Париж 2017, знакомство за 2 дня. Бобры, Вроцлав

Виктор Комосов
(Уникальные заметки о Париже – так о нём ещё никто не писал. Два дня и две ночи в самом криминальном районе Парижа.)

"...Собор Нотр-Дам, словно изящный ящер,
прилёг на краю реки чутко сторожить Париж.
Кажется, что ещё немного, и он встанет,
отряхнёт с себя каменную живность, и
убежит за туманный горизонт истории...";
"...Такое впечатление, что талантливый
архитектор оставил на площади не культовое
здание, а нарядную невесту - глаз зрителя
сразу утопает в ажурном легковесном  кружеве
её каменного «платья»."

                Вводное слово. День первый.

     Много легенд и слухов приходилось слышать или даже видеть об этом городе. Но оказалось, что только личное знакомство с Парижем дало нам ощущение истины. Вот уж, как говорится: «лучше один раз увидеть..».

     Дело было этим летом в конце июля. Въехали мы в Париж по однообразному неживописному восточному шоссе со стороны славного города Метц - бывшего административного центра  Лотарингии. Перед этим мы были в гостях в другом, не менее славном, городе – польский Вроцлав. Он заслуживает отдельного рассказа. Так вышло, что во время очередной прогулки по Европе, нам в голову пришла шальная мысль воспользоваться этим случаем и наконец-то посетить заветный город – Париж.

     Я всегда был против такого знакомства потому, что Женщины возвели этот город в ранг несбыточной мечты. Моя жена не стала исключением. Поэтому мы давно спорили о целесообразности такой поездки. Я её предостерегал от разочарования – слишком высокий пьедестал был воздвигнут в воображении, без учёта реальности и прозы повседневных будней. Что мог дать равнинный европейский город такого, что бы безоговорочно соответствовать столь высокому статусу?

   То ли дело, другие города, уютно расположившиеся на берегу моря в обрамлении живописных гор или замковое жильё, затерянное буйной фантазией древних архитекторов и зодчих, на заповедных скалистых островках возле горных озёр, да стремительных речек с водопадами. Вот на такое зрелище и летний отпуск не жаль тратить потому, что тут всё в гармонии -  природа и архитектура сплелись в единый эмоциональный всплеск. 

     В нашем затянувшемся споре я использовал и такой убойный аргумент, как «эффект сбывшейся мечты». Этот феномен подметил и здорово описал японский писатель Акутагава Рюноскэ в своём рассказе «Бататовая каша».
 
     Тут описан образ никчемного человека-слуги, который сам того не сознавая, жил одной заветной мечтой – наестся досыта бататовой кашей. Это сильное желание было единственным, что согревало душу в его презренной жизни. Шансов утолить свой голод у слуги было немного – это блюдо подавалось на стол раз в год на торжественном приёме, в очень ограниченном количестве потому, что считалось деликатесом. Добыть сладкий батат на крутых горных вершинах было непросто. Приготовление этого блюда было трудоёмким: измельчённый батат разваривали до состояния кашицы в виноградном сиропе.  Поэтому высокопоставленные гости не оставляли незамеченным этот деликатес так хорошо и тщательно, что слуге оставалась только одна возможность «заметить» бататовую кашу – слизать её крупицы с пустых тарелок.

   Жизнь, порой, шутит с людьми злые шутки. Как-то раз, на одном из таких приёмов, высокопоставленный гость, в пьяном задоре для смеха, предложил этому слуге осуществить заветную мечту – нажраться до отвала бататовой кашей. Слово самурая оказалось крепким и на утро после отрезвления. Поэтому днём они уже ехали вместе в имение гостя. Там этот слуга объелся заветной кашей и понял, что у него теперь украли единственную мечту, и его никчемная жизнь бесповоротно поблекла. Оказывается, имея заветную мечту, он был счастливым человеком, но не ценил и не понимал этого.

    С Японией разобрались, а, что же Париж – он, словно заветная каша-мечта, забрезжил на нашем горизонте в это лето. Не «объесться» бы и не разочароваться…

                ч. 1 (Тут изложены специальные сведения, поэтому бывалый "пешеход-читатель" первую половину этой части может пробежаться по диагонали, до описания клопов в европейской гостинице. ч.2 тоже предназначена для конкретной категории путешественников)

    На сегодняшний день растворить свой отпуск на заграничной территории – не проблема, были бы необходимые денежные средства, желание, правильно выверенная цель, время и возможность. Гражданам с заграничными паспортами старого образца нужно оплатить сервисный и таможенный сбор, пройти процедуру получения туристической визы в региональном визовом центре. Она нужна так же российским путешественникам. А вот гражданам Грузии и Украины, имеющим на руках новые биометрические заграничные паспорта, благодаря безвизовому режиму, можно пересекать границу с «чистым» паспортом, и находиться за рубежом 90 дней в течение одного периода, сроком в 180 календарных дней. Можно ли работать по безвизу? Нет, он не даёт право на легальное трудоустройство – разрешён только туризм. Какие документы нужны для безвиза ещё, кроме заграничного биометрического паспорта? В теории – целый перечень, но оказалось, что на практике никаких других документов безвизовый режим пересечения границы не требует. Мы в этом убедились при прохождении таможни в пункте Краковец. Там у всех украинских граждан, предъявляющих только биометрический паспорт, таможенники спрашивали лишь цель визита заграницу. И получив ответ – туризм, ставили им штамп в паспорт, и иногда бегло проверяли содержимое багажа. При этом все пассажиры автобусов пропускали свои чемоданы и сумки через рентген-контроль. Авто-туристы предъявляли свой багаж для визуального контроля, при котором таможенник только спрашивал о содержимом багажа и  просил выборочно открыть какой-нибудь из чемоданов. Всё остальное не выгружалось из автомобиля. Хотя, мы были свидетелями тщательного выборочного таможенного осмотра самого рейсового автобуса.  При этом поляки без объяснений оставили его пассажиров с личными вещами на руках возле зала досмотра, а автобус отогнали куда-то на смотровую яму.

    Теоретически, таможенник обязан был ещё выяснить: маршрут следования, наличие брони жилья, проездных билетов (туда и обратно, для автобусных путешественников), медицинской страховки и финансовое обеспечение туриста на весь период пребывания заграницей. В нашем случае это:
- для нахождения в Польше – 100 PLN (злотых) в день или 24 € (Евро), но не менее 300 PLN (72 €) за поездку;
- для нахождения в Германии – 45 € в день;
- для нахождения во Франции – 65 € в день (это для тех, у кого есть бронь отеля, если её нет, то – 120 € в день).

    Во время пересечения границы мы не слышали, чтобы эти вопросы кому-нибудь задавались, но для уверенного пересечения границы, при безвизовом режиме, желательно знать на них ответы, чтобы не испортить себе отпуск.

    Граждан, пересекающих границу с целью трудоустройства, проверяли более тщательно. Задавали вопросы, а из документов смотрели наличие визы, приглашение и медицинскую страховку. Бронь жилья и обратные проездные билеты, в этом случае, не предъявляются. Финансовое обеспечение не нужно подтверждать – выборочно, могут поинтересоваться минимальной суммой денег на первое время проживания.

    Необходимый перечень документов на личный автомобиль можно легко найти в интернете. Отдельно отмечу тут наличие круглой наклейки с двумя буквами – «код» страны,  где зарегистрировано данное транспортное средство. При планировании заграничной туристической поездки, так же необходимо обратить внимание на государственный номер вашего авто. Здесь допускается только наличие букв похожих на латинские. Сколько нужно брать денег с собой в Европу? Это ваш личный вопрос, но официальный минимальный лимит я озвучил выше, плюс затраты на проезд по платным автобанам и бензин.

    Если вы собираетесь путешествовать на автобусе, то все проездные билеты можно заказать через интернет-сайт, например - Busfor. Что быстро и удобно, но при этом нужно отдавать себе отчёт в том, что любой сайт -  это только посредник между перевозчиком и пассажиром. Поэтому, в случае проблемы с автобусом, вам будет сложно возвращать предоплаченный платёж за проезд, так как у вас нет прямого договора с перевозчиком, а посредник будет просто тянуть время и всячески «динамить» ваши требования. Так, что советую, перед бронированием билетов, внимательно изучить рейтинг интернет-сайта и почитать отзывы о нём на форумах. Есть ещё вариант – покупать билеты в кассе автовокзала, тогда будет легче вернуть деньги, в случае необходимости.

   Бронь жилья тоже удобно делать через интернет-сайт, например – Booking.com , в этом случае нужно обращать внимание на оценку по отзывам, на скрытые платежи (оплата завтрака, …) и на наличие удобных опций (отсутствие предоплаты, бесплатная отмена бронирования,…). И главное – обязательно предварительно читайте на форумах отзывы  об отелях.

   Приведу стимулирующий пример из нашего опыта, полученного в этой поездке. Перед отъездом, мы забронировали в Париже двухместный номер, в «двух шагах» от знаменитой площади Бастилии. На оценку по отзывам мы легкомысленно не обратили внимание – нас подкупила приемлемая цена номера и близость к центру города. В этой поездке за роскошью и особенным комфортом мы не гнались. Нам нужен был минимально уютный кров на две парижские ночи. Кто же мог тогда знать, что в современном высокоразвитом европейском городе, несмотря на титанические усилия легендарной царевны Ярославны, могли остаться такие сюрпризы. О них мы узнали совершенно случайно, прочитав отзывы «счастливых» постояльцев этого отеля. Практически каждый из  них писал о постельном белье, кишащем клопами!!? Вот это отдых в заветном Париже!  Хорошо, что наш вариант бронирования был с опцией «отсутствия предоплаты» и возможностью бесплатной отмены бронирования, а то бы с нас за эту процедуру сняли с карточки средства в размере однодневного проживания. Чтение – сила! Мы ещё вовремя спохватились. Иначе стояли бы мы в самом центре Парижа, изрядно искусанные за ночь, чесались бы и думали где вторую ноченьку провести да отоспаться. Вот бы набрались «приятных» впечатлений от мечты всех женщин планеты.

    Так получилось, что в этой поездке путь к мечте лежал через славный польский город Вроцлав - бывший немецкий Бреслау (русское название - Бреславль).
 
                ч. 2 (продолжение текста со специфической описательной информацией)

   Шоссейное расстояние между польским Вроцлавом и Парижем 1290 км. Проехать нужно по территории трёх стран: Польша, Германия, Франция. На моём легковом автомобиле этот путь можно преодолеть за 12 часов, затратив 103 литра  95-го бензина. Цена топлива будет зависеть от места заправки: Польша – 1 €/л, Германия – 1,3 €/л, Франция – 1,37 €/л. К расходам на поездку ещё нужно добавить стоимость проезда по платным участкам шоссе. Особенно «кусачие» цены на французских автобанах (авторут) – самые дорогие в Европе, хотя, по качеству дорожного полотна, мне германские больше приглянулись. К хорошему быстро начинаешь привыкать. На такой трассе уже с первых километров появляется ощущение плавно текущей под автомобиль чёрной шоссейной ленты-реки. Разметка чётко видна, по бокам на отбойниках приветливо несутся навстречу их трассирующие огоньки катафотов, красные справа и белые слева. Движение раздельное, поэтому свет встречных фар  не слепит глаза. Все повороты дороги плавные с правильными уклонами. Дорожное полотно идеальное – без единого «сучка» и «задоринки».  Ехать по такому шоссе – одно удовольствие.

      Хочется пошутить о том, что на такой дороге и водитель не нужен – его навыки тут сведены к минимуму так, что хватило бы и автопилота. То ли дело наши некоторые «трассы» - там не покуняешь над рулём.

       Поэтому всегда считал наших водителей дорожными ассами в отличие от заграничных водил, которым не приходится постоянно оттачивать своё водительское мастерство при повседневном маневрировании между предательски подстерегающими дорожными ямами.  Хорошее качество автобанов и дисциплинированные участники движения усыпляют бдительность местных водителей – отсюда и массовые столкновения. Стоит появиться на дороге одному «не предсказуемому» препятствию и тут уж, только держись. Но, к счастью, это происходит не так часто. 

      Лично у меня от поездок по таким дорогам остались лишь только положительные впечатления. Автомобиль даёт туристу счастливую возможность лучше познакомиться с новыми странами – всегда можно остановиться в понравившемся месте, что бы спокойно осмотреть местные достопримечательности. Но, конечно уже, в самом Париже лучше оставить свою машину на стоянке и перемещаться общественным транспортом. Это обеспечит комфортный отдых всем участникам туристической группы. Иначе водитель будет занят только изучением запутанных лабиринтов незнакомого громадного мегаполиса и постоянным поиском места для парковки.

      Есть второй вариант перемещения от Вроцлова до Парижа - поездка рейсовым автобусом. Это выгодно отличается по цене. Цена одного билета – 47 € (189 PLN). Плюс «затраты» на кофе - 2 PLN за чашку. Время в дороге – 17 (20) часов. Тут главное – не забыть взять с собой небольшой подголовник-подушку или скатку из свитера сделать. Тогда целых семнадцать часов можно «уютно нежиться» в мягком кресле под освежающим кондиционером, смотреть американские фильмы на польском языке, заказывать кофе за злотые, делать каждые два часа технические остановки для разминки ног, но можно и не выходить на стоянках – автобус оборудован компактным туалетом с миниатюрным умывальником. Главное при всём  этом не прозевать и понять объявления стюарда на польском языке потому, что в пути возможны плановые пересадки на другие автобусы. По приезду в Париж, тут тоже не зевай и не спи потому, что в этом городе автобус может сделать две остановки. Первую на Gennevilers под торговым комплексом, где находится «подпольная» автостанция, обслуживающая Eurolines, а вторую на Paris Place De La Concorde.

    Можно конечно добираться из Вроцлава до Парижа поездом, но есть ли в этом смысл? Общее время в пути – 16 часов, стоимость проезда больше 200 €. Прямого сообщения нет, поэтому нужно сделать несколько пересадок: первая в Познани (Poznan), вторая в Берлине (Berlin), третья во Франкфурте на Майне (Frankfurt(Main)). Конечная станция в Париже – Восточный вокзал (Paris Est).

   А веселее всего добираться из Вроцлава до Парижа самолётом. Но это «веселье» стоит не дёшево, поэтому оно по карману людям с б;льшими размерами этих самых карманов. По моему мнению, эту «лишнюю» сумму лучше потратить в Париже, потому как он слывёт одним из самых дорогих городов Европы.

     Самолёт летит 6 ч. 30 мин. плюс 30 минут на проезд до аэропорта и минут 30-60 на регистрацию. Цена билета от 220 € до 1800 €. Правда, где-то мне попадались сведения о том, что можно улететь, по случаю, из Вроцлава в Париж и за 40 – 80 €, плюс стоимость проезда до аэропорта, но это не проверенная информация.

   Можно конечно добраться до Парижа и водным путём из бывшей столицы Силезии (г. Бреслау – нынешний Вроцлав), стартовав на реке Одре, но такую экзотику даже не буду рассматривать – в таком длинном пути легко можно забыть и о цели поездки. Лучше попробую вспомнить свои первые впечатления от Парижа.

                ч. 3

    На подъезде к городу ожидалось увидеть яркий хоровод, кричащих роскошью, загородных вилл, по аналогии с нашими областными или столичными «обычаями». Ну, или, хотя бы несуразный албанский контраст – добротные 3-х этажные коттеджи на сваях, плотно обступившие, закрашенную цветной краской городскую разруху окраин. Наподобие того, что мы увидели как-то после пересечения границы Черногории с Албанией, подъезжая к самобытному городу Шкодер.

  Но ничего подобного в эту поездку не наблюдалось. Восточные окраины Парижа показались серыми и не выразительными, словно огромная промышленная зона. Шоссейная дорога постоянно ныряла в бетонные «корыта» виадучных туннелей и полутуннелей,  из-за которых маячили однообразные коробки многоэтажных зданий. Поэтому мы, как-то сразу, неожиданно для себя, въехали в его центральную часть. Тут конечно началось раздолье для любопытных глаз туриста, вертишь головой по сторонам и не знаешь на чём остановить пристальное внимание – всё хочется рассмотреть, ничего не пропустить. На часах было 10:45 местного времени, а только с 14:00 можно заселяться в гостиничный номер. Принимаем решение не терять драгоценное парижское время и направляемся сразу на ресепшн - проситься на «постой» хотя бы для нашего багажа.

    Что бы зря не куролесить по городу, быстро спускаемся в метро и покупаем там в автомате сразу десять билетов «Ticket t+» - так выгоднее получается на 20%. Один такой стоит – 1,9 € , десяток – 14,5 €. Экономия получится небольшой, но приятной. Например, за эти 4,5 € можно купить бутылку молодого сухого вина, чашку зернового кофе или банку пива – вполне приятный бонус в одном из самых дорогих городов Европы. А при известном рвении кофемана, как показал наш парижский опыт, у мобильного уличного торговца за 4,5 € можно и шикарный круассан с чашкой зернового кофе отхватить. Срок действия такого билета – полтора часа. Действителен он только в 1-3-й зоне – исторический центр города. Для поездки в аэропорт, Дисней Ленд или в 4-5-ю зону нужно приобрести другой билет. Билет «Ticket t+» действителен и для проезда в городском автобусе, трамвае, на фуникулере Монмартр. Кстати, штраф за безбилетный проезд – 45 €. Станции парижского метро далеко не такие нарядные, как наши. Расположены на небольшой глубине – всего несколько лестничных проходов вниз. Длинный эскалатор мы видели только на одной станции, да и то он был горизонтальным – целый подвижный тротуар в подземном переходе. Поезда этого метрополитена на резиновом ходу, поэтому практически бесшумно и резво бегают  по рельсам.

     Не успели мы толком обжиться и осмотреться в подземном этаже города, как наш вагон прибыл на станцию «Gare de L'Est» (Восточный железнодорожный вокзал). Оказавшись на улице «8-е мая 1945 г.», мы перешли на бульвар Страсбург и, пройдя несколько кварталов в сторону центра, оказались на ул. Жари, где расположен наш  «Hotel Jarry».  Ещё несколько шагов и мы останавливаемся перед стеклянной автоматической дверью отеля. Она гостеприимно распахивается и всё – назад дороги уже нет и нужно, как-то официально, начинать отдых в Париже. Момент немного волнительный потому, что мы впервые так отдыхаем. Французский язык не знаем совсем. В руках у нас два заграничных паспорта и два листика, распечатанных на принтере, для подтверждения брони номера в этой гостинице. Мы знаем, что пришли раньше времени, но коротать часы ожидания в холле мы не намерены. С помощью доморощенного английского языка и жестов нам нужно объяснить администратору, кто мы такие, и то, что сейчас хотим оставить свой багаж на ресепшне, а поселяться будем позже вечером.

   К нашему удивлению это легко удалось сделать. К нам отнеслись настолько доброжелательно и приветливо, что с готовностью разместив наш багаж на стеллажах возле барной стойки, вечером ещё дали на выбор ключи сразу от трёх номеров. Официально в отеле шесть этажей. Холл, ресепшн и бар расположены на нулевом уровне, поэтому выходит в сумме все семь этажей. Попасть в гостиничные номера можно только по очень крутой и узкой спиральной лестнице – серьёзное испытание для гипертоников или пожилых людей. Какой-то шальной проектант явно скопировал её чертёжик с оборонительной замковой башни. Даже спираль ступенек, по-военному грамотно, тактически закручена слева направо. Похоже на то, что архитектор сделал всё, чтобы дать возможность одной уборщице успешно держать оборону и отбиваться шваброй от целой толпы назойливых лишних постояльцев. Конечно, им будет трудно пробиваться в номера потому, что в левой руке у них, словно щит, будет чемодан, а в правой веник, которым будет весьма затруднительно махать из-за перил лестницы. Тут хоть перекладывай веник в левую руку, хоть нет, а сотрудник гостиницы всё равно успешно вытолкает непрошенного жильца, орудуя правой рукой и прикрываясь перилами. (смеюсь)

       Вся эта «средневековая» белиберда пронеслась тогда у меня в голове пока я бегал по этажам, выбирая номер. Крутая лестница расположена между ресепшном и баром. Номера на первом и третьем этаже мне не понравились потому, что их окна выходили во двор и упирались в мрачную кирпичную стену, а вот седьмой этаж порадовал живописным видом из окна, выходящего на улицу. С небольшого балкончика можно было смотреть поверх крыш на городской пейзаж.

     Кстати, по поводу этого городского пейзажа отмечу следующее. Мы знали заранее из интернета, что нас ждёт в этом районе, но реальность превзошла все ожидания. Территория десятого округа Парижа нас шокировала своими контрастами. Первое знакомство с обитателями этого райончика произошло в метро. Там, прямо на ступеньках перехода, уютно расположился молодой негр, неспешно забивающий косячок. Он оказался настолько любезен, что сам вызвался подсказать нам как выйти на улицу «8-е мая 1945 г.», заметив, что мы вертим головой в поисках указателя нужного направления. На этом наше знакомство с французской Африкой не закончилось. Перед входом в метрополитен, мы как одержимые, с умным видом, тыкали пальцем в сенсорный экран, чтобы купить билеты по выгодной цене. А выгода выглядит проще пареной репы. Разглядеть её нам помогли те же негры. Они уверенно, не оглядываясь по сторонам, подходили к турникету со стороны выхода и решительным броском перелазили через высокие нержавеющие дверцы потому, что пропускная система вход-выход работает автоматически и не подразумевает наличие, привычного для нас, вахтёра.  Видно основной контроль возложен на видеокамеры, натыканные по всем углам, но мы ни разу не видели, что бы кого-то задерживали и штрафовали за безбилетный проезд. Зато видели сломанную дверцу на нашей станции, которую никто не заметил и не пришёл чинить, в течение всего срока нашего пребывания в столице Франции.

      Всё это плоды колониального прошлого. Париж – второй дом для иммигрантов из колоний. Есть мнение, что французские негры и арабы принципиально не платят за проезд в метро, пологая, что их деды с лихвой потрудились на своих хозяев, в том числе и при строительстве метрополитена. Поэтому они считают, что имеют «законное» право, например, не платить за проезд. Этот виртуальный должок прошлого лёг в основу всех нынешних отношений между иммигрантами и коренными жителями страны.

     Первые шаги, после выхода из станции метрополитена, нам пришлось сделать практически по ногам посетителей кафе «de L'Est». Оказывается, что в Париже заведена «милая» традиция сидеть за столиками, расположившись спиной к витрине кафе, особенно «мило» это выглядит на узких тротуарах, где пешеходам приходится внимательно следить за рукавами своей одежды, чтобы не смахнуть мимоходом каких-нибудь деликатесов  со стола.

     Кафе «de L'Est» ещё удивило своей публикой – она была явно не привокзального пошиба, как это заведено у нас. Вполне себе респектабельные тётеньки и дяденьки уютно сидели за столиками, при этом не просто «глазея» на одиноко стоящую чашечку кофе, а с аппетитом наворачивали мидии в кастрюльках и прочие деликатесные разносолы. Судя по всему, эти люди пришли или приехали сюда специально отведать кухню и окунуться в атмосферу кафе, что особенно странно выглядит на фоне соседнего уличного пейзажа. Прямо за углом кафе, на бульваре Страсбург, полно жирных грязных пятен на тротуаре. Особенно их много на другой стороне бульвара. Такая «уютная» экзотика никого из местных жителей не смущает и не портит аппетит в кафешках. Максимальная реакция на подобную «милую» тротуарную живопись – это скупая присыпка пятен древесными опилками, вперемешку с бумажным мусором. Да, и то, применённая  только для некоторых, особенно крупных «аппликаций».   Вот те раз! А где же, усердно разрекламированное у нас дома, «недостижимое превосходство» европейского образа жизни. Мол, тротуары там с мылом моют. Чего-то за два дня нашего пребывания мы ничего подобного так и не увидели на этом бульваре. Как-то для «несбыточной мечты», неожиданный фасадик получился.

     Но хватит придирок – у нас дома не так грязно на проспектах, но и свои проблемы найдутся. Может эти пятна – дело случайное? Например, знаю, что в центральной части Парижа есть традиция ночью ставить на бульварах вереницы авторефрижераторов под выгрузку. Таким образом, многочисленные рынки регулярно снабжаются свежей рыбой и мясом. Мегаполис ежедневно активно шикует и потребляет много продуктов. Вот вам и источник пятен.

     Тут вынужден отметить, что всё это было «цветочками» по сравнению с главным первым впечатлением от Парижских улиц – это обилие маргинальной бульварной публики. Ещё в метро на переходах нашей станции мы обратили внимание на праздно стоящие парочки негритянских пареньков – своеобразные блок-посты быстрого реагирования и оповещения. На улице была та же картина на основных перекрёстках стояли группы негров, в количестве нескольких человек. Не проверял, но думаю, что по всему периметру Восточного вокзала такая же обстановка. По пути к нашей гостинице, на бульваре возле парикмахерских и магазинчиков, тоже постоянно попадались небольшие группы молодых негров со специфической развязной манерой поведения и обязательной привычкой демонстративно носить на шее золотую цепочку и перстни. Что-то подобное мы проходили в девяностых годах, только наши братки выглядели повнушительнее внешне, вокзалы с городскими районами так открыто и нагло не блокировали – «мирно» сидели в кафешках, пивнушках, парках или во дворах школ и жилых домов.

    После этой туристической поездки, мы предметно заглянули в пресловутый интернет-всезнайку, и оказалось, что в наши цивилизованные дни есть такое понятие, как «криминальный Париж», а десятый округ считается одним из самых опасных районов города, особенно возле нашего соседа – Северного вокзала.

    Вот те раз! А как же вечерние романтические прогулки по городу-мечте, если в дневное время тут такой уличный коллективчик шастает? Позже мы узнали, что Париж поделён на криминальные сферы влияния по национальной принадлежности. Блуждая по городу, можно незаметно для себя оказаться на этнически заселённой территории, где основная масса жителей будет: китайской, африканской, индийской или турецкой. Такие кварталы не любят видеть на своих улицах чужаков.

   Это мы проверили на себе ещё, когда с вещами шли к гостинице. Нас откровенно бесцеремонно рассматривали, периодически слышались какие-то вопросительные окрики, а двое молодых людей даже «любезно» провели, практически, к порогу нашей городской «туристической стоянки». Но они не на тех «напали» - всё это, или подобное, мы проходили в семидесятых или девяностых годах и это пройдём. Разместив вещи, на временное хранение, оставили себе лишь два маленьких «тактических» городских рюкзачка, в которые кинули пару ветровок, два зонтика, туристическую аптечку,  салфетки, нож сомелье и бутылку воды. Погода в то утро выдалась пасмурная, но тёплая. Мы предполагали много ходить, поэтому я был одет в чёрную фирменную майку и джинсы, на ногах удобные кроссовки. Жена поддержала мой стиль одежды и её нарядные вещи были тоже оставлены в гостинице. Времени мало, спешим на встречу с Парижем. Теперь, уже за нашими спинами, закрылась автоматическая стеклянная дверь. Мы решительно ступили на тротуар переулка и через несколько шагов свернули направо в сторону центра. Чем дальше мы уходили от гостиницы, тем меньше попадалось «постов», и очень скоро они совсем перестали нам встречаться. Асфальтированная «тропинка», с громким названием бульвар Страсбург, уверенно вела нас к набережной Сены.

                ч. 4

    Париж оказался действительно необычным городом, от которого наши головы радостно закружились – хотелось всё рассмотреть и ничего не пропустить. Мы словно охотничьи псы, взявшие верный след, готовы были азартно петлять его многочисленными переулками. В какой-то момент, мы углубились в сторону от нашего маршрута так сильно, что я засомневался в правильности общего направления – тени от домов стали лежать как-то иначе. Тут всему виной оказалась радиальная улица, нарушающая параллельный строй городских кварталов. В такой ситуации, самое правильное – это повернуть назад и вернуться в исходную точку на нашем бульваре, но не хотелось терять драгоценное время на этот несолидный манёвр, к тому же, мы этот участок пути уже видели. Правда, нет худа без добра – блуждая, мы обнаружили уютный винный магазинчик, который радушно заполнил мой рюкзачок двумя бутылками французского красного сухого вина, разных годов разлива. С таким трофеем блуждать стало веселее, но вот незадача – спросить дорогу к собору Нотр-Дам-де-Пари не у кого!? Остановленные нами, случайные встречные прохожие вежливо таращили на нас свои заграничные глаза, усердно пытались понять наш вопрос, и в ответ, извиняясь, мычали, что-то нечленораздельное. Всем известно о том, что парижане не любят говорить на других языках, поэтому мой доморощенный английский тут явно оказался не в ходу. Одно озадачило – как бы я не коверкал своим произношением название этого всемирно известного собора, мне кажется, что всё равно можно уловить созвучность и общий смысл вопроса.

   Изрядно помыкавшись, мы всё же нашли своего «французского Сусанина». Им оказался вьетнамец - продавец в уличном газетном киоске. Он прекрасно меня понял и указал верное направление. В благодарность за это мы, с удовольствием, купили у него миниатюрный «бронзовый» сувенир в виде Эйфелевой башни и  магнитик-коллаж с изображением достопримечательностей Парижа.

   Повернув налево, мы, в скором времени, вышли на набережную, и подошли к, первому в своей жизни, парижскому мосту. Это было незабываемое впечатление -  с него открывался вид на реку, а справа, за городскими строениями, приветливо замаячила Эйфелева башня. По этому мосту мы перебрались на остров Сите, где должна была состояться наша встреча с легендарным  собором Нотр-Дам-де-Пари, расположенным на противоположном восточном краю этого острова.

                ч. 5

     Это строение всемирно известно, можно сказать, что оно является одним из символов Парижа, но чем, таким особенным, может удивить здание католического храма, людей  повидавших пол-Европы? Нам приходилось много видеть подобных культовых сооружений в виде перевёрнутой буквы «П», со стороны фасада, украшенных двумя башнями с плоской крышей и настенными часами в центральной части. А тут и этого практичного элемента нет – вместо него круглое окно с радиальными лучами решётки. Приходилось даже читать, что этих, похожих друг на друга, «Нотер-Дамов» - великое множество, мол, в Париже их развелось немерено. Кстати, мы сами  «покупались» на мелькнувший мираж зданий с похожей архитектурой.  Когда мы блуканули, то не раз, по пути следования, нам мерещились приметные очертания собора, но при ближайшем рассмотрении, оказывалось, что это были другие, похожие храмы.  Поэтому, и мне было непонятно, почему моя Ольга хотела видеть именно этот кафедральный собор.

     Но все эти предвзятые вопросы растворились, как утренний туман, когда я воочию увидел Нотр-Дам-де-Пари. С этим уникальным произведением архитектуры нужно общаться только лично и, что называется, «на расстоянии вытянутой руки».

       Никакая фотография или видеоролик не способны передать ту силу ощущений, которые вызывает это монументальное сооружение при первом общении с ним. Такое впечатление, что талантливый архитектор оставил на площади не культовое здание, а нарядную невесту - глаз зрителя сразу утопает в ажурном легковесном  кружеве её каменного «платья». Но это не все сюрпризы.  Состояние приятного шока можно легко усилить.

     Для этого нужно просто обойти здание справа. Лицезреть его таким, мы не ожидали – всех нас приучили видеть, в качестве визитной карточки, только его торцевую фасадную часть.  А в реальной жизни, каким-то непостижимым образом, талантливые зодчие умудрились спрятать большое здание за двумя фасадными башенками.  В это уникальное сооружение вложено столько фантазии и жизненной энергии, что в пытливые головы сторонних наблюдателей, невольно приходят самые невероятные ассоциации.
 
     Собор Нотр-Дам-де-Пари, словно изящный ящер, прилёг на краю реки чутко сторожить Париж. Кажется, что ещё немного, и он встанет, отряхнёт с себя каменную живность, и убежит за туманный горизонт истории.  При таком полёте фантазии, можно предположить, что внутренняя конфигурация главного зала похожа на утробу огромного животного с многочисленными колоннами-рёбрами.

     Техногенно настроенный зритель тут увидит поразительное сходство с космическим кораблём пришельцев. И такую фантазию будет трудно оспорить. Тому виной - целый каскад рёбер ливнёвок-водостоков, щедро разбросанных в воздухе по периметру «корабельного» корпуса, словно убирающиеся опоры-шасси.  А чего стоит длинный ряд круглых окон-иллюминаторов? С такой точки зрения, теперь две торцевые башни можно смело рассматривать, как маршевые двигатели.   А, чтобы зритель в этом не сомневался, древние зодчие в центральной части разместили на изгибе крыши четыре вереницы позеленевших медных человеческих фигур, торжественно спускающихся вниз, словно по трапу воздушного корабля. 

       Моё личное техническое воображение поразили больше всего необычные водостоки. Такое впечатление, что заказчики предоставили архитектору полную свободу действий. Мол, любая самая смелая инженерная фантазия будет с лихвой оплачена. Решив техническую задачу по эффективному водоотведению дождевой воды, он создал иллюзию движения. В ненастную погоду, заснувшее здание, словно оживает. Сильный дождь наполняет его каменные «вены-желоба» живительной влагой, которая стремительными искрящимися струями радостно несётся в утробу каменных горгулий, чутко замерших на концах этой феерической ливнёвки. Ещё миг, и из их открытых ртов на землю прольются шумные водопадики. Чем сильнее дождь, тем энергичнее движение.

      В готической архитектуре крупных построек средневекового Запада это техническое решение популярно. В том же роскошном пражском соборе Святого Вита мы видели подобные водосточные желоба, но, как элемент сооружения, скомпонованы они не так живописно. Получилась громоздкая, захламляющая здание, конструкция, больше похожая внешне на временные строительные леса, но это моё сугубо личное мнение и впечатление.    Хотя этот собор построен позже католического храма Нотр-Дам-де-Пари.
 
    В заключение, могу порекомендовать путешественнику, порадовать свой изголодавшийся туристический глаз, живописными видами Парижа с высоты смотровых площадок  легендарного собора. Правда, для этого придётся «убить» драгоценное время на стояние в очереди. В этом есть ещё один негативный момент – людская скученность. После серии недавних кровавых терактов в Париже, осталась напряжённость, потому что в местах скопления людей всё это может повториться. Вопреки очередной французской легенде журналистов, о том, что для наведения порядка столица наводнена толпами полицейских, вооружённых автоматическим оружием, мы увидели только один такой патруль возле собора. Вот и верь после этого телевизионным картинкам международных новостей. Возможно, полицейских переодели в штатское? Мы, кстати, видели подобный «маскарад» в парижском метро. Терроризм – это серьёзная проблема, которую не так просто искоренить. Поэтому каждый должен лично поучаствовать в решении собственной безопасности и, как минимум, быть бдительным и осмотрительным. При этом желательно, ещё в личном рюкзачке на всякий случай иметь походную туристическую аптечку. Одна русская поговорка гласит: «На Бога надейся, а сам не плошай». 
 
                ч. 6

      Напротив собора Нотр-Дам-де-Пари, слева от моста,  на другом берегу набережной расположен причал речного трамвая «Bateau Bus» - шикарный городской транспорт, дающий возможность туристу быстро познакомиться с основными достопримечательностями центра Парижа. Эти экскурсионные катера отправляются каждые 20 минут. Практически, круглый год они курсируют по «золотому парижскому кольцу», делая восемь остановок возле главных символов столицы Франции: собор Нотр-Дам, Лувр, музей Орсэ, Эйфелева башня, мэрия Парижа, Елисейские поля, квартал Сен-Жермен-де-Пре, ботанический сад. При этом, в качестве бонуса, можно любоваться живописными парижскими мостами и архитектурными шедеврами набережной Сены. Цена всего этого удобного и романтичного удовольствия для взрослого человека составляет 17 €. За эти деньги вы получаете право, хоть целый день,  кататься по этому маршруту, делая остановки в понравившемся месте. Билет действителен в течение суток, что даёт возможность туристу, сойти на берег, осмотреть достопримечательность и, по своему усмотрению, продолжить движение по маршруту на следующем речном трамвае «Bateau Bus». Эти катера ходят с 10:00 до 21:30 (и до 19:00 в зимнее время). По центральному речному проспекту Парижа ходят туристические судна и других компаний, подробнее об этом расскажет всезнающий интернет. Например, мне известно, что есть целые катера-рестораны с застеклённой палубой-залом, где за 60-200 €, «гурман-бродяга» может получить удовольствие от романтического двухчасового обеда или ужина, наслаждаясь первоклассной французской кухней и меняющимися живописными видами Парижа.

   В нашем случае, Ольгин план был предельно прост: оглядеться на парижской местности с воды, выбрать объекты для вечернего посещения, вернуться в гостиницу, заселиться и потом, уже без спешки, продолжить путь по нашей речной парижской тропинке.

   Спустившись на «нижнюю палубу» набережной Монтебелло, мы легко отыскали причал речного трамвая. Очередь возле билетной кассы порадовала своим нестоличным видом – там было всего несколько туристов.   Два билета мы купили почти без проблем.   Мимолётное «почти» выглядело в виде непродолжительного языкового тупика, возникшего при общении с кассиром. Должен отметить, что эти «ребята» -  самая проблемная братия в любой заграничной поездке потому, что с ними нужно обязательно разговаривать.  Для этого есть английский язык или, в нашем случае, заготовленные французские фразы, можно ткнуть им экран гаджета с переведённым текстом вопроса, но вот понять их ответ, если возникнет необходимость размена денег… - тут и повод для глухонемой сценки. В такие моменты походной жизни, речевой звук, исходящий от заграничного кассира, будет очень туго доходить до туристических «жирафов», не знающих местного языка. Бывалый «бродяжий» народ, в таких случаях, выкручивается по-разному. Например, в местной французской лавочке меня выручила крылатая фраза из легендарного фильма «Двенадцать стульев» - «…же не манж па сис жур… ( Je ne mange pas six jours), которая  вовремя всплыла в памяти, когда нужно было обменяться с тамошним кассиром шестью евро. Это экзотический вариант. Проще всего, в таких случаях не заморачиваться и протянуть к нему свою ладонь с мелочью, и пускай сам выберет – он-то знает, что сказал.  Из своего опыта знаю, что этот  метод общения всегда эффективно срабатывает и пока мы не сталкивались с обсчётом.

    Наш французский кассир-мужчина был немного другого склада, как мне показалось по его лицу и манере поведения – у него не нашлось одного евро на сдачу с наших тридцати пяти евро за два билета, об этом «досадном» недоразумении он нам и талдычил, застопорив очередь. Взяв, англоязычную помощь «из зала», мы совместными усилиями пришли к консенсусу. В итоге,  речному кассиру мы оставили «на память»  один евро. Всякое конечно бывает, может действительно, у него не было разменной монеты, хотя это немного странно. Например, в Черногории, кассир, находящийся в подобной ситуации, проявил активность и инициативу – он попросил у очереди подсобить с разменом.  На парижской набережной этого не произошло, и у нас остался лёгкий негативный путевой осадочек, который, словно придорожная пыль, лёг на наши кроссовки. Но такая «евро-мелочь» не смогла нам испортить общее хорошее настроение первого парижского дня.  Уходили мы от кассы, весело обсуждая, что в своих подозрениях я похож на Савелия Крамарова, который в фильме «Джентльмены удачи» говорил, что: «…ему сразу рожа этого таксиста не понравилась…».

   Катера мы ждали недолго. Во время посадки, матрос-контролёр задал нам вопрос о содержимом рюкзачков. Мы ответили, что там личные вещи и две бутылки сухого вина. Я даже, проявив инициативу, хотел показать содержимое, но нам улыбнулись в ответ и предложили пройти на палубу. На этом закончился «строгий» контроль багажа в условиях «тотальных» мер безопасности после серии парижских терактов. Путешествие на речном трамвае по Сене заслуживает отдельного рассказа.  Поэтому остановлюсь на нескольких коротких путевых зарисовках-впечатлениях.

     Речная прогулка по незнакомому городу – это всегда праздничное таинство. Плавное движение по воде, у впечатлительного путешественника, создаёт ощущение, того, что здания оживают и степенно начинают свой торжественный парад. По пути следования, катер, словно швейная иголка, нанизывает на нитку туристической тропинки целую гирлянду живописных мостов. Это можно назвать особенным удовольствием – они, словно элегантная штора, каждый раз открывают завесу с видом на новый архитектурный пейзаж легендарного Парижа. На борту речного трамвайчика шумит «улей» многонациональной публики,  оживлённо клацают фото-затворы. На причалах часть этой братии выходит, освобождая место нетерпеливому потоку новых речных попутчиков. Движение трамвайчика-трудяги продолжается, он, словно неутомимый ослик, настойчиво продолжает свой дневной круг. Один пейзаж, сменяется другим. Калейдоскоп новых ярких впечатлений кружит свой фееричный танец. Изголодавшемуся туристу не хватает глаз, чтобы успеть всё охватить, и бережно наполнить пытливую «губку» памяти, не проронив ни одной крошки захватывающего зрелища.

    И вдруг, за очередным поворотом, на фоне серого каменного захламления городских «джунглей», показался одинокий силуэт грациозного лебедя. Он белоснежным пятном бросился мне в глаза. Непривычно было видеть эту гордую птицу, свободно плавающую в самом центре Парижа. В естественной среде обитания её теперь не везде можно увидеть, поэтому человек, себе на потеху, обустроил ей «свободную» сытую жизнь в прудах городских парков. А тут, такое чудо вольно плавает просто у кромки набережной!  Эта яркая встреча с прекрасным пернатым представителем природы совпала по времени с, неожиданно подсмотренным, парадоксом – мы с женой оказались в меньшинстве на палубе прогулочного катера. Только нам оказался интересен этот грациозный окрылённый парижанин. Остальная масса туристического народа, с необычайным рвением и организованностью устремилась к противоположному борту судна.
 
   Толпа поднялась с насиженных пластиковых кресел с одной маниакальной целью – вдоволь нащёлкаться  затворами фото-техники, снимая памятник статуи Свободы. Оказывается, есть такой памятник американской «свободе» (их даже несколько в Париже), символично оттенивший в этом месте, на задний план, Эйфелеву башню. В районе моста Греннель, восточный торец рукотворного Лебединого острова-дамбы стал пристанищем для этой двусмысленной, в наши дни, статуи.   Парижане пригрели этот, уменьшённый в несколько раз, прототип нью-йоркского памятника с благими намерениями, увековечив естественное человеческое стремление к свободе.  В доказательство этого, прообраз статуи - древнеримская богиня Либертас, держит в правой руке табличку с высеченными на ней историческими датами американской и французской революций. На ум пришло известное высказывание Бенджамина Франклина: «Where liberty dwells, there is my country.» Benjamin Franklin. В переводе это звучит так: «Там где живет свобода, там моя Родина». В свете декларирования сферы американских интересов, почему-то разбросанных по всему миру, теперь двусмысленными кажутся и другие высказывания Франклина: «Демократия — это когда два волка и ягненок голосуют насчет обеденного меню. Свобода — это когда хорошо вооруженный ягненок оспаривает результат такого голосования» или «Демократия – это договор о правилах между хорошо вооруженными джентльменами». Нынешняя международная жизнь показала на деле, что верно звучит ещё одно высказывание этого видного политика и дипломата: «Пожертвовавший свободой ради безопасности, не заслуживает ни свободы, ни безопасности».

    На фоне таких мыслей, мне подумалось о том, что, если в числе этих ретивых речных фото-туристов есть французы, то они, в данный момент, необдуманно активно запечатлевают свои кандалы.  Досадно, но в прямом и переносном смысле, золотая независимая эпоха Франции закончилась с уходом легендарного президента Шарля де Голя, который заставил уважать свою страну. Америка не простила ему свободолюбивую политику. «Стихийные» и «неорганизованные» студенческие волнения привели к его отставке. Сегодня ему на смену пришли «независимые» Олланды и Макроны. Последний президент особенно ярко отличился «свободолюбием» и заискиванием перед Америкой. Например, во время коллективной фотосессии глав государств в 2017 году на гамбургском  саммите G-20, едва начав свою карьеру президента, Макрон, словно негордый уж, со своего места протиснулся сквозь строй лидеров, чтобы стать крайним в ряду, вместо «ошибочно» поставленного туда Трампа. Видео этого несолидного кульбита легко найти во всезнающем ютубе, где хорошо видны заискивающие заглядывания Макрона, его дёргания «большого дяди» за рукав и игривые тычки кулачком в пиджачок. Что-то подобное можно наблюдать и при их других публичных встречах, заснятых на видеокамеру. Тут «независимость» и «самостоятельность» нынешнего французского лидера, что называется, налицо.
 
   В тему, на ум пришло ещё одно известное высказывание другого политика с мировым уровнем.

30 сентября 1938 года «успешный дипломат» Чемберлен подписал соглашение, именуемое в дальнейшем, Мюнхенским сговором. После чего у Гитлера оказались полностью развязаны руки для расширения его завоеваний. По этому поводу легендарный Уинстон Черчилль тогда сказал: «Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну». Последняя череда трагических событий в мире сейчас больше похожа на войну, объявленную всему цивилизованному миру. Возможно, что мощная чёрная волна международного терроризма, захлестнувшего в наши дни территорию Европы и мира – это результат, затянувшейся игры в демократические ценности и плюрализм мнений.

                ч. 7

   Но бог с этой цирковой политикой. Жизнь продолжается, и это наша неожиданная туристическая парижская жизнь! Описав свой головокружительный круг, речной трамвайчик вернул нас на причал возле собора Нотр-Дам-де-Пари. Откуда мы, окрылённые яркими новыми впечатлениями, поспешили к станции метро, чтобы вернуться в гостиницу, и, теперь уже официально, в ней поселиться.

     В этом месте нужно отдельно сказать, что поиск станций метро в Париже – это «увлекательный» квест, как сейчас принято говорить в «прогрессивных» молодёжных кругах.  За время нашего пребывания, сложилось такое впечатление, что парижане стесняются иметь метрополитен в своём городе – так надёжно замаскированы входы в подземные станции. Вы не встретите здесь привычные для нас, видные издалека, зазывающие «кричащие», светящиеся буквы «М». Не дошли руки парижских метростроителей и до возведения приметных наземных «будок-стекляшек». Вход в метро здесь – это всего лишь ступеньки посреди тротуара, неожиданно уходящие под землю, над которыми не всегда есть навес от дождя. Считается, что вполне достаточно оградить их литой или кованной решёткой, иногда можно и не высокохудожественной. Бывают и монументальные каменные варианты-парапеты - вход на станцию Champs Elysees-Clemenceau (Елисейские Поля-Клемансо). Тут всё зависит от того, куда фантазия архитектора метнётся. Все эти сооружения венчает малоприметная табличка с надписью «Metropolitain». Мол, местные и так знают, а приезжие гости-новички пусть «отдыхают», изучают город своей мечты.

  Словом, в тот раз мы, немного побродив, нашли станцию метро, спрятанную среди киосков. Оказывается, что есть и такой способ парижской маскировки входов. Мы долго кружили возле неё, отказываясь верить своим глазам. Хотя местное население настойчиво указывало нам одно и то же направление поиска. 

   Долго сказка сказывается, но мы достаточно быстро добрались до «нашего» Восточного вокзала, и теперь уже официально зарегистрировались в гостинице. К слову сказать, при оформлении, свои паспорта не предъявляли – их никто не потребовал. В напряжённый период антитеррористической бдительности, администратору хватило данных из распечатанного листика бумаги, с подтверждением бронирования номера через интернет-сайт. Мы оплатили 55 Евро за каждые сутки пребывания.

                ч. 8

  И вот, во второй раз за нами закрылась автоматическая дверь гостиницы, и мы мчимся на встречу с вечерним Парижем. Выходим на  бульвар Страсбург, поворачиваем налево и быстрым нетерпеливым шагом устремляемся к метро, по пути отмечая, что мы опять выглядим на этих парижских улицах, как две белые вороны, в прямом и переносном смысле сразу. Ощущение переносного смысла нам добавили пешеходные переходы. То, что мы видим тут, удивляет и озадачивает. Местный народ частенько натыкался на нас сзади, когда мы, неожиданно для него, останавливались, реагируя на включённый запрещающий знак светофора. Ольга даже поначалу думала, что это всё карманники к нам пристраиваются, «любезно» проверить содержимое наших рюкзачков. На поверку оказалось, что в этом районе принято рассматривать оттенки красного света, и в том случае, если он не совсем уже красный, то можно смело ступать на белую разметку перехода, по принципу – пешеход всегда прав. Причём некоторые местные пешеходы выполняли этот манёвр, совершенно не смотря по сторонам. Безмятежно оставаться на обочине тоже было достаточно рискованным мероприятием потому, что другие местные граждане, оседлав велосипед, не особенно утруждали себя разбором дороги на тротуаре. Что-то похожее мы с женой уже наблюдали на улицах столицы Албании: непредсказуемо активные  пешеходы, раскрасневшийся регулировщик со свистком, охрипшим от непрерывных трелей и езда на тяжёлом мотоцикле по тротуару.

   Дома у нас другие порядки, да и радушный город Вроцлав умудрился окончательно разбаловать своими интеллигентскими заморочками - не зря же, он завоевал звание культурной столицы Европы 2016 года.  Там у нас тоже появились «проблемы» с пешеходными переходами, но выглядело это забавно. Город оказался слишком культурным. Стоит прохожему только приблизиться к нерегулируемому переходу, как тут же останавливается автотранспорт, с навязчивой целью пропустить пешехода любой ценой.

  В правилах дорожного движения закреплена обязанность водителя остановиться перед переходом, при этом есть разночтение терминов «уступить дорогу» и «пропустить пешехода», но последний обязательно должен подтвердить своё намерение – ступить на проезжую часть и начать движение. Однако высококультурного вроцлавского водителя совершенно не интересует, зачем прохожий подошёл в этом месте к краю дороги и какие у него намерения. Ключевое слово в этой ситуации – «намерения», т.е. возможно движение дальше. Выходит, что в этом городе доминирует жёсткое правило шахматистов: «взялся за фигуру – ходи». Оправдания типа: мне пока нужно осмотреться и свериться с картой, собираюсь тут подождать товарища, докурю и пойду,… Тут совершенно не принимаются в расчёт. Зная эти манеры, нам приходилось махать руками показывая жестами, что мы пока не собираемся переходить, но это доходило туго до водителей. Мы обратили внимание, что даже на регулируемых переходах, транспорт движется с повышенной осторожностью. Можно сказать, что водители и пешеходы Вроцлава расшаркиваются друг перед другом. Тут водитель – товарищ пешеходу. Нечто подобное мы наблюдали в Баварии, где терпеливые водители с пониманием и улыбкой на лице, останавливались и ждали, пока наклацается своим фото-затвором зазевавшийся турист, который, неосторожно ступил на проезжую часть дороги. 
 
  С велосипедной братией Вроцлава у нас тоже не было проблем. В этом городе на проезжей части и тротуаре выделены специальные дорожки для этого вида транспорта. Кататься по ним на спортивном велосипеде – одно удовольствие, я проверил это на себе, когда мне предложили такую увлекательную прогулку. Было радостно и комфортно нестись параллельно основному потоку автотранспорта, испытывая чувство абсолютной безопасности, что позволяло больше времени отдавать новым впечатлениям от мелькающих городских пейзажей старинных зданий и живописных парков. При съезде с тротуарной велосипедной дорожки, приятно удивили специальные небольшие светофорчики для этого вида транспорта, позволяющие перемещаться параллельно переходу, не спешиваясь. Это особенно удобно, потому что, во всех остальных случаях, правила предписывают пересекать проезжую часть, перекатывая велосипед рядом с собой.

  Так, что пешеходы и велосипедисты культурного Вроцлава  оказались  разительным контрастом  с дикими парижскими в районе нашего бульвара. Тут захотелось отметить ещё одно неожиданное наше впечатление о столице Франции - удивительно, но, вопреки ожиданиям, в этом огромном мегаполисе нет загазованности улиц. Может тому «виной» хорошее качество бензина и катализаторов или большое количество электромобилей, которые можно даже напрокат легко взять.
 
    Но, как бы там ни было, за разговорами и обменом впечатлениями мы добрались до, теперь уже «нашей», парижской станции метро «Gare de L'Est». Стремительная подземная поездка позади, и вот, опять нас радушно приютил речной трамвайчик.  Сейчас можно не спеша продолжить увлекательное путешествие по Парижу, выходя на приглянувшихся остановках. Одна из таких вечерних остановок запомнилась особенно ярко.

                п. 9

   До поездки считал формальным и банальным посещение знаменитой Эйфелевой башни, но то, что я увидел в реальности, произвело на меня неожиданно большое впечатление.
 
   В наши планы не входил подъём на данное культовое сооружение, мы знали заранее, что вокруг этой достопримечательности раздут нездоровый ажиотаж – огромные массы парижских туристов почему-то считают своим непременным долгом побывать на высоте смотровых площадок этого символа Парижа. Желание вполне понятное – оглядеть окрестности легендарного города с высоты птичьего полёта, но на практике всё выглядит немного прозаичнее. Я где-то читал, что при строительстве башни не погиб ни один строитель, но уже при её эксплуатации было много самоубийств, поэтому сейчас смонтированы защитные заграждения. «Птичий полёт» через решётку – это как-то не по-нашему будет.  Сосредоточиться на своих личных впечатлениях от увиденного пейзажа не позволит и настойчивое движение людского потока посетителей. Поэтому, можно сказать, что «возвышенное» знакомство с Парижем состоится лишь мельком и на ходу, к этим ощущениям добавится неприятный осадочек от долгого изнурительного стояния в очередях за входными билетами и на пропускном пункте перед лифтами. Избежать этого можно, заказав билеты за несколько месяцев до поездки, на сайте Эйфелевой башни. Билет стоит от 10 € и больше, в зависимости от высоты подъёма. В назначенный день нужно подойти ко входу минут за двадцать до указанного времени, и минуя живую очередь, предъявить распечатку с подтверждением бронирования и оплаты билетов. Причём опаздывать нельзя – билет будет действителен только 30 минут после указанного времени. В Парижи не каждый день ездим, поэтому для тех, кто напрягся и накопил достаточную сумму денег на это мероприятие, можно порекомендовать продлить возвышенное свидание с городом за счёт посещения высотного бара или ресторана. В первом случае это обойдётся от 10 € за бокал шампанского, во втором случае понадобится в среднем 300 € за обед, причём ресторанные посиделки нужно тоже заказывать за несколько месяцев вперёд, так как много ещё «голодных» людей с такой суммой денег по французской столице бродит.
 
     Для наблюдателя-путешественника, с водной поверхности, силуэт Эйфелевой башни «выныривает» неожиданно, хотя на городской суше её часто видно издалека, словно гигантский флагшток государственного значения. В этом месте, туристы, ступившие на причал, сначала вынуждены протиснуться сквозь строй торговцев разнообразными макетами башни и прочими сувенирами. Местная продающая братия примечательна тем, что это статные рослые негры спортивного телосложения, все словно на подбор отобраны по кастингу. Тут их подконтрольная территория влияния – уличных продавцов другой национальности мы не видели. Не заметили мы и вооружённые патрули полиции, хотя людская скученность в этом месте достаточно большая – огромные очереди возле кассы, и просто праздношатающиеся. Смотреть на Париж с высоты птичьего полёта мы намеревались не здесь, а с верхнего этажа небоскрёба – есть такой менее хлопотный и экономичный вариант. Поэтому мы с удовольствием, минуя толчею, свернули вправо от башни и зашли в парковую зону, что бы обойти это легендарное сооружение, рассматривая его со всех сторон. И не ошиблись в выборе маршрута, и времени прогулки по нему – на глаза нам попалась открытая калитка, которой мы не преминули воспользоваться, чтобы проникнуть за металлическую решётку забора. Гаревая дорожка радушно вела нас к подножию Эйфелевой башни. По обе стороны этой неожиданной парижской тропинки, за сеткой рабицей, зеленела изумрудная трава. Слева от нас приветливо поблескивала водная гладь небольшого озера с извилистыми берегами, надёжно окружёнными высокими деревьями. Некоторые из них были настолько густыми, что ветки с буйной листвой опустились до самой воды и полностью скрыли ствол. В таком виде дерево стало больше похоже на таинственный зелёный холм. Несколько уток неспешно скользили по зеркальной поверхности водоёма, на его противоположном берегу приютился раскидистый дуб. Людей – ни души. Звуки большого европейского города надёжно утонули в листве парка. Совершенно случайно в центре Парижа мы оказались, словно в сказке. Не хватало только для полного комплекта отыскать под дубом учёного кота и золотую цепь.

    Пытливый, настойчивый взгляд бывалых следопытов не подвёл нас и в этот момент путешествия – Ольга радостно вскрикнула и указала на тёмный меховой предмет, уютно расположившийся на береговой лужайке под прикрытием густого куста. При ближайшем рассмотрении  «учёный кот» оказался бобром!? Вот те на! В центре Парижа, у подножия знаменитой башни, разгуливают настоящие бобры. Этот неутомимый речной работяга и сейчас был занят важным делом – сосредоточенно шевеля седыми усами, он с огромным аппетитом грыз яблоко. Ужин был в самом разгаре – перед ним лежало ещё несколько яблок.
 
  Перед этой поездкой мне приходилось читать очерки счастливчиков, посетивших Париж. Особенно потешил и запомнился один из них, где автор-природовед увлечённо рассказывал о представителях дикого животного мира, которых он неожиданно для себя встретил в столице Франции. Ещё по пути из аэропорта Орли ему удалось, зорким глазом бывалого натуралиста, высмотреть дикого кролика у обочины дороги. Дальше, вместо ожидаемого рассказа о парижских достопримечательностях, он в своём очерке уделил много внимания описанию дикого пернатого населения столицы…  Вот и мы не лыком шитые оказались – случайно отыскали под юбкой Эйфелевой башни такой заповедный уголок природы с настоящими бобрами.

   Насладившись потешным обществом неожиданного мехового парижанина, мы продолжили свой путь по тропинке, которая очень быстро уткнулась в служебный пропускной пункт, воинственно ощетинившийся видеокамерами и высокими колючими сетками. Дальше начиналась зона охраны одной из четырёх опор башни, но мы были не в обиде на это ограничение – с нашего места осмотра открылся захватывающий и необычный вид на всё сооружение, которое, решительным росчерком талантливого инженера, величественно устремилось в трёхсотметровую высь. C этого ракурса почти никто не снимает знаменитую башню, а зря. В этом месте впечатлительный зритель, с буйной фантазией, легко может себе представить её живым грациозным исполином – королевой всех исторических сооружений Парижа.  Она словно, высокая статная «архитектурная барышня» в приталенном платье,  для большей устойчивости, широко расставила свои стройные ноги-опоры.

    Зрелище настолько захватывающее, что совершенно не укладывается в голове, как можно было воздвигать это монументальное сооружение в виде временного  оригинального входа на Всемирную выставку 1889 года. Гигантская, по тем временам, башня несколько десятков лет потом ещё держала первое место среди самых высоких сооружений мира, демонстрируя инженерно-технические достижения Франции. Эта «временная» конструкция устойчиво стоит уже больше ста лет, радуя глаз горожан и туристов. Хотя в самом начале своего существования легендарная башня вызвала целую волну негодования и протестов со стороны богемного населения столицы. Многие известные писатели и художники считали это «уродливое» сооружение позорной и безвкусной конструкцией, которая, словно гигантская неуклюжая заводская труба, бросает тень на архитектурную гармонию города.

  До непосредственного знакомства с Эйфелевой башней, мне тоже казалось, что французов куда-то не туда занесло с этим грандиозным проектом – налицо желание прославиться любой ценой, даже в ущерб художественному вкусу. Кто же знал, что есть предметы, с которыми нужно знакомиться только на «расстоянии вытянутой руки», чтобы составить истинное личное мнение, не забивая остроту восприятия чужими впечатлениями, пусть даже они будут отсняты на фото и видео носители.

   Находясь маленькой песчинкой у подножия этой элегантной железной «стрелы»,    только задрав в восторге голову можно ощутить всё величие инженерно-художественной мысли, искусно воплощённое в легковесном металлическом кружеве конструкции. Её талантливому создателю удалось породнить красоту с прочностью. В этом месте нужно напомнить читателю, что все высокоточные расчёты тогда были произведены «примитивным» аналоговым вычислительным устройством – логарифмической линейкой! Каждый узел сооружения прочерчен вручную карандашом. Нынешние инженеры-конструкторы изрядно запыхтелись бы так работать -  они и шагу сейчас не могут ступить без мощных компьютеров. Тем значительнее слава архитекторов прошлого.
 
    Наше свидание с железной Эйфелевой башней состоялось вечером, в эту пору весь её бронзово-коричневый каркас искусно подсвечен мягким жёлтым цветом многочисленных фонарей. Сделано это так здорово и умело, словно талантливые светотехники успешно превратились в алхимиков и из бутафорской бронзы добыли золото, которое залило своим тёплым сиянием весь небосвод над башней. Налюбоваться этим зрелищем невозможно, хочется впитать глубоко в память каждый миг, рука сама потянулась к кинокамере, и тут нас удачно подкараулил ещё один неожиданный сюрприз – стоило мне включить видеозапись, как знаменитая башня весело и радушно вспыхнула множеством голубых мерцающих огней.

    До поездки мы не знали, что с 2000-года в вечернее время, каждый час на пять минут Эйфелева башня расцвечивается «бегущим» огнём иллюминации. Ощущения от этого действа такие радостные, словно встречаешь Новый год. И правда, если запастись озорным настроением и желанием устроить себе внеочередной праздник, то можно легко тут провести его весёлую репетицию. Марсово поле для этого радушно предоставит просторы своих зелёных лужаек. Многие посетители этого общественного парка приходят сюда именно для того, чтобы устроить себе романтические посиделки на траве с видом на Эйфелеву башню. Всюду звучит оживлённый разноязычный говор, короткими молниями сверкают фотовспышки, уличные торговцы проворно мечутся в гуще весёлой публики, предлагая светящиеся сувениры, пиво и французское шампанское (другого у них просто нет!). Забавно наблюдать эту кутерьму на фоне домашних легенд о том, что на Западах очень строго с распитием спиртного в общественном месте – ни одного маскировочного бумажного пакетика мы тут как-то не увидели. Отсутствовали и вооружённые до зубов наряды полиции. Её представителей в форме тут вообще не наблюдалось.

                п. 10

   Купаться в праздничной атмосфере и любоваться блестящим вечерним нарядом французской «железной дамы»  можно достаточно долго, но увлекательный парижский день близится к концу и нужно правильно рассчитать время возвращения в гостиницу, чтобы не оказаться перед закрытыми дверями в подземку, а то и того хуже – на ночёвке в её недрах. В интернете попадались такие «весёленькие» отзывы, загулявших «счастливчиков», которые не успели выскочить из парижского метро до момента закрытия его входных дверей. Проверять на себе, правда это или нет, как-то не входило в наши планы проведения этого интересного и насыщенного впечатлениями туристического дня. Где-то мы читали о том, что столичный метрополитен работает в будни с 5:30 до 00:40, а в праздничные и выходные дни, начиная с пятницы, с 5:30 до 01:40, но мы это в спешке не проверили на месте. Помимо того, в глубине нашего сознания мерцала «красная предупредительная лампочка», напоминавшая о том, что на улицах самого криминального района города, запоздавших беспечных туристов, могу ждать не самые весёлые и жизнерадостные парижские компании, которым мы можем противопоставить только две пары быстрых кроссовок, мои личные навыки, да «грозный» нож сомелье.

   Поэтому, хоть и не хочется уходить, но мы спешно сворачиваем свой эйфелевый «бивуачный лагерь», участвуем в очередном парижском квесте под названием «найди ближайшую замаскированную станцию метро», подземный вагончик резво доставляет нас к зданию Восточного железнодорожного вокзала, мы выходим на поверхность и …

   В гордом одиночестве преодолеваем несколько кварталов до спасительного гостиничного уюта. Забавно об этом писать, но мы на полном пешем ходу успеваем опешить – бульвар и прилегающие к нему улицы совершенно пустынны, там ни души!?? Ни разудалых загоревших братков, ни прохожих. Лишь изредка проносятся запоздавшие сонные автомобили. Совершенно непонятный феномен-аномалия, словно местная задиристая публика оказалась такой страшной, что сама себя запугала и остереглась высовываться в ночное время на улицы самого криминального района города.

  Но как бы там ни было, вскоре за нами закрылась стеклянная автоматическая дверь, несколько крутых виражей гостиничной лестницы и мы ныряем в уют чистенького номера на седьмом этаже. Душ смывает незаметно накопившуюся усталость с наших странствующих тел. Вполголоса,  музыкально мурлычет на французском языке неутомимая телевизионная «плазма» на стене. С нашего балкончика открывается приятный вид, немного притихшего в ночном сне, Парижа. Под нашими ногами крыши французской столицы. Это всё дополнительные элементы не передаваемого ощущения восторга и удовлетворения прожитым туристическим днём. Даже не ожидал, что от общения с городом можно получить такое наслаждение. Вроде ничего особенного, есть более живописные и красивые места. Вероятно всему причина – особенный шарм Парижа. Он так радушно раскрывает свои гостеприимные объятия, что скоро начинаешь ощущать себя его частью. Эмоционально круто завернул этот речевой оборот, но по-другому и не скажешь после личного знакомства с этим городом-легендой. Забежав вперёд, отмечу, что после этой поездки совершенно другими глазами заглядываешь за спины актёров, при просмотре французских фильмов – тут всё знакомым кажется. Не зря наши предки так часто норовили  мотнуться в Париж – что-то родственное есть между нашими народами, какая-то общая бесшабашность и жадность к жизни.

  За этими размышлениями сон, как рукой сняло. Невероятно сильно хотелось продлить яркие ощущения первого парижского дня. В связи с этим, мы организовали лёгкий поздний ужин. Разложили на столе французские разносолы. Комната быстро заполнилась аппетитными ароматами сыров, паштетов и копчёностей. Бутылку красного сухого вина решили откупорить ту, которая была взята в качестве столового напитка только для того, чтобы просто запивать еду, но не тут-то было – нас ждал очередной сюрприз.

  В этом месте необходимо сделать небольшую оговорку. Начитавшись «умного» интернета, мы знали, что во Франции вино можно пить только по цене от 10 Евро за бутылку. За 3-5 Евро можно купить только «уксус» для маринада мяса. По принципу «доверяй, но проверяй» был проведен практический эксперимент – куплены две бутылки красного сухого вина по цене 3,5 Евро и 7 Евро за бутылку. Той ночью у нас была цель только запить еду, поэтому откупорили бутылку за 3,5 Евро. И вот, солнечный виноградный напиток заискрился красными звёздочками в наших бокалах.  Любуемся этим зрелищем на просвет, вдыхаем аромат,  делаем нетерпеливый глоток и получаем очередной информационно-практический шоковый урок – это мы дома пьём за большие деньги заграничный «уксус», а парижским, купленным всего за 3,5 Евро, не получится просто запивать еду потому, что им хочется наслаждаться отдельно, смакуя богатый вкус и послевкусие. Вот те раз, французы для себя не умеют делать плохое вино!? По ощущению оно густое и концентрированное.

   Нам попадались статьи о том, что европейские продукты нужно покупать только по месту их производства, так как весь экспорт, особенно в страны «третьего мира», идёт худшего качества. Например, знаю, что поляки едут в Германию за хорошими продуктами. Есть даже специальные магазины в Польше, привезённых заграничных товаров. И это всё не зря потому, что обычно границу пересекает винный концентрат, который потом разбавляется водой и бутилируется. Ещё замечено, что даже бутылки разлитые по месту производства вина, тоже иногда отличаются  не очень высоким качеством содержимого, и мы всегда готовы были, с сожалением, списать этот досадный факт на небрежность хранения товара. Вот такие мы наивные потребители импорта.

  Хочу сказать ещё несколько слов о французских разносолах, посетивших наш стол, в ту памятную ночь. Оказалось, что французы не умеют делать и плохие продукты питания. Они изготовлены не для того, чтобы их жрали – французский менталитет потребления пищи подразумевает, прежде всего, получение вкусового удовольствия от процесса еды. Что-то подобное мы недавно наблюдали в хлебосольных ресторанах Кипра – там тоже знают толк в изысканной еде. Это тема отдельного рассказа, а сейчас должен сказать, что все французские продукты с нашего гостиничного стола имели аппетитный аромат,  сбалансированное сочетание специй, гармонию вкуса и послевкусия. Такую пищу можно есть только не спеша и смакуя каждый кусочек в отдельности, а можно и устраивать себе миксы – это будет, словно разноцветные краски, умело смешенные художником на палитре, для достижения новой вкусовой гаммы ощущений.  Кстати, что бы насытиться, больших количеств такой еды не требуется – она калорийна и питательна. Потребление вина хорошего качества в сочетании с французскими сырами – это тоже тема отдельного рассказа.

    Туристический гурман всегда найдёт в Париже особенные вкусовые ощущения и для этого необязательно идти в элитные рестораны или магазины за деликатесами, а достаточно в обычном уличном магазинчике купить бутылку  вина и сыр. Прийти с этим к себе в гостиничный номер, налить в бокал вина, дать ему немного «подышать», после чего можно отщипнуть кусочек сыра и прожевать, но не глотать его. Затем можно сделать глоток вина, смешав компоненты во рту. Такая технология потребления пищи раскроет новую богатую вкусовую гамму этих двух продуктов. Это применимо и к копчёностям, и паштетам.

    В заключение этой темы, можно сказать, что фанатичному гурману некогда будет отойти от стола с французскими разносолами и найти время, для, каких-то там, туристических прогулок по Парижу.

                Продолжение следует http://proza.ru/2018/03/06/850 .


P.S. (19.10.2019) Читатель пишет:
"...В общем, все это " оформлено ", не без истинного вкуса, и поэтической патетики (романтического флера)..."; "...нигде не был... И не тянет...насладиться красным вином, коньяком и шампанским...- я и АлкогОль - несовместимы...Поесть жареной картошки в Париже - ехать на край света..?! ЕЕ в российских огородах...Но вот, описание ливневой системы Нотр-дам де Пари...Говорите создает эффект движения и как бы " Полета "...Хм, хм - я люблю магию, эффект чуда, тем более рукотворного..."....

В.К.: Вы меня раскусили : ))) (смеюсь) Есть такая цель достичь каких-то высот истинного вкуса, ненавязчиво окунувшись в поэтическую патетику.
Согласен с вами в том, что глупо ехать в столицу Франции, чтобы нажраться жареной картошки – не тот город. Верно, что для этого лучше в Курск или в Минск мотнуться – вкуснее, дешевле и ближе. : ))) (смеюсь) В Париж мы ехали искать зайцев Анатолия Шишкина и за «бататовой кашей».  Вместо зайцев нашли каких-то залётных бобров, но «кашей» не объелись, к счастью – только разохотились на добавочки.
По поводу нежелания смаковать французские вина и прочее баловство… скажу. Как, чем и где наслаждаться жизнью – личное дело каждого и тропинки его судьбы.
Под дождём, оживающий камень ливнёвки собора «Нотр-Дам» - магия рук зодчего и зоркого взгляда стороннего наблюдателя.
Вы пишите: «Хотелось бы, похвалить вас за правильный русский…» - согласен, тут есть ещё над чем много работать.

P.S."2" (03.09.20) Читатель пишет:
"Замечательно живо и интересно написано. С большим удовольствием прогулялся вместе с вами по улицам Парижа. Вспомнил и свою прогулку в 2015, кажется, году. Многое в нашем восприятии совпало. "Жирные пятна" на тротуарах нам, правда, не попались, но зато бездомных негров, которые вповалку спали прямо на улицах, было предостаточно. Хотя, все это, конечно, мелочи. Париж он все равно Париж, даже с неграми и бездомными. Спасибо! (Константин Рыжов,   03.09.2020)

В.К. (03.09.2020): "Иной раз, некоторые "жирные пятна" можно, от избытка симпатии, приравнять только к досадным морщинкам на лице дорогого и близкого человека".

P.S."3" Читатель поверхностно пишет лаконичные строки вежливой рецензии, которая, всё же, умудрилась всколыхнуть лёгкий ветерок авторской памяти : "Спасибо за ссылку, Виктор!
Информативно написано и выразительно! С уважением, Светлана Петровская   (13.10.2021)

В.К. (13.10.21): "Светлана, а Вам два спасибо (улыбаюсь озорству своей щедрости).
 
Первое - за читательскую отзывчивость потому, что свои ссылки я давал абсолютно бескорыстно, из озорства щедрого желания просто поделиться яркими впечатлениями. Т.е. ответные рецензии - не самоцель, а "побочный эффект" (улыбаюсь) сугубо добровольного импульса читателя.

Второе спасибо Вам за лишний повод мне тоже немного виртуально прогуляться по нашему (с Ольгой) Парижу. Не удержался, и, с Вашей подачи, мне взбрендилось опять бегло нырнуть в густой перелесок строк текста этой зарисовки о заграничном вояже. Правда, я сегодня дольше задержал свой авторско-читательский взгляд на второй странице-продолжении "Париж 2017, знакомство за 2 дня. День второй", где заново предпочёл немного остудиться холодной надменностью элитной парижанки (случайной прохожей во время поиска фирменного парфюмерного магазина «Sephora»).
 
И с умилением отогреться атмосферой сценки моей незапланированной манеры "поторговаться" за цену завтрака, где: "...я подошёл рассчитаться с барменом, и тут схлестнулись наши «языковые рапиры» - мой доморощенный английский с его таким же. Настроены мы были крайне доброжелательно, но мой национальный акцент, который я густо накладывал на доморощенный английский, возвращался мне, изрядно перекрученным и помятым, «бумерангом» назад, в виде ответных слов, искорёженных французским акцентом в доморощенном английском языке бармена. Нам было весело, но мы готовы были вспотеть от усердия. Позже мы всё-таки....".

Это было очень похоже на ситуацию, описанную в моём рассказе "Италия. Мужчина, не заходите за буйки!", где:
"... ч.44 Походный казус

    Тут мелькнул один походный казус. Итальянского языка мы не знаем, английский «доморощенный» тут тоже не в ходу потому, что они так же учились в школе, как и мы, но, видать, проявляли меньше усидчивости и терпения в этой лингвистической науке. Билеты в этой мутной атмосфере общения мы умудрились купить благополучно, но вот уверенности распознать нужный автобус у нас не было.

    Я мотнулся было к одному из них. Спросил у водителя на «чистом итальянском" языке: «Автобус идёт на «Сан-Дона-ди-Пьяве»?». Но, видно при этом, у меня был такой же акцент, как и у Гоши из фильма «Бриллиантовая рука», когда он пытался сказать, на точный иностранный манер: «Тшорт побьяри!!». В ответ на это водитель отрицательно покачал головой. Но, к счастью, мы с Ольгой в таких заморских походах работаем, как одна слаженная команда и всегда подстраховываем друг друга. Обычно мой конёк – ориентирование на местности и «полиглотство» в радушном общении с местными «аборигенами», а Ольга помогает мне в этом своими домашними стратегическими заготовками из интернета или личной способностью к интуиции, усиленной молниеносной манерой выхватывать нужную информацию из окружающей обстановки.

  Так и в этот раз получилось. Мне не удалось «достучаться» до водителя автобуса, а Ольга уловила объявление вокзального диспетчера и поймала, на слух, разницу местного произношения итальянского названия «Сан-Дона-ди-Пьяве». На нашем слуху оно выглядело, как: «СандАна». И всё! Коротко и понятно местным. А я полез к человеку со своим шамканьем на «доморощенном» итальянском языке неумело выписывая каждую буковку длинной фразы. Ольга мотнулась к «моему» водителю автобуса и сказала ему, всё как надо: «СандАна?». В ответ он утвердительно кивнул ей головой, и мы поспешили загрузиться в этот автобус....".

С уважением, Виктор