Винницкий родник и Резванов яр

Романов Евгений
Во второй половине XVII века и начале XVIII века первые переселенцы из Черниговской, Полтавской, Харьковской, Винницкой губерний, волостей, хуторов и сел появились сначала на территории Острогожского полка, а затем и на землях входившего в него Богучарского уезда.
С собой они приносили свои имена, фамилии, названия населенных мест. Так знакомые теперь Богучарцам. Взять хотя бы названия сел и хуторов. Черниговской губернии: Алексеевка, Веселый, Варваровка, Вольное, Высокое, Греков, Дьяченково, Журавка, Кравцова, Криница, Рогозино, Степанов, Загребелье, Филоновка, Терешковка, Степной, Григорьевка, Ольховка, Покровка, Соколовка, Томиловка, Федоровка. Полтавской губернии: Марьевка, Савки, Твердохлебы, Терешки. Подольской губернии, Винницкого уезда: Писаревка, Степановка. Екатеринославской, Таврической и Херсонской губернии  - Белозерский уезд: Копани, Никольское; Чаплинского уезда – Червонная Долина и многие другие.
И не удивительно, что в Богучарском районе, так много фамилий с суффиксами: - енко, – ко, - ский.
Да и других украинских фамилий. Взять хотя быфамилии Винницкого уезда: Борейко, Гладченко, Голубова, Журавская, Иванченко, Кучер. Михнова, Перевозников, Романенко, Раковский. Михайлов,    Костенко, Черный, Марченко, Мартыненко, Коваль, Осадчий, Сиденко.
Еще в XVI веке задолго до приема части средне-днепровских казаков на службу польскому королю в 1572 г. (т. н.реестровые казаки) дикое поле днепровского «запорожья» осваивали свободные казаки, соорганизовавшиеся в подвижные военные отряды. Эти отряды называли «Войском Запорожским», а место их основного нахождения именовалось «Запорожской Сечью». Заходили они и на земли и войска Донского. В пределы будущего Богучарского уезда. Уже в середине  XVIII века после 14 августа 1775 г. когда по указу российской императрицы Екатерины II была окончательно упразднена Запорожская Сечь, многие запорожские казаки переселились в богучарские земли. Наверное именно тогда родилась народная украинская песня «Зибралыся вси бурлаки до ридной хаты», которая пришла и к нам в уезд.
Она имеет много вариантов, один из них и сейчас поют. Среди тех, кто ее исполняет народный фольклорный ансамбль «Черешенька». Вот ее текст:
«Зибралыся вси бурлакы до риднои хаты.
Тут нам любо, ой да тут нам мыло журбы заспиваты.
Зибралыся, як ти орлы, добычу делыты,
С дивчатами ой да жартуваты, щей горилку пыты.
Катэрына, вражжа баба, шо ж ты наробыла,
Стэп шьтрокый, ой тай край вэсэлый ляхам подарыла.
Катэрына, вражжа баба, змылуйся над намы,
Ой, вэрны нам, ой тай стэп широкый з старыми правамы».
Есть и другой Вариант этой песни .
Исторически Богучарский край входил в южную часть Воронежского края, которая в народе называлась «Донская Украина». Активное заселение продолжалось и во второй половине XVIII века.. С 1748 по 1782 год многие фамилии малороссов изменились и были приближены к нормам русского языка: замена – ец на – цов, – ак на – аков, – ик на – иков и т.д.).
Большую роль в расселению колонистов, пребывающих из Малороссии и Польши на территорию Острогожского полка, в период 1765 по 1770 год сыграл Лисаневич Иван Стефанович исполнял должность уполномоченного комиссара по расселению. Много украинцев пришли на богучарские земли  после крупнейшего крестьянско-казацкое восстание в 1768 на Правобережной Украине против феодально-крепостнического, национального и религиозного гнёта шляхетской  Польши. Среди них Бондоренко, Дейнекины, Кичатые, Ковали, Костенко, Нежевые, Романенко, Тараны, Чалые, Щербинины.
Переселенцы первые 12 лет освобождались от всех налогов и местных сборов. Их дети на этот период освобождались от воинской службы.
С фамилиями пришли названия оврагов урочищ оврагов долин. В Богучарском уезде появились названия: Забудьков Яр, Винницкий и Резванов овраг, Таранов яр, балка Савчина, урочище Сармин, Червонная долина, яр Метригуз, Дибров лес.
У богучарцев, до сих пор сохранились малороссийский говор (суржик), обычаи, одежда (правда в сундуках бабушек), традиции, поверья и конечно легенды. Одну из них мне поведал поэт Леонид Ступаков - житель села Красногоровка. Он даже написал стихотворение «Тайна родника», в котором, поэт поведал одну из легенд села.
В Винницком урочище среди полей,
В тишине за Лысой белой горкой
рячется родник под кроной тополей.
Тайну о любви дивчины гордой
Сохранил в душе своей до наших дней.
Бросит на пришедшего пытливый взгляд
Разольётся песней по долине
Сказочно-певучей на старинный лад.
Подражая голосом дивчине,
Соловьиной трелью зазывает в сад.
Доля занесла в далёкие края,
Винница родимая молчала,
Разлучила с милым, миражом маня.
Диким лебедем любовь кричала,
Верность сердца в поднебесье унося.
Тайну о любви дивчины той хранят 
В Красногоровке легендой страстной.
Сквозь века колокола по ней звонят
Нежностью чарующе-прекрасной,
Лебединой песней в небесах звенят.
Действительно в XVIII-XIX веках в с. Красногоровка прибыли переселенца из Винницкого уезда Подольской губернии. Хотя село с название Красногоровка есть и в Полтавской области  Украины. Анатолий Штондин в статье «Как заселялся Богучарский уезд Воронежской губернии» , пишет: «На небольшом расстоянии от того полтавского села Дьяченков  (на Украине – Е.Р.) расположено и сейчас большое село Красногоровка, как и в Богучарском районе Воронежской области, которое тоже находится на крутом берегу реки! Недалеко от них находятся села Луговое, Поповка, Писаревщина и т. п. Вот откуда взялись названия сёл Богучарского и Кантемировского районов».
Как бы то нибыло, но легенда о девушке которая поет жива до сих пор.
Вот как об этом повествует Перевозников Анатолий Егорович в своей книге «Красногоровские колодцы», Богучар  2018 с.86-87, где он онисывает рассказ сторожылы села, умершей в 93 года, Федоры Михайловны Безугловой: « … мы, бывало, как приходит девятое июня, заранее выходили все на Рыжкину гору слушать. Вон хоть Ивана Алексеевича Федорова спросите. Бывало, вся Красногоровка дрожит в этот день. А всё равно - страшно, а выходим слушать. … Вечера в июне тихие, теплые, над рекой соловьи поют, а мы уже все вышли на гору, ждем. И дрожим, а ждем. И вот ровно в половине одиннадцатого ночи в овраге запевает девушка. Голос слышится издалека и как будто исходит из какой-то пустоты. И так вот сладко, так сладко поёт, что даже холодок по спине. Все ближе, все ближе по оврагу идет девушка, и голос все громче, все слышнее. Песня такая, что мы ведь, бабы здешние, много песен знаем, а такой не слышали. И главное, что поет без слов, один голос льется и льется, льется и льется … песня, а как кончится она, никто не может мотив вспомнить. Пела девушка ровно полчаса, как раз хватало ей, сердечной, весь овраг тихим шагом пройти. Тут и замолкала песня. Она замолкнет, а мы стоим, шелохнуться боимся, ну, потом разойдемся, конечно, по домам, до будущего года, опять девятого июня».
В свое время девушку пытались поймать. 15 парней с кольями разделились на две группы одна от села Красногоровка, другая от Шиловой горы, пошли на встречу друг другу. Федора Михайловна, вспоминала: «… шли, шли, всё впереди них она шла и пела, вдруг слышат: уже сзади поет. В это время одурение на них нашло. Как встретились две-то партии да как пошли друг друга кольями полосовать!
А когда мы рассказали старикам про этот голос, то они не удивились, а один из них, по-уличному «Подвалка», рассказал, что этот голос слышали ещё предки, и чтобы найти эту девушку, в этом же овраге выкопали глубокую пешеру; куда теперь и прячется этот странный, никому не известный голос».
В книге И.А. Агапова «Культовые пещеры Среднего Дона», М.,2004 есть упоминание об этой пещере: «Находится в северном склоне одного из оврагов примерно в 0,5 км к вос-току от села. Когда-то пещера обследовалась ВСС, а также москвичами (М.Ю. Сохиным). Ее общая длина около 40 м. Пещера явно поздняя. По словам Котельникова Валентина (ок. 60 лет) ее копал некто Шевцов при советской власти (1920-30 гг). По данным моих предыдущих опросов — в селах Грушевое и Галиевка, — несколько жителей этих сел также помнили о копании этой пещеры. На данный момент вход в пещеру закрыт осыпью. Определить ее местонахождение весьма проблематично».
Мне удалось разыскать очевидцы, который был в этой пещере, Анатолий Егорович Перевозников с детьми посещал эту пещеру и даже выполнил фотографию.
Это конечно все легенда, но тем не мение основана на реальных событиях.
Район с. Красногоровка интересен своими легандами и названиями. Взять хотябы Маныщкий лес в котором расположен серебряный колодец, вырытый по приданию еще хазарами. Само слово «маны» у этрусков и древних римлян блаженные души (духи) умерших предков, почитавшиеся божествами (обоготворённые) и покровительствовавшие своему роду.
Возможно этот лес и гора возле него охраняет души умерших, ведь у подножья горы с которой начинается дубовый лес расположено местное клабище.
Среди песен исполняемых богучарским народным фольклорным ансамблем «Черешенька», есть песня и о Дибровом лесе:
«Шлы коровы из дибровы, а овэчкы з поля,
Заплакала дивчинонька з козачэньком стоя.
Дэ ж ты йидэшь, одйижжаешь, мий козаче, орлэ,
А хто ж мэнэ, молодую цэй вэчэр прыгорнэ?
Прыгортайся, моя мыла:, к зэлэному дубу,
А я ж тэбэ прыгортаты цэй вэчэр нэ буду.
Приыгортасй, моя мыла, к другому такому,
Тай нэ кажи тии правды, шо мэни самому.
А як йому нэ казаты - вин будэ пытаты,
Вин прыгорнэ, поцилуе - трэба россказаты».
Песнетворческие процессы русского и украинского народов настолько органично и тесно взаимосвязаны, что нередко бывает невозможно с полной определенностью сказать о том или ином песенном сюжете, где он возник: в русском или украинском фольклоре. На Кубани и у нас райне нередко одни и те же песни бытуют, как в русских, хохлятских так и в украинских вариантах .
В рукописном песеннике, сохранившемся в семье жительницы с. Красногоровка Натальи Ильиничны Гавриловой (Романовой), сохранились слова многих украинских песен, которые обычно исполняли, когда собиралась большая семья родственников. Среди них есть народная украинская песня «За туманом». Исполняли песню, как правило, на украинском языке. (Полный текст песени).
За туманом ничого не видно,
За туманом ничого не видно.
Тiльки видно дуба зеленого,
Тiльки видно дуба зеленого.
Пiд тим дубом криниця стояла,
Пiд тим дубом криниця стояла.
В тый криницы дiвка воду брала,
В тый криницы дiвка воду брала.
Та й пустила золоте вiдерце,
Та й пустила золоте вiдерце.
Засмутила козаковi серце,
Засмутила козаковi серце.
А кто ж теє вiдерце дiстане,
А кто ж теє вiдерце дiстане.
Той зі мною на рушничок стане,
Той зі мною на рушничок стане.
Обiзвався козак молоденький,
Обiзвався козак молоденький.
А я ж теє вiдерце дiстану,
А я ж теє вiдерце дiстану.
Та й з тобою на рушничок стану,
Та й з тобою на рушничок стану.
Туман яром, туман долиною,
Туман яром, туман долиною.
Возможно, именно эту песни исполняла украинская девушка у Винницкого родника, расположенного на южной окраине села в глубоком овраге.
Родинку издавна приписывали целебные свойства. Будто вода этого родника улучшала зрение и лечила от бесплодия.
Как рассказал житель села Егор Романов. Украинская девушка, которая была разлучена с суженым и приехавшая сюда с родителями, приходила сюда обычно вечером за водой и пела свои народные песни. Овраг превращался в огромный резонатор, который усиливал голос певицы, и как через рупор, проходя через село, упирался в реку Дон. Жители села, как правило, выходили на лавочки у двора и слушали задушевные песни, слова которых были пропитаны нежностью и любовью к суженому.
Возможно, тут звучала и друга песня привезенная девушкой из Винницкого уезда, которая есть в песенники жительницы с. Красногоровка Наталии Романовой. (Полный текст песени).
Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю,
Чому мені, Боже, ти крилець не дав?
Я б землю покинув і в небо злітав.
Далеко за хмари, подальше од світу,
Шукать собі долі, на горе привіту
І ласки у зірок, у сонця просить,
У світлі їх яснім все горе втопить.
Бо долі ще змалку здаюсь я нелюбий,
Я наймит у неї, хлопцюга приблудний;
Чужий я у долі, чужий у людей:
Хіба ж хто кохає нерідних дітей?
Кохаюся з лихом, привіту не знаю
І гірко і марно свій вік коротаю,
І в горі спізнав я, що тільки одна -
Далекеє небо — моя сторона.
І на світі гірко, як стане ще гірше, -
Я очі на небо, мені веселіше!
Я в думках забуду, що я сирота,
І думка далеко, високо літа.
Коли б мені крилля, орлячі ті крилля,
Я б землю покинув і на новосілля
Орлом бистрокрилим у небо польнув
І в хмарах навіки от світу втонув!
У жителей села Красногоровка существовало поверие, перед смертью многие старики просили принести воды из Винницкого родника, приговаривая: «Вот напьюсь воды из «Винницы», тогда можно и помирать».
Как бы то ни было, но легенда и песни сохранились, а глубокий овраг, родник и байрачный лес получил название на карте района Винницкий.