управления Церковью Папа имеет собственную систему органов власти — Святой Престол. Существовал в церковной организации Католической Церкви и свой репрессивный аппарат — раньше это была Св. Инквизиция. Кроме верховного руководства Церковью папе принадлежит высшая законодательная, судебная и исполнительная власть в границах его резиденции — Ватикана. Это сравнительно небольшая территория (44 га) с населением 1 тыс. чел. — все, что осталось от Папского государства, которое когда-то занимало значительную часть Северной и Центральной Италии. Ватикан включает в себя собор Св. Петра и близлежащую площадь, Ватиканский и Латеранский дворцы с садами и несколько церквей, расположенных на Капитолийском холме в Риме, а также загородную папскую резиденцию в 25 км от Рима. Ватикан имеет все атрибуты независимого государства — герб, флаг, гимн, армию из сотни швейцарских гвардейцев, жандармерию, почту, телеграф, собственных наблюдателей практически во всех больших международных организациях, включая ООН, своих представителей (нунциев) в 125 странах мира. Годовой бюджет Ватикана превышает несколько миллиардов долларов.