Лошадиная фамилия

Нил Крас
                «Как личина, маска выступает
                символом обмана и атрибутом
                персонифицированной Лжи ...»

                (Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. —
                М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик.
                В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.)

А начиналось изложенная ниже история словно по сценарию А. П. Чехова (1860-1904) из рассказа «Лошадиная фамилия» (1885). Там, желая помочь генералу справиться с зубной болью, все вспоминали забытую приказчиком как бы «лошадиную фамилию» чиновника, заговаривающего зубы. «Кобылин, Жеребцов, Лошадинин, Жеребкович, Тройкин, Уздечкин, Чересседельников, Засупонин…», - гадали домочадцы. Напоследок генерал сам вспоминает фамилию, но —  поздно: зуб уже вырван. А фамилия чиновника была «Овсов».

В нашем случае на сайте «Історія Вінниці» (https://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia/) 19.01.2018 появилась следующая запись некой участницы группы под псевдонимом (последний раскрывается просто, но пока нам не до этого, см. далее):

“BLEva  [“ник” мною сильно изменён: из 16 букв осталось лишь 5 - инициалы вымышленных имени и фамилии вкупе с «её» искусственным именем — Н. К.]
У мене питання не до цієї теми, вибачте, може, у когось є фотопортрет вінницького фотографа, фотокора часів "ВВВ", тобто, другої світової, який зробив знамените фото на рейхстазі, не пам'ятаю, його ім'я точно, здається, Коган, Давід (?)?! Шукала в інеті, гугліла, але так і не знайшла...”

Пошли предрасположения, подсказки, но всё — не то! Далее та же участница пишет:

“ BLEva  Ото, я все, мабуть, переплутала... ( А хто тоді такий був Конан - це ім'я влізло в голову та не можу згадати...ніяк, хто. А точно, що був такий вінничанин того покоління... ( І немає вже в кого запитати - всі знайомі знатоки історії Вінницької мої вже почили в Бозі.. Треба було записувати та зберігати, а я так була впевнена у своїй пам'яті...
BLEva  :))) Коган!!!
BLEva   Не Халдей... то був вінничанин, і фото інше..”

Я, конечно, сразу понял, о ком идёт речь, но в группе (и в ФБ) не состою, да и знать хотелось, насколько остались в памяти винничан мои заметки об этом человеке.
Но очень скоро мне деваться стало некуда. Потому что модератор группы А. Петровский предложил BLEva обратиться ко мне:
"александр петровский BLEva  напишите нилу красу. он может знать...http://www.proza.ru/avtor/leonil
На что последовал сначала радостный отклик:
"BLEva  О, дякую! :)”
А вслед за ним — ещё один:

“BLEva   Спитаю, але, не думаю, що ми з ним знайдемо спільну мову - судячи з його писанин, класичний приклад совкового єврея з відверто українофобсько-імперським складом свідомості. Я таких ненавиджу. ”

Вот с этого-то выстрела разрывным снарядом история начала развиваться уже не по чеховскому сценарию. Взрыв произошёл, правда, не в Виннице, прошлое и настоящее которой обсуждается на сайте «Історія Вінниці», а в Кёльне, где нашёл себе пристанище один из тех типов, которых BLEva  ненавидит. И разлетевшиеся осколки долетели не только до Киева, но и - вам такое и не предположить - до Зелёного континента, до Австралии!

Итак, радость от получения моего адреса, как видите, быстро сменилась «яростью благородной» по поводу: 1) моей писанины, 2) моей еврейской совковости, 3) моего откровенно украинофобско-имперского сознания.
И вот уже благодарная поначалу  BLEva «скрежещет в ярости зубами» (И. А. Крылов, 1769 - 1844, «Лев и комар», 1808)...

Выданная BLEva  «характеристика» всё же не отвадила меня от разъяснений — и я послал А. Петровскому е-mail следующего содержания:

«Глубокоуважаемый Александр!

В воспоминаниях «Моя Винница» в главе «Еврейский вопрос» о Е. Д. Копыте написано подробно. Ещё вот эта ссылка:
«24 июня 1941 г. ушёл на фронт Ефим Давидович Копыт. С первых дней войны и до светлой Победы прошёл фронтовыми дорогами военный корреспондент ТАСС капитан Копыт. Это он своим фотообъективом зафиксировал для истории кровопролитные бои и поражение нацистских войск под Сталинградом, на Курской Дуге. Освобождение Украины, Белоруссии, польских и чехословацких земель, поднятый Флаг Победы над Рейхстагом. С верной "лейкой" и блокнотом всюду успевал неутомимый фотокорреспондент… » (https://velelens.livejournal.com/126830.html).

Заодно, был бы очень признателен ненавидящей меня журналистке за аргументацию её слов:

«BLEva  Спитаю, але, не думаю, що ми з ним знайдемо спільну мову - судячи з його писанин, класичний приклад совкового єврея з відверто українофобсько-імперським складом свідомості. Я таких ненавиджу.».

Не получу аргументацию — придётся поинтересоваться у её коллег, у журналистов. Надо же знать, где и в чём мной проявлена именно совковость еврея и откровенный украинофобско-имперский склад (образ) сознания. Как - никак стать «классическим примером» суждено не каждому.

Н. К.»

А. Петровский опубликовал моё разъяснение — и тут началось самое интересное.

Ненавидящая меня BLEva, сообразив, что сама себя поставила в отвратную ситуацию, очень быстро, с десятиминутными интервалами выдала три «примирительных» выстрела:

" BLEva  Ура. Дякую вам щиро! Цікаво те, що сьогодні я так і знайшла свої записи і, звичайно, його згадала. Цікава була людина. Як і цей автор. Але мені його писання хоча і цікаві, але не до душі. Ну, у мене інша "платформа". :) Дай Боже, всім здоров'я і щастя. Не зважаючи на різні ментальні та культурні фундаменти. Кожному своє. Я вам вдячна за відповідь."

"BLEva  Звичайно, я можу аргументувати, але за останні роки подібних дебатів зрозуміла, що сенсу у цьому немає."

"BLEva  Мій дідусь теж "мислив" подібним чином, і мене це ще тоді дратувало. Я бачила у цьому мисленні протиріччя. Багато. Але ще давно зрозуміла, що це невиправна ознака ментальності скаліченої тоталітаризмом людини, тому не приймаючи всередині себе, у якісь момент просто перестала сперечатися. Повинно піти декілька поколінь, у т.ч. і наше, щоб нація стала нацією, а не жебраком меншин."

Итак, затряслись поджилки — и уже стал я интересным для неё человеком, написанное мною (не «писанина», как она выразилась перед этим) — тоже интересным (несмотря на то, что оно ей «не по душе»). И, вообще, «Дай боже, всем здоровья и счастья». Включая, как понимается из текста, давно умершему фотографу по фамилии «Копыт» (1910-1992).

Аргументов у неё, что касается ранее высказанных оскорблений в мой адрес, достаточно, но приводить их, по её опыту, нет смысла.
И чтобы убедить читателей ФБ в том, что я ей близок, она сравнивает меня с её любимым дедушкой. Мы, оказывается, мыслим похоже (вернее, он — мыслил, а я — чёрт возьми, пока ещё — мыслю).

А — на предмет извинений, то ей-то, спрашиваю вас, за что просить прощения? Ну грязно высказалась, однако потом пыталась всё же «затереть» эти помои высказыванием об интересе, пожеланием здоровья и счастья. Чего ещё?! А что пятна от помоев на ней остались, то — не привыкать (см. ниже).

Здесь ничто иное не приходит на ум, кроме как другой рассказ А. П. Чехова - «Хамелеон» (1884). В нём автор осмеивает беспринципных людей-«хамелеонов»,  подобных полицейскому надзирателю Очумелову, которые в зависимости от ситуации меняют свое мнение на наиболее для них выгодное.

[Замечу в скобках, что  Н И К О Г О  из читателей сайта  “Історія Вінниці” этот грязный выпад не удивил, не возмутил. Подобное, впрочем, случается не в первый раз. Возможно, кто-то всё-таки прочитал сию блевотину без особого удовольствия, но решил, на всякий случай, промолчать.]

                ***

Тут уж я решил поинтересоваться отчаянно ненавидящей меня журналистской.
Анкетные данные — лучше не придумаешь. Одно образование чего сто'ит!
Музыкальное училище в Виннице (эстетическое воспитание!). Университет в Москве: факультет журналистики в МГУ — мечта десятков тысяч абитуриентов! Аспирантура в Киевском международном университете (журналистика и социальная коммуникация, то есть как бы передача информации, идей, эмоций различными методами, включая журналистику). Аспирантура была, правда, давно, а желанная защита кандидатской диссертации, как я выяснил, всё ещё не предвидится. Но это, полагаю, мелочь при наличии такого образования. Имела место - и об этом она не забыла упомянуть - попытка преподавать в том же КиМУ (доцентская должность). Пришлось оставить, но зато какое служебное положение сейчас!

Подивитесь, будьте любезны!
Editor-in-Chief в International Federation of Journ IFJ и как Journalist в Національна спілка журналістів України (НСЖУ)!
Разъясняю по-русски: шеф-редактор (издатель?) Международной федерации журналистов и журналистка Национального союза журналистов Украины!!

У меня даже холодный пот на лбу выступил: вот, оказывается, кто меня возненавидел, пригвоздил к позорному столбу и тут же изничтожил на виду у многих тысяч бессердечных участников «Історії Вінниці».
Не исключено, что о моём украинофобско - имперском образе мышления знают уже и в Брюсселе, где находится правление Международной федерации журналистов и куда шеф-редактор, по служебной необходимости, часто летает. Какой позор! Может быть, и памфлеты о моей еврейской совковости и прочем (см. выше) написала…

Поразмыслите сами. От Брюсселя до Кёльна ближе, чем от Киева, откуда стреляла (правда, со сбитым прицелом) по мне снайпер - журналистка, целящаяся всегда, как вы убедитесь ниже, не в бровь, а в глаз. Попадающая, увы, бо'льшим образом, в саму себя. На автомашине до бельгийской столицы от рейнского города, известного не только своим великолепным Собором — немногим более двух часов езды (сам ездил). Самолёт преодолевает указанное расстояние всего за 12 минут. Ну а слухи — они распространяются, как известно, со скоростью электрического тока, то бишь, света.

И вот — мне уже заказана дорога в высший свет, например, на приёмы в мэрию. Со мной перестают здороваться в филармонии, в опере, в драматических театрах, на стадионе во время международных футбольных матчей, в бассейне — на воде и в сауне, на улице… Резко падают тиражи книг немецкого русско-язычного литератора украинско-еврейского происхождения (http://www.proza.ru/2016/09/17/1151). Пропорционально этому — мои доходы…

Прощайте, ежегодные полёты на Мальдивы и остров Мартиника! Придётся отказаться от круглогодичного бронирования апартамента на Канарах. Не потянуть всё это после случившегося!

Кто теперь будет покупать мои книги по прежним ценам? Одним словом, ожидает меня быстрое соскальзывание в «средний класс», где влачат свою далеко не роскошную жизнь миллионы немцев, среди которых масса моих поклонников. Когда-то мой любимый поэт писал: «… я русский бы выучил только за то, что ...», сейчас то же самое имело бы иное обоснование. Догадались, конечно, какое?

Но это — уже в прошлом: две с половиной строчки афористичного по краткости и убийственного по эпитетам образного определения моей личности нокаутировали меня сильнее, чем это смогли бы сделать братья Кличко в совместном бою против «украинофоба». Я впал - лишь только от мыслей о последствиях - в прострацию.

Вам не верится? Приведу только один-единственный пример.
Джеб (за «писанину»), панч (за «совкового еврея»), хук и апперкот (за откровенно украинофобско-имперский образ мышления) я получил в пятницу 19-го. А уже в понедельник 22-го января позвонил мой литературный агент и с нескрываемой озабоченностью информировал меня о падении в Австралии цены' на мою последнюю книгу. Я не поверил своим ушам, но на рекламной странице (https://www.fishpond.com.au/Books/Winniza-Die-Reflektiert) стояло чётко: с 33,50 до 29,65 австралийских долларов. На целых 11%! [Полностью ссылка из-за её значительной длины на Прозе.ру не пропечатывается, поэтому надо на появившейся странице добавить в рамке поиска Salomon Weinstein - и вы увидите и другие мои книги.] Кстати, на книгу 2016-го года цена упала аж на 17%!
О вэй!

Литературный агент уже задумал судебный иск против BLEva, справлялся у адвокатов: таких исков - прецедентов, по словам тех, — масса. Следует только собрать доказательный материал по странам, где мои книги особо в ходу (США, Канада, ФРГ, Израиль, Россия, пр.). Дал агенту карт-блаш, потому что это — потеря и его доходов. Если удастся убедить суд в нанесении экономического ущерба, то в хорошую копеечку обойдётся BLEva это, юридически выражаясь, «ложное сообщение с целью опорочить кого - нибудь» (клевета).
Мудрецы - китайцы придумали для таких ситуаций нравоучительную пословицу:
«От маленькой спички может возникнуть большой пожар. Но в этом пожаре первой сгорает спичка».

                ***

Возвратимся к творческой деятельности журналистки НСЖУ.
Ищу памфлеты — и - только вообразите себе! - вообще,   н и ч е г о  из написанного моей обожательницей не нашёл! Нет, не так выразился. Надо: ну прямо таки  н и к а к и х  журналистских творений, подписанных этим псевдонимом!

Пришлось искать под паспортным именем О. М.  и даже под О. О.- М.  (в одном месте она обозначает свою должность как «Продюсер студії культурно-просвітницьких фільмів "Нове Кіно"», что вполне могло случиться раз-другой). Но  и в этом варианте поисков результатов её журналистского труда  меня постигла неудача.

В конце концов, оказалось, что для неё, как писал иной поэт, «и труд, и мука, и отрада» - это рассеивание (разброс) тут и там в интернетовской сети хлёстких комментариев самого различного толка. Винничанка, следующая заветам нашего земляка, моего любимого Н. А. Некрасова (1811-1877): «Сейте разумное, доброе, вечное ...» («Сеятелям», 1876) — так что' тут удивительного?! А если — вместе с удобрениями, то ещё достохвальнее.
Приведу несколько примеров, чтобы полакомились и вы моими находками перлов, имеющих авторство BLEva .

 — Ульрапатриотический, антироссийский комментарий:
"BLEva
не а. много говна здесь из россии засело. сейчас поменьше, но все равно много. оппозиция (регионалы януковича перекрасились) и надеется на реванш. все только начинается... И я вижу, что информационно Москва пока у руля.  (https://plus.google.com/+VladimirLukov)"
  — Интеллигентный комментарий:
«BLEva   - 11.10.2017 -  брись, тролляка паршивий!
(https://m.20minut.ua/Novyny-Vinnytsi/Nashe-mynule/)
  — Написанный высоким стилем комментарий:
 ''BLEva   
ужас. агрессивная и мужеподобное Существо... грустно. и кто-то это говно слушает?!... м-да. отталкивает все - и внешность, и голос, и манера поведения, и плохо скрываемая агрессивность и откровенно духовный примитивизм. (http://playithub.com/watch/c0xntb91ed4/-.html)"
  — Философский комментарий:
" 'Борислава Липнева'
Имеет ли право очень плохой человек прикасаться к подобным темам? Вот в чем вопрос… :(  (http://playithub.com/watch/ZjHCLavq9SU/-2017-.html)"
 — Глубокомысленный комментарий:
" BLEva  Хм…
(https://www.facebook.com/groups/historyofvinnytsia/ - на интервью с архитектором Людмилой Денисовой, 18.01.2017)"

И опять вспомнился Антон Павлович, ещё один его рассказ - «Жалобная книга» (1884). На железнодорожной станции  «Жалобная книга» используется не по назначению. Зато благодаря этому можно многое узнать о тех, кто заглянул в неё хоть раз: каждая запись, как зеркало, отражает характер её автора. Например, такая: «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет...». (Возникли и у вас ассоциации?)

Что уж говорить о «нашем» авторе, если мы имеем в распоряжении не один, а несколько образцов её «творчества»… С ними надо было что-то предпринимать. Отправить в Брюссель — пусть подивятся. Но ведь в комментариях — перлы русской словесности, понять которые иностранцам не дано. И переводу ни на какой язык не поддающиеся.

В дополнение, как я ни старался, ничего о деятельности международного журнала, где блестящий комментатор занимает, по её словам, пост шеф-редактора, я не обнаружил.
Что же всё-таки делать?

Заняться - по психоаналитическим методикам - расшифровкой этого материала, тем более, на следующий день к ним было добавлено ещё одно жемчужное зерно?
«… Дивні і не дуже зрозумілі досі, але одне я знаю точно - у мене є моя Вінниця, і мої спогади, і вони, геть полярні спогадам деяких "лєтопісатєлєй" про "МАя Винница"... Чогось так мене розізлили за ці два дні, що не можу заспокоїтись… :((( ».  Это - на её странице в ФБ, 20.01.2017 (https://www.facebook.com/profile.php?id=10000428).
Это - обо мне и о моей книге мемуаров "Моя Винница".

Ну неймётся творческой личности. Ей бы - психоаналитика для объяснения того, что' её разозлило. А это, на самом деле - её беспомощность, банальность мышления, которые так проявились и в этом, и в других «юморах-сарказмах» с многочисленными вставками  еmoticons (приходится выпускнице МГУ прибегать к далеко не журналистским смайликам), на Прозе.ру графически не отображающимися. Куда деваться, если слов возмущения не хватает, а  так хочется высказать своё неприятие, пренебрежение, превосходство, и тому подобное? Приходится обращаться к этим самым - придуманным для e-mail - значкам, экономящим время и скрывающим недочёт словарного запаса. В МГУ, правда, этому не учили, но с такими способностями к творчеству освоить сию грамоту — раз плюнуть. В кого угодно ...

Решил справиться в Национальном союзе журналистов Украины (НСЖУ), у глубокоуважаемого Председателя Союза Сергея Антоновича Томиленко. Наша переписка состоялась на украинском языке, который - разумеется, для маскировки - нередко используют и «украинофобы».
Обрисовал ситуацию, привёл выше означенные «перлы словесности» и попросил только одно: дать оценку написанного (с употреблением фекальной лексики) сотрудницей НСЖУ .

Ответ пришёл через несколько часов. 
Лаконичный, исчерпывающий текст (22.01.2018):
«Шановний пане професоре, пане Соломоне!
Погоджуюся - риторика неприпустима. І некоректно використовувати МФЖ і НСЖУ у профілі.
Ситуацію вже з'ясовують мої колеги. Будемо врегульовувати.
Дякую
з повагою
Сергій Томіленко
Голова НСЖУ »
[Согласен — риторика недопустимая (нетерпимая). И некорректно использовать МФЖ (Международную федерацию журналистов) и НСЖУ в профиле. Ситуацию уже выясняют мои коллеги. Будем урегулировать.]

                ***

Теперь — время объяснить приданный статье коллаж (фото неизвестной мне женщины, интернетовская ссылка приведена), а также - эпиграф. Дело в том, что на фото в её профиле (ФБ) моя обожательница BLEva полузакрыла лицо маской. Не зря, однако. Ложью пропитано всё её «творчество».

Между тем, как следствие моего запроса в НСЖУ, уже во второй половине того же 22-го января исчезло упоминание об её шеф-редакторской должности, изменено определение её отношений с НСЖУ.

Но ложь BLEva не имеет границ.
23-го января 2018 на своей странице в ФБ журналистка излагает собственную версию произошедшего:
«Позавчора якась тьотя-мотя була незадоволена якимось моїм записом, вчора мені написали сурйозного листа змінити на сторінці дані по місту роботи та стати просто..., вибачте, членом ...»
[Позавчера какая-то тётя-мотя была недовольна какой-то моей записью, вчера мне написали сурьёзное (такая вот, всё испепеляющая «ирония» автора — Н. К.) письмо изменить на странице данные по месту работы и стать просто …, простите, членом (то-есть, не называться сотрудницей НСЖУ, коей она не является — Н. К.).

Как видите, и здесь - ложь, ложь, ложь: «какой-то моей записью» - это о грязных комментариях, а «данные по месту работы» - это о должностях, которые она никогда не занимала.
Теперь в профиле иное фото (с высунутым языком), но три фотографии в маске — там же, несколько ниже.
А «тётей-мотей», чтобы вам всё было ясно, была вельмишановна Перша секретар НСЖУ Ліна Кущ.

На этом историю с разгадкой «лошадиной фамилии» можно считать оконченной.

                ***
Таковой - законченной - мне представляется и история моих винницких изысканий и публикаций.
В 2017-м я издал свою книгу несколько раньше, чем обычно: уже в октябре. И написал во вступлении к этой книге («Винница отражаемая и не отображаемая»), что, учитывая равнодушие читателей (а в общем числе их недостатка нет),

« … са'мое время завязывать, тем более, что обвинять меня в безделье никто не будет. Как пророчествовал Александр Галич («Засыпая и просыпаясь», 1969):
«Люди мне простят от равнодушия,
Я им - равнодушным - не прощу!».

Но буквально через несколько дней, в том же октябре месяце меня «разбудил» Симон Петлюра.
Теперь навряд ли кому-нибудь это удастся.